Описать задачу в виде истории

Ksenia Ilinykh
Дизайн в Контуре
2 min readNov 11, 2018

Мы в Контуре делаем сервисы для юридических лиц. Адрес юридического лица — один из основных реквизитов компании. Для того, чтобы с адресами не было путаницы, существуют справочники адресов, например, КЛАДР. Вы с ними сталкиваетесь, когда вводите адрес доставки в интернет-магазине: интерфейс подсказывает по мере ввода улицу и номер дома.

Недавно в моем проекте появилась задача по переходу с одного справочника адресов на другой, и я вспомнила про комикс пятилетней давности. Я делала задачу по внедрению КЛАДРа: нужно было научиться выбирать город, район, улицы и всё остальное из справочника. Справочник сложно устроен, в нем много уровней и зависимостей, которые нужно учитывать в интерфейсе. Я нарисовала форму с полями адреса, продумала поведение и описала состояния — получилось техническое задание на много страниц. Описание было нелинейное: много развилок с условиями и пограничных случаев.

Когда мы обсуждали задачу с разработчиком, он гордо сказал, что не читает технические задания. Его можно понять: текст плохо работает для описания нелинейных структур, к тому же, чтение — труд. Разработчик добавил, что любит картинки, а еще больше — комиксы. Я не поняла, шутит он или нет, но ответила «Вызов принят!». Сразу захотелось сделать что-нибудь интересное, чтобы разработчик сделал так, как я придумала.

https://xkcd.com/386/

Я взяла человечков xkcd и нарисовала комикс по мотивам описания задачи. В комиксе я рассказываю разработчику, как всё должно работать. Идея зашла на ура: разработчик был в восторге и сделал всё, как надо.

Так, с помощью графической истории я описала сложную задачу. Комикс сработал, потому что:

1. Картинки воспринимаются гораздо легче, чем текст. Текст — не самый лучший инструмент передачи информации в наше время, когда все привыкли к инстаграму и ютубу. Для сложных нелинейных структур он также плохо работает: приходится запоминать условия и сопоставлять одно с другим. В комиксе это гораздо проще показать — условия «если это, то» помещаются в одну-две картинки.

2. Это не просто картинки, это—история. Истории помогают упорядочивать нашу жизнь—мы воспринимаем жизнь не как набор случайных событий, а как сюжет.

Если вам нужно сформулировать и поставить кому-то задачу, или описать сложный процесс, попробуйте сделать это в виде истории. Или в виде графической истории — комикса. Расскажите, что нужно сделать, или что произойдет, когда задача будет сделана. Гораздо интереснее читать комикс про разработчика Макса, чем читать техническое задание.

--

--