Хороший дизайнер тот, у кого неистово бомбит от вещей, которыми он пользуется. (с)

Julia Salakh
Дизайн-кабак
4 min readDec 27, 2021

“Хороший дизайнер тот, у кого неистово бомбит от вещей, которыми он пользуется”. Когда то давно я это услышала в одном интервью, кажется, это было на канале “ИТ-борода”, но это не точно.

Как сейчас помню, как меня захлестнули эмоции от неудачного использования одного приложения. Очень хорошо, что никого не было рядом в тот момент. После 5, а то и 1555 попыток сделать хоть что-нибудь с нужным мне сервисом, я удалила его напрочь. И подумала о том, как бы я исправила все к чертям. Тогда я почувствовала, как вышла на новый уровень понимания дизайна.

После 5, а то и 1555 попыток сделать хоть что-нибудь с нужным мне сервисом, я удалила его напрочь.

До того момента я чаще всего подмечала другое: иконки, цвета, плейсхолдеры и симпатюлечные такие кнопочки. Но в тот раз все было по другому. Я не видела все эти мелочи, я не замечала ничего, кроме того, что не могу воспользоваться приложением.

P.S. Если что, сюда не подходит известная фраза Джо Спарано — “Отличный дизайн незаметен”. Запомнилось тогда только одно — ужасное неудовлетворенное впечатление от сервиса. Может ли быть что-то хуже для бизнеса?

С тех пор я очень тщательно пользуюсь различными приложениями и наблюдаю за своим поведением, подмечаю, что меня раздражает, где уверенно прохожу сценарий, а где торможу и не понимаю, что происходит. Это качает навык анализировать и мыслить абстрактно. Это та насмотренность, о которой не принято почему-то говорить.

Но в этом всем есть сложность. Какая?

Это мои личные сценарии и часто они могут не совпасть с вашими. А ваши со сценариями других пользователей. Тем не менее это не умаляет ценность подобного опыта, а наоборот, позволяет представить спектр возможных исходов, и хорошо, если вы так же научитесь наблюдать за другими. Я, например, иногда подсматриваю за друзьями, коллегами, за людьми в метро, как они все используют некоторые приложения и в целом взаимодействуют с гаджетами. Это напрямую влияет на понимание того, как в реальной жизни ведут себя цифровые продукты.

Как это можно использовать на практике? Самая большая ценность в том, что вы можете сразу попробовать протестировать теории, которые появились по ходу наблюдения. У большинства людей похожие повадки и поведение при взаимодействии, а так же мы все живем в одном большом информационном мире, нам плюс/минус продиктованы похожие установки, и в конце концов, мы все одного вида.

Поэтому понаблюдав за 1000 людьми и определив, что 850 из них скроллят большим пальцем той же руки, что держат телефон, а другие указательным противоположной руки, вы можете смело настроить навигацию вашего интерфейса под людей из первой категории (если конечно ваша узкая целевая аудитория не эти 150 человек). Однако всегда нужно держать в голове то, что люди из второй категории также могут быть пользователем вашего продукта. Сюда же учитываются многие другие факторы, помимо того, каким пальцем пользователь скроллит. Это долгая исследовательская работа, включающая в себя определение психологического портрета пользователя, его триггерные точки, и в конце концов, цели самого продукта. Цели, кстати на первом месте. В общем, попробуйте наблюдать и сами все поймете.

Я определила это упражнение почти как игру — тут нужна быстрая реакция и внимание.

1. Определяем цель пользователя в сервисе, который ему потребовался —

2. Наблюдаем, как он достигает цель и с чем сталкивается в процессе —

3. Делаем выводы, получилось у него или нет. Если нет, то почему, а если да, то тоже — почему?

Знать как и что поспособствовало успеху — не менее важно, чем знать, что поспособствовало провалу.

В целом, тут все тоже самое, что и при тестировании вашего продукта. Только тут вы не знакомы с ним досканально + не сразу понимаете, что за продукт + не знаете ничего о пользователе.

Эти знания так же важны с точки зрения контекста, в котором существует пользовательский опыт. Поэтому наблюдения должны быть проанализированы, ведь как мы уже знаем, приложение покрывает потребность, а потребность зачастую может определятся контекстом. Контекст в данном случае — это ситуация и положение, в котором находится пользователь. Например, почему он использует этот продукт? Какая у него потребность сейчас? И какие обстоятельства послужили необходимости этой потребности. В этой зависимости может меняться как понимание процесса взаимодействия, так и цели его использования. А в продукте это стратегически важно.

Спасибо, что прочли ❤️

Мой телеграм-канал https://t.me/productinshop

Мои Инстраграм https://www.instagram.com/u_li_u/?hl=ru

--

--

Julia Salakh
Дизайн-кабак

Product Designer. Пишу о работе в продукте, карьерном росте и самообразовании. Веду телеграмм канал "Другой дизайн"