Как развивать дизайнеров. Опыт 7 Арт-директоров.

Arsentii Horelik
Дизайн-кабак
13 min readApr 10, 2019

Всем привет! Недавно у меня в компании стал вопрос о том, как можно развивать уже крепко стоящих на ногах дизайнеров, что давать им помимо базовых знаний, которые они получили на курсах. Поэтому я решил обратиться к Арт-директорам украинских дизайн-агенств и спросил об их опыте в развитии своих сотрудников. Свои мысли я сформулировал в 3 вопроса и задал их всем участникам.

Вік Ватаманюк Madcats Agency

Расскажи, как проходит твой день в компании, чем ты занимаешься, что входит в твои обязанности?

Підтягуюсь в офіс на 11-у. День починається із загальних зборів, на яких кожен розказує про досягнення за день вчорашній і далі ми проговорюємо, хто чим займеться сьогодні. Це схоже на ритуал, який має свої традиції, наприклад, збори починаються з виголошення цитати на вільну тему. Далі кожен занурюється у свої задачі, а в мої обовʼязки входить давати зворотній звʼязок дизайнерам. Частину задач беру на себе, оскільки вважаю: тільки постійно практикуючи ремесло, можна розвиватись, як професіонал.

Как ты занимаешься развитием дизайнеров?

В основному у філософських бесідах при обговоренні результатів роботи :) Скажімо, нещодавно ми обговорювали питання, як передати те чи інше враження в ідентифікації, а закінчили розмовою про теорему Геделя про неповноту і питанням віри в дизайні. Також обговорюємо чужі роботи, фільми, враження від поїздок тощо. Час від часу ми проводимо так званий «творчий четвер», на який запрошуємо когось із друзів-професіоналів у різних галузях поговорити і поділитися власними поглядами. Часом ділюсь власними спостереженням та знахідками в чаті, аналітикою, яку роблю на проектах та поза ними.

Если ли у вас в компании системы планирования / достижения определенных целей по развитию дизайнеров? Есть ли поощрения или наказания?

Наразі займаюсь побудовою системи навчання для молодих дизайнерів, яка включатиме цикл лекцій та практичних завдань. У нас в агенції є проектні грошові бонуси, які дизайнер отримує в разі успішного завершення проекту. Ми віримо в добру природу людини як творця, тому покарань немає. Якщо щось пішло не так, ми проводимо виховні бесіди :) Також ми сприяємо будь-яким навчальним ініціативам самих дизайнерів.

Валентин Боев Halo Lab

Расскажи, как проходит твой день в компании, чем ты занимаешься, что входит в твои обязанности?

Так как я являюсь владельцем студии, то мой день без заполненного to-do листа рискует превратиться в самый настоящий хаос. Я буду бегать как белка в колесе, поделаю всего по чуть-чуть и в итоге ничего не успею.

Поэтому мой день начинается с приложения Things, в которое я записываю дела на день. Я стараюсь приходить в офис пораньше, чтобы успеть разобрать почту, связаться с нужными людьми, либо закрыть другие мелкие дела до того момента, как начнут все подтягиваться на работу. Все созвоны я обычно планирую на “после обеда”. Это позволяет как-то структурировать рабочий день.

Помимо того, что всегда есть десяток важных дел по студии, стараюсь держать руку на пульсе всех текущих проектов. Параллельно занимаюсь маркетингом и наработкой связей, что в итоге приносит клиентов. Эта часть мне нравится больше всего в моей работе. Когда не хватает рук, а проект интересный, либо не хочется терять стоящего клиента, приходится закатывать рукава и приступать к проекту индивидуально. Пока нас не много — 20 человек, я могу позволить изредка это делать. Это позволяет оставаться в тонусе, что тоже немаловажно для студии дизайна.

Как ты занимаешься развитием дизайнеров?

У каждого человека есть свои сильные стороны. Мы стараемся их определить как можно раньше. Еще на собеседовании мы пробуем понять, есть ли у начинающего дизайнера потенциал, а если дизайнер с опытом, то насколько он легко и быстро может перестроиться под наши процессы.

Сейчас у нас в Halo Lab 10 дизайнеров с абсолютно разными скиллами и особенностями — это позволяет быть многогранными. Каждый день мы узнаем что-то новое, внедряем новые процессы, экспериментируем со стилями. Хороший дизайнер тот, кто много спрашивает. От людей, которые просто просиживают штаны и ничем не интересуются, мы сразу избавляемся. Самое приятное в этом всем то, что я чувствую, как постоянно развиваюсь вместе с другими дизайнерами. Что-то рассказывая, либо объясняя, я в голове сам структурирую для себя эту информацию. А когда чувствую, что я в чем-то провисаю, мгновенно бегу с этим разбираться.

И я в который раз посоветую книгу “Refactoring UI” всем дизайнерам интерфейсов, а тем более новичкам. Даже не так — я настаиваю, чтобы все ее прочли.

Если ли у вас в компании системы планирования / достижения определенных целей по развитию дизайнеров? Есть ли поощрения или наказания?

У нас внутри студии была разработана система легкого порога входа в команду. Вся информация, система обучения для новичков, описание процессов — все зафиксировано в формате wiki в Notion.

Дальше всё просто — ведущие дизайнеры начинают проект, начинающие помогают. Изредка мы новичков “бросаем в воду” и смотрим, готов он или нет. Если не готов, то «подаем руку», анализируем ситуацию, даем отдышаться, а спустя время снова толкаем в воду. И так пока не научатся.

Стоит не забывать о том, что все люди разные и тут важен индивидуальный подход. Кому-то нужно больше времени, кто-то бежит быстрее, чем нужно. Всю активность дизайнеров мы фиксируем в течение месяца и ведем учет КПД. Это позволяет понять, когда дизайнер проседает, а когда сильно старается и тем самым дает повод для повышения.

Самый важный скилл в этом бизнесе — находить правильных людей!

Александр Кагор MEAT Agency

Расскажи, как проходит твой день в компании, чем ты занимаешься, что входит в твои обязанности?

Мой день заканчивается и начинается с 3-ех программ: Todoist, Gmail и Pipedrive. Потом в работу включаются еще Excel и Sketch. Никогда не бывает одной большой задачи, над которой я могу работать сосредоточенно работать весь день, как дизайнер. Иногда скучаю по этому. Потому что задачи эти могут быть очень разные. Порой сложно за несколько секунд переключиться с ревью дизайна к финансовым показателям, а параллельно отвечать на вопросы в чате от студентов. Но в целом, это то, что прет. Я люблю такой темп. Главное — правильно выдыхать)

Как ты занимаешься развитием дизайнеров?

Главное развитие дизайнеров в любой компании — свобода в действиях, тесная коммуникация с командой, постоянный фидбэк и еще интересные проекты и задачи. Это стоит на первом месте. Потому что какие плюшки бы не предлагала компания — основная цель дизайна, как работы — атмосфера, проекты и деньги.

Но бонусы у нас, конечно же, тоже есть в виде частичной компенсация обучения на любых курсах. Ну и, конечно же, все лекции и курсы в meat.study для сотрудников meat.agency бесплатны. Дизайнеры этим пользуются :)

А еще раз в месяц мы делаем презентацию своих проектов и наработок за несколько недель. И есть у нас еще дизайн вечера. Где-то раз в месяц тоже. Делимся своими ископаемыми за месяц в дизайне, фотографиями или просто интересными новостями из дизайн- и бизнес-мира.

Если ли у вас в компании системы планирования / достижения определенных целей по развитию дизайнеров? Есть ли поощрения или наказания?

Сейчас внедряем систему роста дизайнеров. Чтоб каждый понимал, куда и как ему двигаться, чтоб степень “прожарки” был получше. У нас вместо Junior — Rare дизайнер, а Senior, соответственно, Well Done :) Но поскольку делаю это я сейчас сам, это не быстрый процесс. Надеемся к лету внедрить.

Инициативы в MEAT поощряются, за кейсы вознаграждаем бонусами и премиями. Есть еще безлимитный отпуск. Особо не наказываем. Какой смысл? Если дизайнеру неинтересно или что-то не нравится — я сразу это замечу и обсужу это лично. Если кто-то зафакапил — это вина не дизайнера, а меня, как плохого руководителя процесса.

Александр Турищев Zajno

Расскажи, как проходит твой день в компании, чем ты занимаешься, что входит в твои обязанности?

Сложно описать “день”, так как постоянно происходит что-то новое и неожиданное. Начинается наш рабочий день в 11–00 и это время, в которое происходит общий митинг. Скорее, это небольшая синхронизация о том, что сделал вчера и что предстоит сделать сегодня. Основная моя обязанность, как арт-директора — это помнить о наборе ценностей, которыми мы дорожим, и следить за тем, чтобы они были качественно транслированы в нашу работу. Помимо этого — это дизайн проектов, который я создаю довольно часто. Маркетинг Zajno, который нужно не упускать из виду. И, конечно, находиться рядом с командой ребят в нужный момент времени. Креативная команда у нас небольшая: два дизайнера интерфейсов (если считать и меня), иллюстратор и моушн-дизайнер. Мы все в Zajno стараемся проявлять свои сильные стороны, даже если они не входят в нашу зону ответственности.

Как ты занимаешься развитием дизайнеров?

Мой подход заключается в создании определенного уровня вовлеченности в то, чем мы занимаемся. Это что-то вроде посева семени и ежедневное ухаживание за ним. Огромный акцент уделяю человеческой составляющей, нежели профессиональной. Ибо верю, что порядок в голове способен задействовать глубинную “супер-силу”. Со своей стороны стараюсь всегда быть честным и открытым, говорить по делу. Это не значит, что у нас работают люди с низким уровнем профессиональных качеств. Скорее то, что акцент на это не так высок, каков мог бы быть. Сейчас я работаю над тем, чтобы дать максимальную свободу при работе над коммерческими проектами и вмешиваться в их работу только, если в этом есть критическая необходимость. Думаю, что уровень ответственности, который есть у нашей команды, способствует развитию, как нельзя лучше.

Если ли у вас в компании системы планирования / достижения определенных целей по развитию дизайнеров? Есть ли поощрения или наказания?

В нашей компании нет никаких систем планирования / достижения определенных целей по развитию дизайнеров. Мы не являемся сторонниками наказаний. Однажды, в детстве, я уснул, когда меня поставили в угол. Подумал, что будет глупо с моей стороны ставить “в угол” членов команды. Поощрения скорее “да”, чем нет. Иногда финансовые, иногда в виде путешествий, образовательных мероприятий или еще чего-нибудь подобного.

Ольга Шевченко Vintage Web Production

Расскажи, как проходит твой день в компании, чем ты занимаешься, что входит в твои обязанности?

На данном этапе я официально нахожусь в декрете, но все равно иногда приезжаю в компанию. В основном я общаюсь с креативной командой (копирайтером, motion дизайнером, маркетологом) мы готовим новые showreel’ы, придумываем поводы для постов, немножко SMM, дополнительные фишки, которые выходят за рамки продукта, который мы создаем внутри компании.

Также, я занимаюсь обучением дизайнеров раз в неделю. Я даю им лекции, где мы углубляемся, вспоминаем базу. Так как команда обновляется, новым ребятам надо всё равно рассказывать какие-то вещи для того, чтобы у всех было единое понимание, единый графический язык и виденье. Также проверяем, делаем ревью работ, всё ли хорошо. Так в мои задачи входит обучение и вдохновение команды. Таймингом и нагрузкой, операционными задачами команды занимается отдельный человек.

Еще одна вещь, которую я делаю в компании — я нахожу сайты, “нашпигованные” эффектами и общаюсь с отделом Front-End, спрашиваю их об реализации, как мы можем это сделать, как мы можем это использовать у себя и добавляем в библиотеки. Держу связь с этой частью команды.

В офисе я бываю раз в неделю, максимум — два. Сейчас мои обязанности в основном — это воспитание двух детей: 4-х летнего и 8-ми месячного.

Как ты занимаешься развитием дизайнеров?

У меня есть курс в Projector для продвинутых дизайнеров. Курс включает основы креативной типографики, нестандартные сетки, построение анимации, режиссуру своего сайта, а также ответы на вопросы, как понимать клиента, как быть немного копирайтером, как использовать ассоциации не первого порядка для того, чтобы проекты становились классными, что такое awwwards winning сайты и как к ним максимально приблизиться. Этот курс я адаптировала для своих дизайнеров внутри Vintage. По нему происходит обучение, это полноценная двухмесячная программа внутри компании, которую я делаю для наших дизайнеров.

Если я нахожу какие-то классные штуки, я сбрасываю им это в качестве вдохновения и даю им задание наполнять наш Behance, Dribbble. У нас есть правило: каждый день дизайнер заходит на awwwards, просматривает 5 работ и узнает, какие новые штуки появились в мире. Это делается для того, чтобы все время держать руку на пульсе, быть в трендах и понимать, куда развиваются технологии и куда движется дизайн-индустрия.

Если ли у вас в компании системы планирования / достижения определенных целей по развитию дизайнеров? Есть ли поощрения или наказания?

Наказаний как таковых нет. Поощрения, конечно же, есть: это может быть поход в ресторан, премия. Самое лучшее поощрение для дизайнера — это если он выигрывает какую-то награду своим дизайном. То есть, это максимальная классная штука: он сделал классный продукт для клиента, при этом он получил признание мирового уровня. Даже такие вещи, как диплом, статуэтка, грамота, очень вдохновляют дизайнера.

Владимир Смирнов Spiilka

Расскажи, как проходит твой день в компании, чем ты занимаешься, что входит в твои обязанности?

День начинается в 9:00 ‒ 9:30 и заканчивается в зависимости от дня недели в 19:00 или 20:00. В мои обязанности входит подготовка нью-биз приложений, встречи с клиентами, разработка дизайн-концепций, иногда проведение исследование и разработка прототипов, а также финансовый мониторинг и вопросы back office. Так как бюро небольшое, то работы хватает 🙂 Стараюсь оставлять два дня в неделю — среду и четверг — на дизайн, чтобы посидеть в офисе, не ездить на встречи, попроектировать и подумать.

День разбиваю по принципу 1–3–5. 1 — это основная задача, которую должен выполнить, чтобы день мог считаться успешным — это может быть встреча, разработка концепции, презентации или лекции, также это может быть личное дело, например, поход к зубному. 3 — три важных задачи, которые хорошо бы выполнить и 5 разных мелких задач — позвонить, заплатить, напомнить, заказать. Работу от личной жизни не отделяю, в список попадает всё.

Как ты занимаешься развитием дизайнеров?

Мы просто работаем вместе над интересными проектами и прокачиваем друг друга — фидбеки-брейнтрасты, обсуждения, совместный поиск решения. Дополнительно в бюро существует практика, когда каждую пятницу один из нас проводит лекцию на любую интересующую его тему. Также каждый в бюро может выбрать себе любые онлайн- или оффлайн-курсы и бюро оплачивает 75% их стоимости.

Если ли у вас в компании системы планирования / достижения определенных целей по развитию дизайнеров? Есть ли поощрения или наказания?

У нас таких систем нет. С ростом дизайнера растет его зона ответственности и растет сложность проектов, которые он может потянуть. Системы поощрений и наказаний тоже нет. Мне кажется, что для всех нас лучшая награда — круто сделанный проект и совместная работа над ним. Ошибки разбираем и стараемся их не повторять. Но мы очень семейная компания — стараемся не замечать и нивелировать недостатки друг друга и поощрять/развивать сильные стороны.

Ярослав Леоненко The23.design

Расскажи, как проходит твой день в компании, чем ты занимаешься, что входит в твои обязанности?

Начну с того, что мой рабочий день начинается +-10:00. Придя в студию, я первым делом готовлю себе кофе и продумываю план рабочего дня поэтапно — это мне помогает максимально рационально использовать свое время. Но на практике, всё очень быстро может поменяться из-за различных ситуаций). Самая главная моя обязанность — выпустить «хороший продукт». Скажем так, я веду (курирую) каждый проект: от начала и до конца. Проверяю, улучшаю, советую, даю правки и конечно же, делаю дизайны. Если нужно, засиживаюсь с дизайнерами допоздна и мы вместе закрываем задачи. Помимо контроля и советов, я, конечно же, рисую дизайн и анимирую его, задаю стиль будущего сайта, после чего дизайнер, который назначен на проект, продолжает рисовать дальше. Но если я вижу, что дизайнеру по силам справиться с концепцией, эта задача переходит ему. Также я придумываю идеи к каждому проекту, но чаще всего мы делаем это вместе с командой, так у нас получается круче! Встреча с клиентом тоже не проходит без меня, я присутствую на тех этапах, где это необходимо, ну и конечно же, я участвую в презентации дизайна. Помимо дизайнеров и клиентов, я тесно взаимодействую с программистами, проверяю вёрстку, даю им правки, вместе мы думаем над анимациями и способами их реализации. И так от проекта к проекту.

Как ты занимаешься развитием дизайнеров?

Я регулярно занимаюсь с дизайнерами саморазвитием. Чему-то я учу их, а чему-то они меня. Самое главное в обучении — это желание, дикое желание обучаться, без этого не будет никакого прогресса. Поэтому в нашей команде именно такие люди, они по-настоящему живут этим. Дизайн — это та вещь, которую ты можешь сотни раз показать, сотни раз объяснить, но пока человек сам не попробует, не сделает, не испортит и не повторит — результата не будет.

При работе с каждым из дизайнеров, я анализирую его сильные и слабые стороны. Если я вижу какие-то ошибки индивидуального характера, мы садимся и я объясняю ему. Если же проблема набирает общее недопонимание, я составляю глобальную тему и провожу лекцию. На лекциях, помимо теории, мы разбираем много примеров: сайты, крутые идеи и реализации, композицию, колористику, типографику, анимации, иллюстрации, а затем — практика, много-много практики. У нас даже есть домашнее задание и оно обязательно. Нужно рисовать выдуманные проекты и их анимировать, я так веду свой Behance. И советую каждому дизайнеру — во-первых это расслабляет, а во-вторых очень хорошо прокачивает.

Вспоминаю себя год назад, когда я только пришел в студию после курсов, я ночами не спал, я рисовал, рисовал и рисовал. И чем больше ты рисуешь, анализируешь и пробуешь, тем быстрее ты развиваешься. Как ни странно, но на студийных проектах дизайнеры не так быстро прокачиваются, потому что на них влияет целых три фактора: арт-директор, проект-менеджер и клиент, каждый из которых вносит свои корректировки. А тут не на кого положиться: правильно или не правильно, красиво или не красиво, удобно или не удобно — решаешь только ты. Когда дизайнер сам принимает решение и полагается только на самого себя, он более осознанно делает дизайн, он не перекладывает ответственность на других (например, тех троих), а значит он развивается. Нужно очень много рисовать и экспериментировать, только так ты станешь хорошим дизайнером. Ну и конечно, очень сильно любить то, чем ты занимаешься. Конечно, потом они приносят дизайны и анимации мне и мы их разбираем — так и развиваемся

Если ли у вас в компании системы планирования / достижения определенных целей по развитию дизайнеров? Есть ли поощрения или наказания?

Конечно мы, как и любой бизнес, зависим от сроков, в которые должны укладываться все, кто работает в студии. Если кто-то не успевает — общаемся с человеком. Если это повторяется систематически — прощаемся. Поощрения — премия. Если это повторяется систематически — поднимаем з/п.

Спасибо всем участникам статьи! Спасибо Марине за помощь в редактуре! Всем дизайн!

--

--