Краткие выводы из книги «Как разговаривать с мудаками»

Vanilla Thunder
DesignSpot
Published in
10 min readSep 3, 2020

--

Далеко не всегда общение двух людей напоминает фуршетные застолья, где все с моноклями держат двумя пальчиками бокалы и внемлют разумным доводам друг друга. Я думаю все взрослые люди попадали в ситуацию, когда хотелось просто заорать на оппонента «Да ты что, тупой?!», особенно, если он задвигает всякую чушь, типа плоской земли и не хочет слушать голос разума… то есть вас. Далее, мы будем называть таких людей психами, но не в том смысле, что у них какие-то психические отклонения, а просто для сокращения фразы «люди, подвержены частичному безумию».

Распознать безумие довольно просто, вот четыре признака иррациональности:

  • люди не видят всей картины мира и отказываются её воспринимать,
  • они поступают так, словно всё не имеет смысла,
  • они действуют не в своих интересах,
  • когда вы пытаетесь им помочь, они становятся ещё злее.

Кстати, стоит проверить, возможно, это вы тот самый псих? 🤔

Нет? Жаль. Ведь основной секрет общения с такими людьми — самому стать психом. Не в том смысле, что нужно притарить бензопилу, а в том, что стоит научиться понимать и принимать чужую иррациональность.

Вместо обращения к логике и убеждению, лучше применить цикл благоразумия:

  1. Понять, что человек не может мыслить рационально, то есть он склонен повторять одно и тоже надеясь на иной результат. Как заезженная пластинка. Но это не делает его хорошим или плохим, это лишь его временное безумие,
  2. Определить стратегию или линию поведения человека: как он ведёт себя и почему, какой отрывок пластинки заклинило? Например, если человек при общении всегда впадает в истерику или начинает плакать, знание этого факта уже даёт вам преимущество — вы можете разработать методы борьбы с его выходками. Познай врага своего, как себя самого.
  3. Не принимать это все на свой счёт: вы не виноваты в том, что с человеком что-то пошло не так, это не ваш крест, его иррациональность — его проблема,
  4. Планомерно погрузиться в безумие человека, попытаться понять, как он мыслит, выискивая пустые аргументы, и слабые места в его аргументации (это пригодится позже),
  5. Дать ему высказаться, не перебивая и не останавливая,
  6. Подтолкнуть к более рациональному проведению, указывая на нестыковки, возможности и чувства человека. Фишка в том, чтобы он сам пришел к нужным выводам. Причём упор лучше делать на эмоции.

Однако, перед тем, как начинать общение, задумайтесь, может и не нужно тратить силы на столь сложный процесс, как переубеждение психа. Если разговора действительно не избежать, главное помнить о том, что безумцы управляемы страхом миндалины или мозгом ящера, если угодно, и попробуют опустить вас на свой уровень, чтобы вступить в конфронтацию. Вам нужно сохранять самообладание, а лучший способ сделать это — через осознанность.

И даже если… Не дай бог, вы уступите безумству. Остановитесь, сделайте глубокий вдох, осознайте свои чувства, дайте им прокипеть. Именно самосознание — ключ к самообладанию. И если вы не успели и наломали дров, то подождите 72 часа и извинитесь. Да-да, именно извинитесь за своё резкое поведение, так вы запустите каскад извинения и заставите человека, уже если не извиниться в ответ, то хотя бы задуматься над своим поведением.

Ну и наконец, 14 методов в общении с психами.

1. Покажите пузо 🐶

Не буквально, конечно, вы же не собака, хотя именно на них можно продемонстрировать этот метод. Когда две собаки вступают в конфронтацию, возможны три исхода: одна собака убежит и может стригерить желание второй грызть сильнее, собаки могут начать грызть друг друга, или одна из них может… показать живот. Так одна демонстрирует свое подчинение и из врагов они превращаются в стаю. Так и с людьми: покажите свою незащищённость и псих вам поможет. Это сложно и опасно для вашей самооценки, но стоит того.

Например:

П: «Слыш, ты чё, меня подрезал? А ещё на мою девушку таращишься? Вообще рамсы попутал?»

Вы: «Простите, видимо сегодня я огребу по-полной. Вы такой большой, сильный и волосатый (если он не лысый), что у меня против вас вообще никаких шансов. У меня сегодня был сложный день и я думаю, что черепно-мозговая травма станет отличным его завершением».

2. ИСП 🙏🤱🤬

Извинение, сочувствие и прояснение самых темных чувств. Все, что вам нужно сделать, так это написать реальное извинение за ваше поведение, признать чувства психа, принять его позицию, а в конце открыть самые зверские мысли, которые приходят в голову всем людям, за которые становиться стыдно. Признание такого плана, обезоруживающе действует на психа. Пример подобного приёма: «Я понимаю, что порой могу вести себя слишком грубо и резко, я прошу прощения за это, искренне. Я понимаю, каково тебе было выслушать весь этот хлам, который я наговорил, а потом стоять и обтекать, это было просто непростительно с моей стороны. И я знаю, что в твоей голове сейчас проносятся мысли: «Да чтоб ты навечно замолчал. Вот бы тебя на арматуру надеть!» Это нормально, я бы тоже был так навинчен после нашего разговора». БАМ! И вы уже можете попробовать конструктивный разговор.

Например, после ссоры с вашим коллегой:

Вы: «Я знаю, что после ссоры, которая произошла между нами три дня назад, очень сложно смотреть мне в глаза, но прошу, выслушай. Мне искренне жаль, что я на тебя сорвался, мне однозначно не стоило вплетать в разговор твою маму, переходить на личности и язвить. Я прошу прощения за это. Я могу только предположить, что ты чувствуешь обиду, злость или даже ярость на меня, и у тебя есть полное право на это. Я поступил плохо, не разобравшись в ситуации свалив всю вину на тебя, ведь ответственность за работу мы несём вместе. И когда я начал поливать оскорблениями ты, наверное, хотел плюнуть мне в лицо, а то вмазать под дых, только для того, чтобы я замолчал. Я бы и сам себе вмазал, если честно»… дальше по ходу диалога.

3. Путешествие во времени ⏰

Мощнейший инструмент выработки нормального метода общения с психом. Всё, что нужно сделать, так это во время иррациональной коммуникации, вместо пререканий, скандала и сопротивления, лучше споконо дать человеку утихнуть, а после спросить: «Если в будущем мы столкнемся с такой проблемой, как бы вы хотели, чтобы я себя вел?» Этот простой вопрос выдернет человека из ослабшего капкана иррациональности, а вдобавок положит в ваш рукав туз для следующей коммуникации. Ведь если ваш визави снова начнёт психовать, вы сможете апеллировать к этому аргументу.

4. Смотрите в «глаз урагана»… в левый 👁

Нет абсолютно безумных людей, даже если в человеке целый океан гов… в смысле безумия, то всё равно найдётся какой-никакой островок здравомыслия. Это как внутри даже самого мощного урагана есть место, где всё спокойно — его глаз. Нужно попытаться понять внутренний мотив, желание, заставляющее ураган нарастать. В него и нужно бить так, чтобы включить логическую часть личности, только издалека. Мелкими шажками доставая человека из болота. Например, если ваш коллега пытается раскритиковать вашу работу:

П: «Да что за фигню ты поришь? Какая красная кнопка? Ты что, не знаешь, что красный — это цвет крови?»

Вы: «Слушай, а ты не подскажешь, какое сочетание клавиш скрывает все панели, всегда хотел узнать?»

П: «Эм… Попробуй Cmd + .»

Вы: «О, отлично, получилось, так что у тебя за история с красным цветом, почему его не любишь?»

5. Логичное безумство 🤖

Если вы считаете, что психи — это те, кто носится без портков по улицам с пластиковым пакетом на голове, то вы правы лишь частично. Логика тоже может быть проявлением безумства, но только проявляется она, как черствость и безэмоциональность. Если вы столкнулись с человеком-стеной, который подавляет в себе любые попытки проявления эмоций, то совет здесь предельно прост: принимайте чувства и не проецируйте слова на себя. Почему эмоции нужно принять, но не на свой счёт? Потому как подавляются в основном, эмоции непристойные, неразрешенные, и если вы не готовы их услышать, то рискуете ещё больше закрыть человека. Потому нужно подготовиться, и тут может подойти метод ИСП, а точнее только П, описаный выше. Например, представьте, что ваш любимый человек (а вы думали они не могут быть иррациональными?) вернулся с работы.

Вы: Как прошёл день? У тебя усталый вид.

П: Норм.

Вы: Сегодня соседи приходили, приглашали нас им медель подвигать. Поможем?

П: Угу…

Вы: Я знаю, что ты хочешь сейчас сказать: «Да отъ*бись ты от меня ради бога! У меня был пи*децкий день и не хватало мне ещё идти ж*пу рвать тоская чей-то пропёрженый диван!» Всё нормально, я прекрасно тебя понимаю, сейчас пойду откажусь.

6. Аквариум 🐠

⚠️ Зенки под угрозой! Применяйте данный метод только в случае уверенности, что вам не будет нанесён физический ущерб.

Этот метод можно противопоставить методу вскрытия чувств. Если в последнем вам нужно говорить за человека, то здесь нужно молчать. Представьте себя рыбкой в аквариуме, которая не может ничего, только смотреть… Апеллируйте к эмпатии, работайте на чувственном уровне, моделируйте эмоции, создавая доверие. Смотрите человеку в глаза и ничего не говорите, так вы проявите свое доверие. Ведь кто обычно отводит глаза? Тот, кто виноват или проявляет неуважение. Так что 👁 👁, но только аккуратно. Если перед вами эмоционально возбужденный гопник с ножом, лучше глаза всё-таки увести.

7. Расщепление или стравля 🦴

Нередко можно встретить людей, которые могут попытаться манипулировать вами, чтобы вашими руками достичь желаемого. Такое происходит потому, как люди не привыкли слышать «нет» на свои просьбы и ищут любые возможности достичь желаемого. В таком случае, вам нужно выяснить все факты, и если они подтвердят безумство человека, то мягко раскрыть его план. Уже после этого настанет момент проявлять эмпатию и сопереживание. Например.

П: Дима, возьми кабачок, сгниёт ведь…

Вы: Спасибо бабушка, не нужно, мы ещё прошлый не съели.

— спустя какое-то время обнаруживаете кабачок в багажнике,

Вы: Я ж говорил, не нужно…

Третья сторона: Бабуля сказала, что ты сказал «Нужно»!

Вы: Бабушка, я вижу что здесь происходит, ты хочешь, используя манипулятивные приёмы стравли, снабдить нас провиантом на год вперёд. Мне правда приятно, что ты заботишься о нас, хочешь, чтобы мы много и хорошо кушали, но поверь, всё и правда хорошо. *Выкладываете кабачок и кладёте в мусорку*

8. ППП 👻

Понять, проанализировать, показать выход. То есть, если вы видите, что кто-то проявляет признаки психоза, вам нужно понять причину страха человека, чего он боится. После этого вам вместе нужно проанализировать, так-ли последствия плохи. Ну и наконец, разработать план выхода из кризиса. И фазы должны идти именно в этой последовательности. Например…

П: Матерь Божья, Иосив и Дева Мария, мне конец, я точно не успею сдать отчёт вовремя, потеряю работу и закончу жизнь на помойке!

Вы: У тебя ещё уйма времени, мне кажется твой страх потерять работу из-за одного несданного отчёта сильно преувеличен. Почему ты так этого боишься?

П: Ну, потому, что я не хочу снова всё начинать сначала, ведь я так многого достиг, в сравнении с колледжем, когда мне приходилось ночевать у друзей и питаться дошираком.

Вы: То есть ты считаешь, что если ты сдашь один отчёт с небольшим опозданием, то тебя незамедлительно выбросят на улицу? Перечеркнут весь твой послужной список и погонят сцаной тряпкой? Сроки соблюдать, конечно нужно, но вероятность такого исхода крайне мала. Что ты планируешь делать?

П: Возможно ты и прав, нужно просто немного поднажать и всё будет хорошо.

Вы: Также прямо сейчас позвони своему боссу, чтобы он был в курсе о рисках как можно раньше… *и вы вместе уезжаете в закат*

Такого гладкого сценария, наверное, вы никогда и не встретите, но суть, я думаю, ясна.

9. Всезнайки и немного лести 👨‍🏫

Сразу скажу, что тут не те всезнайки, которые являются экспертами в области, которые хотят поделиться знаниями, а надменные говнюки, которые кидаются фразами «Да, ладно, ты серьёзно!?», «Слушайте меня, ибо я охрененный». Но вместо того, чтобы впихивать правду ему в глотку, лучше налить масла лести, основанной на реальных данных, и в неё вписывать нужное сообщение. То есть вместо «Слыш, ты, надменный петушок, корону снял и менторство взял», лучше сказать «Слушай, ты ведь и вправду гениален, ты помог компании с этим заказчиком, у тебя классно получается работать с проектами такого вот типа. Было бы грустно, если бы твой опыт просто так пропал, тем более, что я знаю пору человек, которые очень хотели бы…» Главное не применить такое на нарциссах, иначе вы его ещё больше раззадорите, дав ему то, зачем он ведёт себя как говнюк.

10. Приказ о спасении 🧑‍🚒

Я думаю, что все сталкивались с людьми, которые изображают из себя мучеников, отказываясь о помощи. Как дурацки выглядит ваши упрашивания принять ее. Фишка в том, чтобы не предлагать помощь, а приказывать ее принять. Отказы не принимаются.

Вы: Мам, как там у вас с кредитом?

П: Да всё хорошо сынок: у папы шрам уже почти зарубцевался, а мои анализы очень хорошие пришли, так что и мою почку в клинике тоже возьмут.

Вы: *просто переводите деньги на счёт банка и гасите кредит*

11. Противоударное повреждение ⛑

Данная техника — это использование оружия психов (сарказма), против них самих. Главная идея в том, чтобы после выпада саркастичного человека, выдержать паузу, и с улыбкой нанести контрудар и сразу прийти к тому, куда он направляется. Например. П: «Пф.. да за что вы получаете зарплату?»

… пауза (важная), только улыбайтесь и смотрите на человека как святой Себастьян: «Прости его, Всевышний, ибо не ведает, что творит»…

Вы: «Да я сам не знаю. Может вы сейчас предложите мне отдать ее вам?»

12. Манипуляторы 🐒

Многие люди, так и норовят перекинуть свою обезьяну на вашу спину. Они могут высосать вас до остатка. Но работать с ними просто: отказывать. Так вы сделаете только лучше для человека — не будете потакать беспомощности. Вместо этого вам лучше сказать следующее: «Погоди, я понял, у тебя проблема. Так что ты собираешься с ней делать? Пока не знаешь. Ну держи меня в курсе».

13. Кривые зеркала 🎩

Мы тут очень много упоминаем разные типы людей, но один из них, мы пока обходили стороной — кривые зеркала. Это индивиды, которые идут по головам людей, приписывают себе их заслуги и сбрасывают неудачи на других. Зачастую, они занимают руководящие должности и умело маскируются среди коллектива. Компетентных людей они боятся, так как в сравнении с ними явно видна их безалаберность. А это уже угроза. Избавиться от таких людей очень сложно, если вообще возможно из-за их особого положения. Единственный способ снизить риск от таких людей — помочь им. Выявить их сильные стороны и помочь им проявить их. Так, вы перейдёте из области угрозы, в область «полезный», и можно уже меньше переживать, поворачиваясь к такому человеку спиной… если только он не социопат.

14. О социопатах 🧟‍♂️

В отличии от всех остальных типов психов, базирующихся на эмоциях, социопаты самые страшные, потому как эмоций у них нет вообще. Они холодные, расчётливые, умные изворотливые и хитроумные лжецы. С социопатами лучше дел вообще не иметь и гнать палками из своей жизни, хотя это бывает очень сложно сделать. Есть один проверенный способ, использовать который можно всегда, если вы точно уверены, что человек социопат. От вас самих потребуется немного мужества и актёрской игры, но в результате псих от вас отстанет: нужно уверенно сказать, что вы знаете, что он скрывает, и если он не покинет вашу жизнь, то эта информация будет передана куда нужно. Блеф. Старый добрый блеф. Но с социопатами он может сработать по той простой причине, что не боится лишь тот, кто не виновен, а социопаты виновны в чём-то практически всегда.

И напоследок, я скомбинировал для вас основные принципы общения с психами, чтобы было легче освежать материал.

  1. Слушайте, проявите внимание, узнайте больше, углубите беседу, определите эмоции.
  2. Проявите сочувствие, эмпатию, вместо логических доводов.
  3. Соглашайтесь, запустите каскад согласия, но не нужно соглашаться со всем сразу, а искать точки соприкосновения.
  4. Поймите, задавайте вопросы о чувствах, которые вызывают у него безумие, пытаясь пробудить самосознание.
  5. Действуйте. Сообща ищите решение проблемы.

На сим, позвольте на правах рекламы добавить, что я ещё и канальчик в телеге веду, хоть и очень нерегулярно. Буду рад, если вы присоединитесь.

На этом всё, осталось только пожелать как можно больше рациональности в ваших жизнях, счастья, здоровья, корабль любви! До новых встреч.

--

--