Дизайнерские истории #6. Александра Куликовская

Daria Novikova
DesignSpot
Published in
9 min readApr 2, 2019

У каждого дизайнера есть своя “дизайнерская” история: кто-то кардинально меняет свою жизнь и уходит в дизайн, а кто-то это делает постепенно. Но все в один голос заявляют, что ни о чем не жалеют и гордятся тем, чем они сейчас занимаются. А мы гордимся ими!

Итак, в этой рубрике мы знакомим вас с менторами DesignSpot School.

В этом выпуске Alexandra Kulikovskaya расскажет о том, где взять вдохновение, и даст несколько советов, как стать профессиональным визуальным дизайнером.

В дизайне: 6 лет

По образованию: экономист в сфере коммерческой деятельности на рынке товаров народного потребления.

С чего начиналось: с Paint и оформления красивых и понятных презентаций

Сейчас: ведущий визуальный дизайнер в компании EPAM

— Cколько лет ты в дизайне? Не в UX или UI, а в целом когда дизайн начал просачиваться в твою жизнь?

— Трудно вспомнить, когда именно я посмотрела в сторону дизайна. Это не было из разряда «однажды мама привела меня в магазин игрушек, там меня укусил дизайнер, и с тех пор у меня патологическая тяга красить все в розово-фиолетовые градиенты и аллергия на “Сomic sans”. Все было прозаичнее: в какой-то момент родители купили компьютер, и догадайтесь, что я там открыла первым делом. Конечно, Paint. На этом можно было бы закончить словами “а дальше как в тумане, и вот я уже ведущий визуальный дизайнер отдела крупной компании”.

Первый файл в папке под гордым названием “Дизайн” появился где-то в 2009 году на моем тогда еще 10-дюймовом нетбуке с разрешением 1024 x 600. До сих пор для меня загадка, как я могла рисовать сайты в окошке размером в 25 сантиметров по диагонали. В той папке лежали простейшие, но интересные вещи из разных сфер, до которых я могла тогда дотянуться, чтобы попробовать: сайты, логотипы, баннеры, иконки, постеры, иллюстрации, фотографии, коллажи, принты — все подряд.

Потом отдельные вспышки из воспоминаний. Вот я еще совсем мелкая что-то рисую красками на бумаге, леплю из соленого теста, а вот в старших классах перерисовываю членистоногих в тетрадку из учебника по биологии.

Помню, как по дороге в школу и обратно на меня сыпалось огромнейшее количество визуального рекламного контента, — реклама в метро, на полу, стенах, потолке, экранах, на людях, рюкзаках, пакетах. Мощный поток информации. Но для меня это была в первую очередь графическая информация. Я впитывала её как губка и оценивающе разглядывала, формируя собственное отношение. С того времени и началось мое приближение к дизайну.

Собственно действие началось с Word и PowerPoint в школьные годы. И две четко сформулированные задачи, которые я все чаще и чаще слышала от мамы, своих одноклассников, учителей, а потом бывало людей совершенно мне незнакомых: “Сделай, чтобы было понятно” и “Сделай чтобы было красиво”. Иногда эти задачи звучали одновременно.

В первом случае был сумбурный кусок текстовой информации с заголовками WordArt и его нужно было заверстать — и я открывала Word. А во втором были кривые-косые слайды, обязательно с этими уникальнейшими космическими анимациями, ну вы помните — и я открывала PowerPoint. Позднее этому прекрасному сету добавился Photoshop и Lightroom, когда я стала увлекаться фотографией.

Моя основная задача была сделать лучше. И я ловила от этой простой задачи настоящий кайф. Всегда.

Более глубокое осознание происходило в студенческие годы. Тогда хоть каких-нибудь дизайнеров в моем окружении не было, повлиять на меня было некому и единственное, что я слышала это “художники всегда бедные, не иди в академию искусств”.

Я, как и многие другие, не успев осознать, куда меня по-настоящему тянет, поступила куда попало, просто пальцем в небо, пальцем в экономическое небо — БГЭУ.

Из нас делали управленцев в области экономики на факультете экономики и управления торговлей. Не скажу, что это было зря. Помимо базовых прикладных вещей, мы учились перерабатывать огромное количество информации, выкручиваться из любой ситуации, ну вы знаете. И, конечно, появилось понимание, что есть бизнес и каковы его цели. Я прониклась к теме бизнеса, что позже сыграло мне на руку в сфере дизайна, где так важно принимать во внимание бизнес-проблему.

Но что гораздо более важно, нархоз помог мне наработать репутацию и расширить связи. Ко мне приходили люди с разными просьбами, и я могла им помочь, — считала это своей суперспособностью.

Делать красиво было как будто моей супер-силой. Все знали, что если обратиться ко мне с практически любой графической задачей, я сделаю хорошо.

Они приходили ко мне как к спасителю со своими проблемами, а я эти проблемы трансформировала в конфеты, основываясь на своем чувстве эстетики и интуитивном понимании визуальных законов. Со временем наладился свой процесс создания конфет. Конфет разных, с разными входными данными, разными запросами, но на выходе всегда была реакция из разряда “Ух ты, спасибо!”.

Вот это “Ух ты, спасибо” постепенно вселило в меня уверенность. И моя мысль “Я хочу стать дизайнером” эволюционировала в мысль “Я могу стать дизайнером”.

К последнему курсу этих самых конфет стало так много, что было из чего выбрать. Поэтому я стала собирать годные работы в портфолио с наметками на реальную работу.

А дальше моя репутация такая разворачивается ко мне и говорит, А знаешь, я могу кое-что сделать для тебя”. И в тот момент, когда я искала варианты для распределения, завкафедрой коммерческой деятельности свела меня со своим знакомым, которому как раз нужен был начинающий дизайнер с портфолио, работающей головой и сильным желанием рисовать на благо бизнеса. Так я стала работать дизайнером.

Так с момента моего первого трудоустройства мысль “Я могу стать дизайнером” трансформировалась в “Я дизайнер”, но как-то еще неуверенно. Не хватало базы. Да, я дизайнер, но пока так себе дизайнер.

Пока ты делаешь все интуитивно, тебя можно назвать любителем. Но как только ты выходишь на осознанный уровень — ты движешься по направлению к профессионалу.

— Когда ты назвала себя профессионалом?

— Когда у меня стали спрашивать совета другие дизайнеры, пожалуй.

Мой профессиональный путь начался с 2,5 лет в веб-студии, а когда я поняла, что там нет больше задачи, с которой я бы не справилась, стала искать себя дальше. Был и фриланс, и свои проекты, в основном мобильные игры. Пробовала смежные с дизайном сферы: фотографию, каллиграфию, иллюстрацию.

На протяжении всего пути это простое мне нравится рисовать меня не отпускало. Первое официальное трудоустройство — и сидя перед своим будущем шефом я говорила нравится рисовать. Работа в EPAM — нравится рисовать. И по сей день, я по-прежнему люблю говорить, что мне нравится рисовать. Похоже, это моя мантра, в трудные моменты я вспоминаю о ней. Как Тони Старк в Железном человеке 3 говорил себе, когда у него опускались руки: “Ты же механик? Так почему бы тебе не смастерить что нибудь?”.

— Ты главное дыши, просто дыши. Ты же механик. — Механик… — Ты сам сказал. — Сказал… — Так почему бы тебе не смастерить что нибудь?

В EPAM я попала в огромное мощное комьюнити, резко ускорилась в росте. Почувствовала себя увереннее в базовых вопросах дизайна, но что самое важное — нащупала себя как индивидуальность, осознала, что мое, что формирует меня как креативную личность. В моей жизни появилось искусство, я стала вдохновляться великими мастерами, изучать contemporary art, street art, ездила в другие страны ради музеев и художественных выставок и впадала в благоговейный трепет, когда видела знакомую работу Марка Ротко или Джеймса Розенквиста, о которых столько читала. И по-прежнему это то, что вдохновляет меня больше всего. Я сама иногда пишу маслом на холсте. Люблю экспериментировать. Люблю доказывать себе, что я способна на что-то. Недавно научилась кататься на коньках и встала на сноуборд, хотя всегда этого боялась. Вообще стала гораздо шире смотреть на мир. И любить его еще больше. И то тепло внутри, когда я вижу красивые вещи, оно по-прежнему со мной. Но теперь уже я к этому причастна. Я создаю.

— Дополнительно ты где-нибудь обучалась?

— Я самоучка, не было в моей истории профессиональных художественных училищ и академий. Но без профессионального совета трудно, можно, но развиваться будешь гораздо медленнее. Поэтому, конечно, смотрела в сторону курсов. Проходила курс по прототипированию в Сoursera, слушала вебинары от Mail.ru, смотрела видео на ютубе, перечитала весь дизайнерский Хабр (тогда еще не было Медиума), ходила на мастер-классы по типографике. Вообще сейчас офигенное время — совсем необязательно платить огромные деньги, чтобы обучиться чему-то. Достаточно увлечься темой и хорошо покопать в интернете.

Но здесь важный момент, ты можешь копать бесконечно, важно знать, куда копать. Для этого нужно советы более опытных коллег. А то сам закапаешься непонятно куда. Поэтому ищите себе менторов. Спрашивайте.

Первое, что должно быть у начинающего дизайнера, — интерес. А уже сила этого интереса определит дальнейшее развитие событий.

Интерес подпитывается нужной средой. Среда крайне важна для роста.

Окружите себя дизайнерами. Чем раньше вы это сделаете, тем быстрее вырастете.

А что касается скиллов — рисовать на начальном уровне необязательно. Безусловно, это здоровское дополнение в самом начале. Но гораздо более важно наличие здавого смысла и логики в ваших работах. У всех нас он есть, у кого-то в большей, у кого-то в меньшей степени, но это тот скилл который можно и нужно тренировать.

Многие говорят, что нужно быть достаточно креативным, чтобы быть хорошим визуальным дизайнером. Друзья, я говорила себе, что не креативная, сколько себя помню. Года 2 назад я перестала это делать. Интерес. Среда. Опыт. И поиск себя как творческой личности. Это не точка, а процесс. А когда столько людей вокруг смотрят на тебя и повторяют в один голос, что ты креативный, хочень не хочешь поверишь. Без шансов.

Креативность достигается путем релаксации. Ты начинаеть генерировать креативные идеи, когда ты расслабляешься, чувствуешь самим собой, тебя ничего не смущает, ты принимаешь себя таким, какой или какая ты есть. Тогда у тебя льется рекой, все что хочешь.

Если человек говорит, что он недостаточно креативен, значит он не умеет расслабляться и не принимает себя.

Индивидуальность очень важна, она важна везде, не только в дизайне. Ты интересен, и у тебя есть что-то необычное, отличительное, яркое, не обязательно внешне. Ты можешь создать что-то уникальное и необычное для чего бы то ни было.

— Как откопать в себе эту личность?

— Мой поиск личности и самопознания начался, когда я окружила себя разными людьми.

Когда ты находишься в окружении других, ты научаешься замечать исключительные особенности каждого человека и начинаешь ценить их.

В тот же момент ты формируешься и сам как личность, — ты сам в себе начинаешь выделять какие-то вещи, темы, идеи, которые лично тебя цепляют больше остального.

Так, например, я полюбила искусство, и сейчас оно занимает прочное место в моем мироощущении. Очень помогает вдохновляться, расслабляться.

Не важно, дизайнер ты или нет. Жить проще, когда ты вдохновлен.

Найдите то, что вас вдохновляет. Неисчерпаемую тему, где вы не чувствуете никакого давления, что не связано напрямую с вашей профессиональной деятельностью. Люди называют это хобби. Это не о работе, я о жизни. Живите. Чувствуйте.

Попробуйте поработать руками — это вырывает из digital-контекста. Важно выйти из цифрового мира в физический, что-то поклеить и пособирать. Так просыпается вдохновение. В Европе UX-дизайнеры больше работают руками, даже прототипы собирают из подручных средств — гуашь и спички, например. У нас максимум — стикеры.

Мой первый урок от EPAM, кстати, был о вдохновении. Я раньше думала, что дизайнить можно, только когда на тебя снизошло. А нет вдохновения — ну простите. Здесь я научилась с этим работать. Вдохновение помогает находить креативные решения для бизнеса. Но его отсутствие не должно идти на вред.

Со временем научаешься выдавать качественный результат даже в периоды эмоциональных спадов. Это вопрос опыта и профессионализма.

Плюс можно научиться провоцировать вдохновение целенаправленно, если знаешь, что конкретно в случае с самим собой сработает. Рецепт у всех разный.

Для меня вот важно дурачиться. Я часто смеюсь. И довольно громко. Все, кто меня знает, подтвердят. Это мой способ расслабиться. Побольше треша, иногда бывать на улице, отрываться от монитора, общаться с коллегами, обращать внимание на качественные работы хороших дизайнеров, купить себе что-нибудь новое или попробовать что-то новое. В общем, если я чувствую себя унылым никчемным существом, мне помогает… жизнь.

Работа, это не все, что есть в вашей жизни. Ну по крайней мере, так не должно быть. Мы все многогранны. Интересуйтесь разным, любите свои увлечения, занимайтесь ими в свободное время. Чтобы когда вы вернетесь к своему монитору, вы были готовы со свежей головой создать что-то действительно стоящее.

Это была история из цикла рассказов об экспертах из DesignSpot. Впереди у нас еще много выпусков, где профессиональные дизайнеры и менторы DesignSpot School будут рассказывать свои дизайнерские истории. У кого-то дизайнерского опыта 20 лет, а у кого-то 2 года. Но самое главное, что никто из них не останавливается на достигнутом и каждый день делает что-то, чтобы мир был чуточку лучше.

--

--