Как дизайнеры стали теми, кем стали #03

Андрей Болонев

Андрей Болонев
Дизайн-кабак

--

Давно хотел взять интервью у простых востребованных дизайнеров. О том, как они развивались, где учились, какие навыки им помогли. Не у топовых специалистов, которые имеют десятилетний опыт, а у молодых, чтобы информация была актуальна и сейчас.

Считаю, что первый заход в профессию является самым сложным. Многие застревают на нём несколько лет, некоторые справляются за месяцы, а другие и вовсе остаются навсегда.

Целью интервью не является выявление победителя по принципу «Кто быстрее». У всех свой ритм и смысл жизни. Я хотел показать начинающим дизайнерам реальные примеры вхождения в профессию и дальнейшее развитие, показать это с разных сторон на реальных примерах, а выводы каждый сделает сам.

Андрей Болонев

— Дизайнер
Портфолио
— Опыт: 4 года
— Фрилансер
— Куратор Коммм

Как начинался мой путь дизайнера

Мой сознательный путь начался после переезда в Питер, но расскажу, что было раньше, когда я жил в военном городке Московской области. Там всего шесть пятиэтажек, три общежития и ни одной художественной школы.

Возможно, буду слишком подробным, но мой путь достаточно больная тема для меня. В школе я был очень неосознанным, все уроки приходилось зубрить. Учителя не смотрели на понимание темы и интерес учеников, а просто задавали всё новые и новые темы. Поэтому сейчас все те знания полностью вылетели из моей головы.

В 11 классе мне покупают компьютер, интернета всё ещё нет (2006!). Выбираю куда поступать с помощью каталогов из союз печати. Проваливаю поступление в Бауманку на программиста, проваливаю вступительный в РГСУ на дизайнера. Стыдно вспоминать, что нарисовал на экзамене по композиции, я не знал тогда даже слово такое. Что делать? Тогда целый год ждать никому и не приходило в голову.

Поступаю в колледж РГСУ на дизайнера (просто дизайнер, без уточнений). Рисую натюрморты, изучаю уже тогда устаревший Page Maker, немного Компас, материаловедение и самое интересное — композицию. Так 3 года я проездил в Москву, затрачивая на дорогу по 5–6 часов в день.

Студенческие работы

После учёбы никакого осознания не пришло, я всё ещё живу на автопилоте. Когда проваливаю пятнадцатое собеседование в очередное агентство, понимаю, что я никакой не дизайнер. Что делать? Расклеиваю объявления на подъездах, что чиню компьютеры, фотографирую свадьбы, много работаю на складах, играю на барабанах. Покупаю самоучитель по 3д максу. Выкидываю самоучитель по 3д максу. Ищу на ютубе «дизайн», получаю ноль результатов, не считая дизайна ногтей. И так 2 года.

Первое озарение

Натыкаюсь на Revision, Behance. Впервые знакомлюсь с работами хороших дизайнеров (какого черта это происходит спустя столько времени?). Натыкаюсь на студию Лебедева (в 2012 году! понимаете в каком я вакууме находился?), взахлеб прочитываю за пару дней весь шестилетний бизнес-линч. Здесь же нахожу книги по дизайну. Начинаю с Чихольда. Где я был раньше?

Первая работа. Типография

Почувствовав небольшую уверенность, устраиваюсь в соседнем городе в типографию. Рисую визитки, печатаю визитки, режу визитки. С гордостью исправляю дефисы на тире, лапки на ёлочки. Но не могу переспорить, что шрифты нельзя растягивать, что баннеры желтым на красном это плохо. Других дизайнеров нет, а начинающему дизайнеру чему-то научиться с такими клиентами и задачами очень сложно.

Спустя пол года с 2 компаньонами решаю открыть свою типографию в другом городе. Беру кредит. Через месяц после открытия решаю уйти.

Но желание делать руками что-то качественное остаётся. Открываю производство фотокниг. Оборудую квартиру всеми инструментами. Добиваюсь нужного качества, но не нахожу кому продать.

Одна из моих фотокниг

Первая любовь

Через 2 месяца случайно знакомлюсь по интернету с художницей из Санкт-Петербурга. Влюбляюсь. Ещё через пару месяцев я переезжаю к ней в город, продав всё оборудование. Перед этим приезжаю в гости, чтобы найти работу.

Вторая работа. Фабрика сайтов

Полгода работаю на Фабрике сайтов. Это не совсем дизайнерская работа, сайты за 2999 ₽. Прокачиваюсь до скорости один сайт в день. Так же как в типографии здесь акцент на скорости, а не качестве. От этой вынужденной трешовости я пытаюсь избавиться до сих пор.

Пытаюсь отыграться на фрилансе. Работаю ночами. Понимаю, что больше ничему не учусь и через пол года ухожу.

Третья работа. Le-Dantu

Отправляю резюме в известные студии, для каждой студии собираю отдельный большой джипег, где пишу, что мне в них нравится и размещаю свои главные работы. Выглядело это забавно и было больше похоже на мольбы о помощи.

Так попадаю в Le-Dantu. Через пару месяцев разочаровываюсь, не нахожу взаимопонимания. Снова череда резюме.

Стиль Insider

Четвертая работа. ITS

Берут на работу после выполнения тестового задания. Но и здесь я один дизайнер. Проекты большие, интересные, отличный коллектив. Наконец, начинаю осознанно развиваться. Учусь делать прототипы, сложные сайты, презентовать клиентам. Много читаю, смотрю лекции.

В голове вырисовывается картина развития дизайнера:

  1. Сначала самостоятельное обучение дома, чтобы хоть как-то въехать во всё происходящее. Лучше, чтобы кто-то подсказал, где смотреть и что читать.
  2. Затем работа в студиях. Если ты быстро развиваешься, то никакая студия за тобой не успеет, поэтому приходится периодически менять работу. И так пока не окажешься в крутой студии с хорошим арт-директором и другими дизайнерами.
  3. Работа в продуктовой компании.
  4. Свой проект.

Когда я устраивался на все предыдущие работы, я прыгал выше своей головы, но потом постепенно входил в ритм. Это ускорило моё обучение. И тут я решаю попробовать совсем перепрыгнуть несколько этапов, и сразу заняться своим делом. Так я ушел на фриланс (а в ITS пришло несколько дизайнеров, и они вообще молодцы).

Динамический логотип ITS

Фриланс. Свои проекты

Увольняюсь, не имея никаких подстраховок. Сижу дома пару недель, не получаю ни одного заказа. Решаю выписать в гугл таблицы все студии, которые мне нравятся. Для каждой готовлю индивидуальный текст. Итого я отправил 37 резюме, ответов получил 14. Не ответили 23 студии, будем надеяться, что эти резюме попали в спам.

Результаты ответов
5
не работают с удалёнщиками
3 спросили цену
3 пообещали связаться и не связались
1 не ищут дизайнера
2 предложили работу
1 предложили обсудить переезд

Сроки ответов
7
ответили в тот же день
3 на следующий день
2 через день
1 через 3 дня
1 через 4 дня

Самое примечательное, что студия, с которой я работаю больше года, была в моём списке 37. Если бы я остановился на 36, то не получил бы работу.

Так я начинаю работать удалённо и создавать свои проекты. Знакомлюсь с другими дизайнерами. Впервые на учёбу нет времени. Разрабатываю сложные сайты и сервисы. Через год клиентские проекты на потоке становятся неинтересны.

Первая концепция сайта студии

Образовательный проект Коммм

Мысли о моём запоздалом обучении, отсутствие развития дизайна в регионах, желание помочь начинающим специалистам не покидают мою голову. Так приходит идея Командных мастерских. Все хвалят задумку, но реальной поддержки не нахожу, поэтому всё делаю сам.

Собираю кураторов, запускаю сайт, открываю набор, выступаю на конференции. Но количество поступивших на данный момент всего 8 человек (ноябрь 2016). Все добавлены в наш Slack и могут общаться с экспертами, получать от них советы.

Секция профориентационных проектов на конференции GRADUATE-2016 в Кидзании

Дизайн студия Nice Guys

В Creative Russia знакомлюсь со многими хорошими людьми, в том числе с дизайнером Александром Ловягиным. Не долго думая, запускаем свою студию. Объединяем хороших специалистов, чтобы работать над своими проектами и интересными стартапами.

Проект про буквы, леттеринг и каллиграфию Fontast

Начинаю увлекаться каллиграфией. Сталкиваюсь со сложностью поиска референсов. Думаю, как было бы здорово, иметь возможность поиска отдельных букв в работах профессионалов. Команда уже есть, начинаем разработку, запуск планируем на январь 2017. Подписывайтесь на сайте, чтобы первыми узнать о запуске.

Студия иллюстраторов illustory

Снова эта история с долгим входом в профессию, сложностью выйти на рынок, продать то, что делаешь. У меня есть много знакомых художников, которые считают, что никому их картины не нужны. Некоторые вынуждены работать продавцами. При этом рисуют они хорошо, просто не совсем то, что нужно рынку. Поэтому решил попробовать создать место, где художники будут учиться иллюстрации на реальных проектах с помощью советов арт-директоров. Но я решил зайти в определенную нишу. Студия будет заниматься созданием историй, помогать оформлять спецпроекты, иллюстрировать рубрики и статьи в медиа-изданиях, блоги. Мы можем целой командой подключаться к изданиям и работать вместе над проектами. Сейчас в команде один редактор, дизайнер и пара художников. Мы должны прощупать почву, понять спрос. Посмотрим, что из этого получится.

Очередное ToDo приложение?

На фрилансе я серьёзно обеспокоился своей продуктивностью. С ужасом узнал, что сфокусировано можно работать только около 5 часов в день. Узнал, как свет утром влияет на настроение вечером. Что не так важно сколько ты спишь, гораздо важнее — когда. Что нет подходящих мне приложений для ведения дел. Я решил неделю прожить по заранее составленному расписанию. Это меня изменило. Подробности скоро узнаете в новой статье. Так пришла идея для нового сервиса, который мы сейчас разрабатываем.

Концепция сайта сети кофеен

Что для меня дизайн

Дизайн — улучшение коммуникации. Я вижу, где коммуникация налажена плохо и пытаюсь это исправить. Например, сложность входа в профессию, нет связи между профессионалами и начинающими, неосознанность времени. Пока не везде получается, но я учусь.

Если коммуникация не улучшается, значит это уже искусство. Но часто эти 2 понятия могут очень хорошо взаимодействовать, например в архитектуре.

Не бойтесь

Главное, что вы должны вынести из этой истории, что не нужно бояться. Ищите наставников, они значительно сократят ваше обучение в начале пути. Знакомьтесь с дизайнерами, студиями, не в одиночку гораздо проще. Ищите работу, где есть у кого учиться. Меняйте работу, если перестали учиться новому. Развивайте критическое мышление, никого не слушайте, у вас всегда должно быть своё мнение на происходящее. Меняйте учителей, учитесь в разных местах. Проявляйте инициативу. Рискуйте.

Лучше сделать плохо, чем вообще не сделать

До встречи на следующей неделе!

Предыдущее интервью:

В рамках проекта Коммм.
Канал в
Телеграме.

--

--