Designa. Книга 1, Часть 2
Живые линии
Миниатюрные чудеса металлургии
Пользуясь компасом в качестве основного инструмента, кузнецы культуры Ла Тен были способны рисовать сложные растительные узоры, основанные на геометрической решетке. На рисунке ниже показаны два повторяющихся узора и соединительный элемент на одной и той же решетке, в их основе — круги и треугольники.
Миниатюризация фундаментальна для основной массы кельтского искусства, так, показанный ниже золотой диск имеет всего 6 сантиметров в диаметре. Рисование правильных узоров на таких поверхностях, конечно, требует усердия. Кельтская традиция геометрических рисунков остается непревзойденной. Важная часть их метода — это сначала научиться рисовать свободной рукой, с помощью компаса до тех пор, пока не придет понимание того, что произойдет, если меняется радиус или сдвигается центр. Можно предположить, что требовались сотни часов, чтобы эти знания трансформировались в мышечную память рук.
Тотемные видения
Компасные карикатуры животных-предков
Для кельтов природа была диким и живым миром, так же осознающим нас, как и мы ее. Каждая складка ландшафта, каждая гора, река, ручеек, лес, растение и животное были одушевлены сверхъестественным присутствием, каждый своего характера; боги, феи и предки также требовали почитания и умиротворения. Сейчас фольклорные сказания и географические названия хранят воспоминания о них. Животные были посланниками богов, символами и воплощениями их качеств, точками опоры в интегрированной системе мыслей и опыта. Большие, примечательные деревья и скалы становились центрами средоточения, космологическими вехами, местами ритуалов и правосудия, где встречались миры и принимались законы.
Это представление, обвернутое мифологией, формировало изобразительное искусство кельтов. Художники предпочитали не натуралистично изображать животных, а напротив, с помощью стилизации, основанной на переплетении арок и дуг, отражать дух объекта искусства. Сохранившиеся церемониальные, бытовые и боевые изделия из металла (большая часть деревянных просто не дожила) изображают лошадей, быков, собак, кабанов, сов, лебедей, воронов, орлов, даже пчел, а также странных кентавров и сфинксов — все с помощью одной и той же техники геометрических кривых линий, подобных растительному орнаменту.
Ранний островной период
Земля, мечтающая о короле
Между 4 и 2 веками до нашей эры стиль культуры Ла Тен обосновался в Ирландии и Британии и начал обрастать своим отличительным вкусом, характеризующимся двусмысленными спиральными растительными и животными линиями. Триады Ирландии говорят нам о “трех вещах, которые определяют плотника: присоединять две вещи, не сплавляя их вместе, ловкость обращения с компасом, хорошо поставленный штрих”. Эта ловкость видна (и редко где превзойдена с той поры) в потрясающих и аккуратных изделиях из металла того периода.
Ножны с орнаментом были популярны у военной элиты в 1 веке до н.э. (см. иллюстрацию, a, b, c, d — из Ирландии, e — из Англии). Они украшены спиралями в форме изгиба S (b, c, d), завернутыми одиночными спиралями (a), открытым компасным орнаментом (e).
Некоторые из прекраснейших артефактов, например, щит из Баттерси (ниже), были найдены в озерах, которые, по предположению, были местами голосований — остатки деревянных пирсов указывают на лиминальное место предания подношений воде.
Лица Других
Двигаясь вперед, всматриваться назад
Феноменальный уровень мастерства, присущий британским художникам островного периода, лучше всего выражен в геометрических украшениях задников бронзовых и железных зеркал, самое раннее датировано 150 г. до н.э. Стиль, вероятно начатый единственным мастером, использует слегка скошенную билатеральную симметрию, перекрестную штриховку и компасные кривые Ла Тен и изображает множество лиц людей и животных разного масштаба. Качество орнамента также непостоянно, оно достигает своего скромного пика в простом зеркале, найденном в Десборо.
Было найдено около 30 зеркал, некоторые из них — в могилах женщин высокого статуса. Вероятно, эти женщины были провидицами, а зеркала использовались не для отражения, а для ритуалов: маги и художники долгое время использовали отражающую поверхность зеркала для стимулирования видений. Лица животных могут представляться духами-хранителями, а их несимметричность направлена на размытие их разрушительных сил (как в поверье, что коробка разбросанных булавок собьет с толку фею).
Разные тонзуры
Библия в одной руке, кусок кварца в другой
К V веку н.э. кельтское христианство распространилось на Британию и Ирландию, смешиваясь с древними родными традициями. На далеком острове Ионы в 563 году был основан монастырь святой Колумбы, который возглавил возрождение искусства и просвещения. Колумбское уважение к бардам — “Если б песни бардов были враками, Пусть еда и одежда будут враками, Пусть весь мир же будет сказкою, Пусть человек из пыли сказкою” — и к друидам — “Христос есть мой друид” — намекает на то, что старые традиции все еще были сильны.
Кельтское христианство, отличающееся от римской Церкви, следовало учениям святого Иоанна, а не Петра, и было организовано по монастырям без правящего органа. Мужчины и женщины жили и работали вместе. Как друиды, они выбривали прически-тонзуры спереди и красили синим глаза. В это магическое время, когда боги были вдохновителями людей, христианская весть и учение нуждались в предметах искусства, превосходивших старую традицию. Так появились новые узоры, а гравировки на камнях, искусные металлические изделия и просвещенные манускрипты лились из монастырей, дабы показать силу новой веры.
Разнообразие центров спиралей
Замечая волшебные грибы
Наше путешествие по пути линии здесь немного сворачивает, следуя за тремя основными формами кельтского христианского искусства: спиралями, ключами и узлами. Каждая будет подробнее рассмотрена в дальнейших разделах книги. Эти элементы были собраны монахами в универсальную систему орнамента, собравшую вместе узоры из искусства ковки железа Ломбардии, греческого меандра, саксонской животной зооморфики и традиционного искусства работы по компасу. Эти древние формы были переиначены со стремлением сохранить традицию метода старого ремесла, но также и дополнить репертуар художника новыми появляющимися эпитетами стиля.
Аккуратные геометрические спирали можно нарисовать, следуя методу, описанному ниже. Число рукавов определяет радиальную симметрию спирали, а тип центрального многоугольника — важные центры, начала и концы арок (угол поворота каждой арки=360/число рукавов). Также для простоты можно изгибать линии на глаз, рисуя только оси и центры арок.
Ключ к планированию орнамента (см. иллюстрацию) — продумать то, что археологи и историки называют “грибами”, составленными из рассекающихся центров спиралей и плавно встречающихся арок или прямых линий.
Рекурсивные медальоны
Колеса внутри колес
Наша линия завихряется еще круче, подводя нас к сложным манускриптам, состоящим из медальонов из плотно сбитых спиралей. Они были нарисованы целиком только с помощью компаса — при увеличении страницы кальки и листы металла сохранили точки приложения компаса, а обложки также хранят узнаваемые перьевые штрихи инструментов для работы с компасом.
Обратите внимание (ниже), как медальоны расположены на шестиугольной решетке, похожей на решетку из прошлого абзаца. Благодаря свойствам решетки эти спиральные формы повторяются в разных масштабах, они похожи каждая сама на себя (спирали внутри спиралей), как кварки в атомном ядре, окно в продвинутое фрактальное мышление кельтов.
Новые преобразования могут быть достигнуты, если использовать другие центры или целые медальоны внутри (к примеру, как по наброску Джорджа Бейна выше).