О современных плакатах, дорожных знаках и не только

Креативная Польша

Для тех интересуется графическим дизайном или планирует посетить Польшу

Katya Tinmey
5 min readMay 27, 2019

--

В мире графического дизайна, Польша известна своей Школой плаката с невероятными сюрреалистичными сюжетами телесных метаморфоз.

Bloody Wedding. 1990. Stasys Eidrigevicius
AIRPLANE.1984. Witold Dybowski
Terms of Endearment. 1983. Andrzej Pagowski
Alien.1979, Jakub Erol
Cabaret.1972. Wiktor Gorka

Но в этой истории я хочу поделиться своими творческими выводами после путешествия в Польшу. Мне приходилось бывать в разных странах, и при всем большом вкладе этих стран в мировой дизайн, ни одна из них не показалась мне настолько креативной как Польша.

1// Уличное искусство

Первое, что замечаешь — повсюду на улицах висят брошюры, небольшие плакаты и наклейки, украшенные поверх рисунками и текстом. Для тех, кто любит рассматривать такие мелочи, Польша — это большой подарок. Многие посчитают это вандализмом, но у творческого человека от такого загораются глаза и мокнут ладошки.

Удивительно, но плакатное мастерство в Польше живет и продолжает развиваться. Здесь до сих пор стоят круглые афишные столбы, на которых висят самые разнообразные креативные плакаты. Некоторые из них продолжают старую живописную технику и сюрреалистические сюжеты:

Некоторые созданы с использованием современных техник, но не менее интересны:

Польское искусство плаката является национальным достоянием и поддерживается на государственном уровне — часто конкурсы плакатов спонсируются властями города и государственными организациями. В некоторых из них, могут также поучаствовать и иностранные граждане, например, в Международном Биеннале Плаката (Варшава, Польша).

2// Дорожные знаки

Возможно я бы даже не обратила внимание на польские дорожные знаки, если бы не увидела этот знак с девочкой и гигантской конфетой. Знак этот очень напомнил мне девочку с воздушным шариком Бэнкси. Покопавшись в интернете, я поняла, что у поляков даже к дорожным знакам особое творческое отношение:

Во-первых, этот неожиданно подробный для дорожных символов знак означает пешеходный переход часто используется детьми. Это самый яркий и интересный дорожный знак, который я видела в своей жизни. Если вы видели что-то интересней, пожалуйста поделитесь со мной.

Лежащая на боку машина сигнализирует «аварию». Без шуток, очень логичная пиктограмма, и мне непонятно почему ее не используют нигде в мире кроме Польши и Зимбабве. Наверное, чтобы сложнее было сдать на права, другого объяснения я не нахожу.

Знак, где велосипед пролетает над японским солнцем напомнил мне плакат к фильму «Инопланетянин». Он означает начало или конец регионального велосипедного маршрута. Подобный красный круг используется в Польше только в этом дорожном знаке, интересно почему создателям знака пришло в голову использовать именно этот символ еще и в двусмысленной трактовке «начало или конец»?

Этот дорожный знак по моим поискам уникален — отдельного знака с предупрждением о том, что дорожная разметка недавно была окрашена, нет ни в одной стране мира (даже в Зимбабве).

На этом пляже продают квас, подумалось мне. На самом деле, это Европейский знак — транспортные средства с товарами, которые могут загрязнять воду.

Знак с указанием количества изгибов дороги влево и вправо. Мне показался очень интересным и логичным.

Также необычный и прозаичный для российского восприятия, прописанный словом знак — конец запрета или парковки.

3// Музей плаката

На данный момент Музей плаката в Вилянуве — это единственный офлайн музей плаката в мире. 20 июня 2019 года в Нью-Йорке откроется еще один музей— Дом плакатов. Также на Манхеттене сейчас существует музей плакатов коллекционера Филлипа Уильямса, но это скорей магазин винтажных плакатов, чем музей в привычном для нас понимании.

Польский музей плаката был открыт еще в 1966 году и на данный момент его фонд насчитывает 36 тыс. польских и 25 тыс. иностранных плакатов. Также на счету музея 24 проведенных международных биеннале плаката.

Данный музей находится в одном из дальних районов Варшавы — Вилянуве. Из центра Варшавы туда можно добраться на автобусе за полчаса (по понедельникам, кстати, вход бесплатный). Музей представляет из себя отдельное здание с внутренним двориком, где летом проходят дополнительные экспозиции. При входе имеется касса и небольшой магазин с мерчем, дальше один большой экспозиционный зал, разделенный на секции. Экспозиции в зале постоянно меняются, я попала на тематическую выставку плакатов об опасностях Интернета. Ниже плакаты победителей этого биеннале, если вам интересны фото других плакатов экспозиции, они находятся в конце статьи.

4// Галереи польского плаката

В Польше очень много галерей плаката. Это небольшие магазинчики, где продают знаменитые польские плакаты разных размеров и на различных носителях.

Я заходила в разные галереи Варшавы и Кракова, но больше всего по цене и разнообразию плакатов мне понравилась галерея в Старой части Кракова — Cracow Poster Gallery. Там можно спокойно посмотреть и пощупать все плакаты и дополнительно к любой покупке получить подарок ☺ (Я купила три открытки и получила еще две).

В этой истории я поделилась своим мнением о Польше. Я не агитирую никого ехать в Польшу целенаправленно за дизайн-туризмом, но если вы вдруг окажетесь в Польше, я буду рада, если вам пригодится информация из этой статьи.

Если вам понравилась история, вы можете клапснуть ее до 50 раз ❣️ Мне будет очень приятно!

Всем Рим!

Читайте другие мои статьи на русском языке:

Behance | Instagram

--

--

Katya Tinmey
Дизайн-кабак

Book designer with a passion for typography. For contacts please visit tinmey.com