Как дизайнеры стали теми, кем стали #01

Александр Ловягин

Андрей Болонев
Дизайн-кабак

--

Давно хотел взять интервью у простых востребованных дизайнеров. О том, как они развивались, где учились, какие навыки им помогли. Не у топовых специалистов, которые имеют десятилетний опыт, а у молодых, чтобы информация была актуальна и сейчас.

Считаю, что первый заход в профессию является самым сложным. Многие застревают на нём несколько лет, некоторые справляются за месяцы, а другие и вовсе остаются навсегда.

Целью интервью не является выявление победителя по принципу «Кто быстрее». У всех свой ритм и смысл жизни. Я хотел показать начинающим дизайнерам реальные примеры вхождения в профессию и дальнейшее развитие, показать это с разных сторон на реальных примерах, а выводы каждый сделает сам.

Александр Ловягин

— UI/UX дизайнер
Портфолио
— Опыт: 5 лет
— Работает в Job today
— Куратор Коммм

Расскажи, как начинался твой путь дизайнера?
В школе я увлекался обработкой фотографий, цифровой иллюстрацией. Всегда тянуло на что-то цифровое и художественное, если можно так сказать. Делал фан арт для Linkin Park, например. Потом на 4 курсе университета искал способ заработать в интернете и нашёл на бирже фриланса раздел «Дизайн сайтов», подумал, что это довольно простое занятие. Таким нелепым образом меня затянуло в профессию. Чтобы развить навыки в то время я выполнял уроки на демиарте (который был довольно популярным ресурсом), перерисовывал дизайны крутых дизайнеров, чтобы понять как всё устроено. Но поскольку в то время был упор больше на визуал, реализм (разные иконки и иллюстрации), структуре и пониманию удобства я уделял очень мало внимания. Книг тоже особо не читал. На 5-м курсе устроился в одну из лучших студий моего региона, так как понимал, что фейковые работы и уроки это здорово, но лучше учиться на реальных проектах.

Тянуло в цифровое и художественное. А на какую специальность ты пошел в универ? Почему не на дизайнера?
Не было четкого видения чем я буду заниматься: параллельно с графикой я увлекался программированием, поэтому решил пойти туда. Также роль в выборе сыграл такой момент: для дизайн-факультета нужен был рисунок, чтобы пройти по баллам, а я не умею рисовать.

Search apartment page

Ты самостоятельно обучался по статьям и урокам. А были люди, которые помогали тебе развиваться?
Наверное можно так сказать про студию, в которую я устроился. Но те люди не обладали никакими навыками дизайна и просто давали фидбэк как от простого человека, пользователя. Это помогло увидеть свои работы со стороны, понять слабые стороны. В самостоятельном обучении этот фактор отсутствует, что замедляет твой прогресс. Особенно это важно для новичка.

А как ты попал в топовую студию? Что у тебя было им показать?
Я показал работы, которые выполнял на фрилансе, из разряда «макет за тысячу рублей». Возможно были фейковые работы, но не уверен. И ещё выполнил тестовое задание: переделать их студийный сайт.

Спустя какое время ты сделал работу, которая тебе нравилась, и было не стыдно за неё? Что это было?
Такого ещё не было.

Сколько ты отработал в этой студии?
Год, потом решил двигаться на фриланс, так как зарплата была маленькой. Мне отказались повысить зарплату с 8 до 12 тысяч, и я ушёл.

Music app player screen concepts

Где брал заказы на фрилансе? Сколько так отработал? Не было желания переехать в Москву и устроиться в хорошую студию?
Заказы брал чаще всего на fl.ru, так как круг знакомых, которые могли бы подкидывать заказы, ещё не сформировался. Приходилось искать самому, оставлять заявки, раскручивать профиль. Проработал примерно 2 года, как раз до момента отъезда в Москву. Желание было сильное, но был и страх. Мне повезло, что мой более решительный друг поехал туда и взял меня с собой.

Просто взял и поехал? Нашел заранее работу там?
Да. Заранее не нашел, точнее была договоренность, но по приезду оказалось, что место занято. Поэтому я искал уже на месте. Спонтанность сыграла хорошую роль, если бы я долго думал и готовился, то всё могло бы пойти по-другому.

Устроился дизайнером в хорошую студию? Расскажи подробнее, что за студия, чему там научился, как долго там работал?
Да, опять повезло устроиться в одну из лучших московских диджитал-студий. Там я уже научился основам проектной работы: взаимодействие с проектировщиком, менеджером, арт-директором. В основном делали интернет-магазины и внутренние порталы. Больше всего на меня произвело впечатление как арт-директор следит за каждой мелочью в макете, ему было очень сложно сдавать работу из-за того, что где-то не тот отступ или размер шрифта. Но также разочаровался в том, что очень сложно сделать реальный кейс красивым, а не только тот, что выкладывается на беханс. Не всегда достигается взаимопонимание с клиентом, а у менеджера задача поскорее сдать проект, поэтому он не спорит с клиентом ради «красоты».

После 2-х лет работы решил попробовать себя в продукте, но там получилось проработать всего 2 месяца, так как темп работы был спокойнее чем в студии, а мне хотелось драйва. И я вспомнил об одном предложении, от которого отказался. Это был первый раз, когда я искал hr’a, а не он меня. Это была студия, но она разрабатывала только стартапы. Интерес в том, что в большинстве случаев это более интересные проекты, чем порталы и интернет-магазины. К тому же там я понял суть работы по agile, и мне это понравилось намного больше, чем работа по «водопаду» в предыдущей студии.

New messenger

Что дальше? Почему ушел из стартапов?
В студии стартапов я перешел на удаленку и вернулся в свой город по личным причинам. Ушёл, так как удаленный сотрудник не вовлекался во все процессы разработки продуктов, ну и захотелось перемен.

У тебя появились постоянные клиенты? Стабильный поток заказов? Сколько на этот раз работал на фрилансе?
Да, оброс разными знакомствами. На этот раз год, параллельно с основной удаленной работой. Теперь не было ощущения, что переезд это что-то важное. Я приезжал периодически в Москву просто пожить, встретиться с друзьями.

Если бы сейчас была возможность вернуться в прошлое и начать сначала, что бы ты поменял?
Я бы старался поскорее найти место, где будет хороший ментор. Вместо фриланса раньше поехал в Москву и устроился бы лучше джуниором у крутого арт-директора.

А как ты нашел работу в Люксембурге? Какую должность там занимаешь? Расскажи подробнее.
Всегда хотелось поработать в проекте, рассчитанном на западные рынки, потому что, мне кажется, там быстрее внедряются новые технологии, появляются тренды в дизайне и больше ответственности перед большой аудиторией пользователей, что само по себе вызов. А я люблю вызовы. К тому же я хотел поднять уровень английского, но мне постоянно не хватало мотивации для этого, поэтому я решил поставить себя в «безвыходную» ситуацию, когда его уже придётся учить и отложить на потом не получится. А вакансию я нашёл случайно в фейсбуке.

Должность продуктового дизайнера. Итерационно улучшаем продукт, вводя новые фичи и пересматривая прежние. Уже собрали элементы всех проектов в единую библиотеку, чтобы легче было ориентироваться в том что есть и собирать экраны из существующих элементов. Но параллельно разрабатываем новые визуальные стили вместо прежних, проектируем более удобные сценарии — всё, что и должно происходить в дизайне нового продукта.

Illustrated landing page

Какие инструменты используешь в работе?
Sketch для дизайна, фотошоп (очень редко) для обработки растровых изображений, Principle для анимаций, Zeplin для передачи дизайна разработчикам, Trello и Jira для ведения проектов, стандартное маковское приложение со шрифтами при выборе шрифта для проекта, Slack для общения в команде. С переходом на Sketch перестал использовать планшет. Иногда, правда, его не хватает, если дело касается сложных иллюстраций.

Как сейчас продолжаешь развиваться? Много читаешь на английском языке?
Не читаю особо, больше смотрю фильмы/видео-уроки и передачи на английском с субтитрами. В дизайне развиваться стараюсь в работе: на основной развиваю навык работы в команде стартапа, итерационное развитие проекта (это новый опыт для меня); в своих проектах после основной работы можно экспериментировать и не оглядываться на существующие стили, поэтому тут прокачивается умение быстро придумывать разные визуальные стили. Каждый день просматриваю что-то новенькое на дриббле/бехансе, чтобы развивать вкус, следить за трендами. Хотя это и не лучший способ.

Чем увлекаешься помимо дизайна?
Очень люблю историю, поэтому в свободное время стараюсь почитать или посмотреть что-то из этой области. Нравятся книги Акунина по этой теме, а из видео очень рекомендую курсы Арзамаса и Постнауки.

Какие языки программирования знаешь? Используешь их сейчас? Помогают знания, которые ты получил в универе? Умеешь верстать?
В университете хорошо выучил в C# и похожий на него Java. Сейчас их не применяю, т.к. они больше подходят для бэкенда, а дизайнеру ближе фронтенд. Но техническое образование помогает при создании дизайна вставать на сторону разработчика и всегда думать о том, как твой дизайн будет реализовываться. Знаю базовый HTML и CSS.

Что для тебя дизайн?
Способ изменения мира к лучшему (шучу). Просто деятельность, которая приносит мне удовольствие. Мне кажется, что делать то, что тебе нравится, если это к тому же может хоть на каплю улучшить жизнь кого-то ещё (заказчика или пользователя твоего продукта) — это уже неплохо.

Что дальше? Куда ты движешься? Какая следующая цель? Может мечта?
Дальше, как обычно, я хочу пробовать что-то новое, не обязательно радикально, но важно поддерживать это желание. Хотелось бы развить что-то своё: студию или продукт. И как часть этого очень хотелось бы начать делиться опытом с новичками, возможно в рамках наставничества в студии/продукте или в отдельном образовательном проекте. Распространение знаний — это одна из важных целей в принципе для меня.

Спасибо, Александр, за интересную беседу.

В рамках проекта Коммм.
Канал в
Телеграме.

--

--