Тысяча первых шагов

Очень банальная мысль, которая слабо связана с дизайном, но она мне так часто помогает в работе, что стоит того, чтобы про неё написали ещё раз.

Aleksandr Lopatiuk
Дизайн-кабак
5 min readFeb 26, 2017

--

Я очень ленивый, мне сложно начать работать (особенно после того, как плотно перекусил), а получив новую задачу, я никогда не знаю, как к ней подступиться.

Меня очень тяготит эта фигня, и я постоянно пытаюсь придумать, как же мне справиться с этой невыносимой ленью. Я, бывает, лягу на диван и часик-полтора пытаюсь придумать, как бы мне так ловко побороть лень раз и навсегда. Бывает, вздремну по-пути.

Составление планов борьбы с ленью (Да, мне было лень сфотать себя и я нашёл эту фотку в инете)

Вся суть

Я нашёл для себя способ, который в большинстве случаев позволяет мне довольно быстро взяться за работу — я просто делаю какой-то первый шаг. Я настолько ленив, что сделать всю задачу целиком — непосильная задача, даже если это задача на пять минут. Но сделать какой-то один мелкий шаг не очень сложно, даже если через силу.

Смысл в том, что первый шаг заставляет мозг шевелиться и думать о задаче, а я вообще очень люблю думать. И, когда я делаю первый шаг, в голове начинает двигаться серая жидкость (я слышал, что у некоторых людей в голове «серое вещество», но это не мой случай), которая тут же хватается за проект, начинает обдумывать следующий шаг, мысль начинает ветвиться и пускать плоды и, глядишь, вот я уже погружён в проект, дизайню с двух рук и вот это всё.

Первый шаг работает намного лучше, если его реализовать очень просто, а мозг сразу понимает, куда сделать второй шаг, третий и так далее. Поэтому, я стараюсь сделать так, чтобы первый шаг подразумевал следующие шаги. Это получается не сразу и приходит с опытом, начинают вырабатываться трюки — выработанные первые шаги для привычных ситуаций.

Главное — это не переставать верить в то, что задачу можно бросить, проект удалить, компьютер разбить, а помещение облить бензином и сжечь, если первый шаг не привёл к следующему. Ну, или хотя бы просто отложить задачу на неопределённый срок.

Примеры

Пример с новым проектом

Например, первый шаг для того, чтобы начать новый проект — это открыть гуглодок и написать «Цель бизнеса». Не выписать всю цель, а именно написать эту строчку. Очень простой шаг. И, тут есть маленькая хитрость: основная цель бизнеса всегда очень проста — заработать денег. И, когда я пишу два простых слова «Цель бизнеса», то в голове уже прыгает мелкий чувачок, машет ручонками и кричит «Я знаю! Я! Спроси у меня! Деньги! Бизнесу нужны деньги! Ну же, запиши! Прибыль! Давай, пиши быстрее!».

Первый шаг в новом проекте

И я, конечно, начинаю писать. А пока пишу, в голове возникают другие вопросы: «А какая задача помимо денег?», «А какую проблему пользователя решает продукт?», «А зачем пользователю этим пользоваться?», «А какие у продукта целевые группы пользователей?», «А чем он лучше конкурентов?» и так далее. И пока пишу, там уже и какие-то интерфейсные решения в голове, и всё такое. Процесс пошёл, двигатель толкает поршни, машина дизайна едет вперёд.

Пример с возвращением к работе

Иногда бывает так, что нужно вернуться к работе после приятного обеда, послеобеденной прогулки и небольшого перерыва на кофе. Садясь за компьютер первый шаг для меня — это переместить какой-нибудь объект в макете.

Я стараюсь оставлять работу такой, чтобы что-то одно очень простое было недоделано.

Например, строчку текста, которая выходит за сетку. Иногда просто перемещаю какой-нибудь блок в сторону, чтобы потом его можно было вернуть на место. Сдвигаю таббар в мобильном приложении влево и вверх или вроде того. И, когда я возвращаюсь к работе, я вижу таббар не на своём месте, ставлю его куда положено, и это срабатывает как первый шаг, а голова уже думает, что ещё можно доделать в макете и я начинаю это делать.

Пример с написанием статьи

Самым неоднозначным примером является мой подход к написанию статьи. Вы можете обратить внимание, что у меня не так много опубликованных статей на медиуме (две, включая эту). Первый шаг — это записать основную мысль статьи в виде одного предложения. Например, для этой статьи я записал «рассказать о принципе первого шага». Это так же очень полезно, чтобы просто не забыть мысль, даже если статье не суждено быть опубликованной. Я открыл новый гуглодок (обожаю гуглодоки), записал эту мысль и тут же начал её разворачивать. Принцип сработал, текст начал писаться.

Но, потом меня отвлекли, я бросил это дело и статья осталась незаконченной. Примерно месяца на три :-) И, вроде, незаконченность — это хорошо, это значит, что легко вернуться к работе, как с макетами. Но, если работа — это работа, макет открыт на компьютере, и к нему легко вернуться, то статья пишется в свободное время, и вернуться к ней намного сложнее.

Вообще, у меня где-то пара десятков начатых таким образом статей. Надеюсь, мой новый трюк поможет мне опубликовать хотя бы пяток из них.

И вот, сегодня, лёжа на диване, я подумал о том, что стоило бы закончить какую-нибудь из статей, и что хорошим первым шагом для этого будет прочитать последний абзац какой-нибудь статьи.

Смотрю, а у меня там статья про первые шаги не закончена, да и вроде оставалось дописать совсем чуть-чуть. И тут же сложился план рассказать ещё один пример — про написание статьи. Я его дописал, потом бахнул вывод в конце, ещё добавил мудрую цитатку в тему, чтобы было как в крутых мотивирующих пабликах вконтакте и — вуаля — статья готова!

Вывод

Первый шаг — это хороший способ приступить к работе. Я делаю десятки первых шагов каждый день в куче самых разных задач. Но, эта тема работает только в том случае, если работа в принципе нравится. Например, когда очень нравится заниматься дизайном в целом, но конкретные задачи вообще ни разу энтузиазма не вызывают.

Ну и, конечно, бывает, что даже с интересными задачами первый шаг не срабатывает. Уже вроде и графический редактор открыл, и блоки нужные на места поставил, и даже заголовок переписал, а всё равно мозг не заводится, серая жидкость не закипает. В таких случаях ничего не остаётся, как пойти прилечь на диванчик и составить новый план.

Брейн, а что мы будем делать завтра? То же, что и каждый день: придумывать, как побороть лень!

Но то, что эта техника срабатывает не всегда, не значит, что она не имеет права на жизнь. Она так же работоспособна, как работа по помидоркам (обожаю помидорки), составление списка задач (обожаю списки), аджайл (у меня контора работает по скраму), GTD (даже не знаю, что значат эти буквы) и прочий самообман.

В общем, попробуйте, может оно и у вас сработает.

А вот и ванильная цитатка:

«Путешествие в тысячу ли начинается с одного шага» — Лао-цзы

--

--