Организация работы: как вести несколько проектов одновременно и развиваться как исследователь

Evgeniya Krupina
Дизайн в Контуре
12 min readMay 27, 2020

Привет, перед тобой лонгрид. Для удобства чтения статья разделена на законченные смысловые блоки, которые можно читать в удобное время. Но советую выделить 10 минут и прочитать их по порядку.

Из чего состоит работа исследователя. На что я трачу свое время, кроме общения с пользователями;

Проекты или «‎жирные» задачи. Как веду крупные задачи и отслеживаю прогресс, какие сервисы в этом помогают;

Ежедневное планирование и задачи поменьше. Как планирую текущую нагрузку;

Баланс и выгорание. Советы из личного опыта о том, как параллелить исследования и не терять к ним интерес;

Дело рук самих утопающих. Небольшие хаки, как потреблять профессиональный контент и находить на него время.

Я UX-исследователь в СКБ Контур. Компания поставляет бизнесу больше 60 разных сервисов и, соответственно, в ней много продуктовых команд и околопродуктовых проектов. Исследователь в Контуре может быть частью сразу нескольких продуктов, да и в рамках одного всегда много задач. Чтобы успевать все и немного больше, приходится задумываться о тайм-менеджменте, личной эффективности, планерах и вот об этом всем.

Как исследователь я не хочу писать просто обзор инструментов, а пойду от потребностей. Когда я подбирала сервисы и методы для организации своей работы, моя потребность была не в использовании таск-трекера, а в экономии времени на рутинных задачах и получении экстра-времени на саморазвитие. Поэтому в статье описание сервисов будет переплетаться с советами из моего личного опыта. Эти приемы помогли мне найти время на UX, продуктовую команду, отдел и на себя.

Эта статья в первую очередь будет полезна практикующим исследователями, во вторую — всем, кто хочет упорядочить свою работу.

Надеюсь, мои слова подтолкнут тебя поделиться в комментариях своим опытом решения этой нелегкой задачи.

Из чего состоит моя работа

Свою работу как UX-исследователя я разделяю на 4 блока.

Продуктовые исследования

Глубинные интервью, юзабилити-тестирования, опросы, аналитика и все остальные известные методы.

Задачи продуктовой команды

Все, что служит на благо команды и продукта, но не связано напрямую с исследованиями. Помощь в маркетинговых активностях, подготовка командного выезда, организация дня рождения коллеги и так далее.

Задачи UX-отдела

Речь о тех задачах и проектах, которые помогают развивать исследовательское комьюнити внутри компании и вовне. Работа над обучающим курсом для новичков, написание статей на исследовательскую тематику, подготовка мероприятий и прочее.

Саморазвитие

Задачи, направленные на развитие себя как UX-исследователя и профессионала в своей отрасли. Курсы, вебинары, работа над soft и hard skills, развитие компетенций из смежных областей и ведение side-проектов.

Для себя я выделила такие блоки, возможно тебе есть чем дополнить. Например, если ты руководитель или team lead, тогда плюсуй сюда еще и это. Ниже расскажу, как я балансирую между ними и стараюсь выполнять договоренности.

Проекты или «‎жирные» задачи

Trello

Нет ничего ничего нового в том, чтобы заводить свои задачи в таск-трекер. Мои потребности закрывает Trello. Каждой задаче соответствует цветовой тег, который соотносится с проектом. Например, у меня есть 3 проекта: Контур.Фокус (зеленый цвет), Контур.Компас (синий цвет) и задачи UX-отдела (фиолетовый цвет).

Цветовые теги помогают найти задачу и визуально сбалансировать свою нагрузку. Если я вижу, что на доске много фиолетовых тикетов, значит в этом периоде у меня перекос в сторону активностей отдела. Стоит обратить внимание на потребности команды, пообщаться с менеджером, изучить поток разработки — возможно, в продукте есть вопросы, ответы на которые я могу найти.

Также в Trello привлекает наличие чек-листов с чекбоксами по каждому тикету. Нажимая на галочку, я испытываю моральное удовлетворение от проделанной работы и подвожу черту. Чек-листы помогают декомпозировать задачу на этапы. Перестает казаться, что у меня всего 2 тикета и я недостаточно эффективно работаю, ведь в действительности это большие задачи, внутри которых куча более мелких.

У многих UX-исследователей задачи заводятся в командные таск-трекеры: YouTrack или Jira. В моем случае этот вариант не сработал, потому что задачи исследователя специфичные и более длительные, чем задачи разработчиков. Поэтому вместе с менеджером мы решили не вплетать мои таски в командный трекер. Неудобств это не вызывает.

Notion для ведения задач

Недавно я протестировала Notion в качестве таск-трекера. Его функциональность в части ведения задач почти не отличается от Trello — те же чекбоксы и колонки по этапам. Но цветных тегов я не нашла, пришлось выкручиваться цветными эмодзи-сердечками.

В Notion не виден прогресс по задаче в отличие от Trello, что не сильно, но расстраивает. Вот так это выглядит в Trello, если ты создал чек-лист внутри.

Такие сервисы подходят для ведения длительных или крупных проектов. Из них я выделяю свой еженедельный и ежедневный поток задач.

Ежедневное планирование и задачи поменьше

Google Sheets

Для меня важно вести учет рабочего времени, потому что я сразу вижу, сколько часов перерабатываю в этом месяце. Если к концу месяца я понимаю, что слишком часто задерживалась на работе, то, во-первых, анализирую, почему так произошло и как я могла этого избежать. Во-вторых, могу позволить себе отдохнуть в конце месяца и найти время на side-проекты.

Я не сторонник переработок, ведь от этого зависит мое состояние. Никто не захочет общаться с исследователем, который устал, зевает и постоянно отвлекается во время разговора, потому что вчера поздно вернулся с работы.

Для учета времени у меня есть отдельный файл в формате Google Sheets. Документ автоматически считает рабочие часы.

В этом файле каждый рабочий день содержит в себе набор пунктов, которые нужно закрыть. Это может быть задача «‎Написать отчет»‎, «‎Сделать транскрипт»‎ или напоминание «‎Назначить встречу по теме»‎. Главное ничего не забыть.

Также Google Sheets помогают мне планировать работу с респондентами. По каждому исследованию на этапе рекрута я составляю таблицу с контактами потенциальных респондентов. Полученные договоренности я переношу в задачи на тот день, когда мы договорились пообщаться с пользователем. Помимо списка ежедневных задач, встреча или запланированный звонок попадает в мой календарь в Outlook.

После проведения интервью или тестирования у респондента появляется статус «‎Проведено + дата». Если после нашей беседы возникают договоренности, они также фиксируются в этой таблице в столбце с комментариями.

Например, я пообещала, что с пользователем свяжется его менеджер для продления счета. В этой строке появляется комментарий «‎Передать в продажи»‎. Или нужно уточнить какой-то вопрос у команды — пишу «‎Перезвонить по вопросу…»‎.

Отдельно в таблице я тегирую вопросы, связанные с багами и пожеланиями не по теме исследования. Они уходят в бэклог или на летучку для обсуждения.

Так, на этапе «‎поля»‎ я сразу провожу сортировку проблем и пожеланий: связанные с продажами — к маркетологу или координатору продаж, баги — к разработке, пожелания не по теме исследования — на летучку или в бэклог.

Таблица с респондентами для меня единое место со статусами и договоренностями, формат Google Sheets гибок к вносимым поправкам и пояснениям и привычен для работы, поэтому я остановилась на нем.

Sticky Notes

Быстрые и мелкие задачи я пишу на стикеры. Удобно использовать встроенный инструмент Sticky Notes. Я размещаю цифровые стикеры прямо на рабочем столе. На них фиксирую небольшие вопросы, которые нужно оперативно решить или мне неудобно в этот момент открывать Google Sheets. Иногда я выношу на стикеры дедлайны проектов, чтобы они всегда были перед глазами, потому что уведомления в календаре или таск-трекере легко пропустить.

Цвет стикера совпадает с моим цветовым кодом по проектам (зеленый, синий, фиолетовый). Можно сделать стикер ярким и большим, чтобы точно про него не забыть. У инструмента есть светлая и темная тема, что понравится поклонникам последней.

Стикеры помогают мне делать короткие заметки на ходу. Этот инструмент относится к большой категории софта для организации работы, который я называю «‎‎заметочниками»‎. Когда я писала эту статью, помимо Sticky Notes решила попробовать для заметок Evernote и Notion.

Notion для заметок

Самым удобным для заметок показался Notion. Создавать, редактировать и иллюстрировать записи картинками или эмодзи в нем просто и удобно. Но мне показалось, что этот инструмент рассчитан на заметки побольше, чем пара строк текста. Поэтому я попробовала писать там статьи.

Из плюсов, ты можешь навесить на заметку различные теги, которые сам создаешь, и интерфейс повеселее, чем в Google Docs. Также можно шарить созданные заметки и статьи. Настройки шаринга схожи с Google Docs.

Явных преимуществ по сравнению с облачными документами я не нашла. Но несправедливо закончить обзор Notion на этом. Сервис позиционируется как «‎все в одном окне»‎. Здесь можно отслеживать задачи, писать заметки и статьи, создавать таблицы, вести контент-план, шарить все это и еще много чего другого. У сервиса широкая функциональность, потому что по сути это конструктор и ты сам его настраиваешь.

Вот один из интересных шаблонов, которые предлагаются сервисом.

Возможно я еще присмотрюсь к Notion, потому что один инструмент обычно лучше, чем набор из нескольких. Пока что плюсы текущих сервисов перевешивают бонус «‎all-in-one»‎‎.

Google Keep

Еще из «‎‎заметочников» я активно пользуюсь расширением для браузера Google Keep. Чтобы не плодить закладки в браузере я установила себе это расширение и все ссылки складываю в заметки с комментариями к ним. Можно делать заметки и без ссылок.

Evernote

Примерно также работает расширение Evernote — еще одного инструмента для создания заметок. Его я описывать не буду, скажу только, что в нем также можно делать заметки и to-do листы. Других фишек я не обнаружила, кроме прикольного зеленого слоника на логотипе. Сам сервис тут.

Особенно полезно такое расширение для браузера в ситуации, когда я вижу статью или подкаст, но сейчас на это нет времени. Тогда я сохраняю ссылку, пишу свой комментарий и возвращаюсь к ней позже.

На этом обзор сервисов заканчивается. Теперь я расскажу, как совмещать несколько разных проектов и параллелить исследования.

Баланс и выгорание

Как исследователь я могу работать над несколькими UX-задачами одновременно. Это непросто по ряду причин:

  • Нужно быстро переключать контекст, особенно если речь о разных продуктах;
  • Возрастает число встреч и договоренностей, о которых нельзя забывать;
  • По задачам могут быть совершенно разные заказчики, а значит и подход к ним должен быть разный.

Спустя время я пришла к выводу, что оптимально вести 2 крупных исследования одновременно. Например, 2 глубинника или юзабилити-тестирования. Либо 1 глубинник и пара небольших опросов.

Можно и больше, если другие блоки относительно разгружены. Но если берешь больше, будь готов, что потом тебе потребуется research-детокс. После загруженного спринта возьми 1–2 дня без встреч, без звонков, без анализа, без людей. Это нормально.

Также я стараюсь разводить разные исследования по этапам. Например, по одному исследованию у меня идет разработка дизайна исследования, а по второму уже рекрут. Самые сложные этапы — полевые — я стараюсь не совмещать между собой.

Дозирование количества встреч с респондентами тоже помогает избежать исследовательского выгорания. 3 встречи в день мне достаточно, чтобы сохранять темп и при этом не допустить, чтобы все слова респондентов слились в единый гул. По ходу исследования я стараюсь делать передышки и смотреть на текущий результат. Это помогает скорректировать вопросы, выйти на новый виток исследования и не сойти с ума.

Формула баланса

Чтобы сочетать исследования и другие задачи продукта или отдела я вывела для себя простую формулу. На 2 исследования я беру 3–4 сторонние задачи, например, участвую в 3 проектных группах или 1–2 проекта курирую.

Пример. У меня идет 2 глубинника (блок задач про исследования), я прорабатываю формат фасилитации для командного мероприятия (продукт) и вместе с другими UX-исследователями работаю над онлайн-мероприятием и обучающим курсом для новичков (отдел). 2+1+2‎

Это условная формула, потому что уровень нагрузки, который несет конкретная задача сильно различается и есть проекты, которые требуют твоего полного внимания. Либо ты достиг такого уровня компетенций, что многие задачи выполняются на автомате и освобождается время на дополнительные проекты. Но в усредненном варианте формула рабочая. Главное, не переоценить свои силы, чтобы не подвести команду и себя.

По возможности среди непрофильных задач бери те, что тебя драйвят, на которые приятно будет потратить чуть больше времени. Не копи то, что тебе не нравится или не берись за такое. А если взялся, то следуй «‎правилу лягушки» и съедай свою как можно раньше.

Когда я разобралась с рабочими задачами, и появилось время на саморазвитие, мне сразу захотелось навести порядок и там.

Дело рук самих утопающих

Несмотря на то, что UX-исследования область новая, как с точки зрения профессии, так и с точки зрения контента (по крайней мере в России), материалов и курсов по этой теме очень много. На первых этапах работы в UX у меня была проблема — я хотела читать больше полезного по теме, но тонула в бескрайнем море статьей, блогов и telegram-каналов по исследованиям и продуктовой разработке.

Чтобы решить этот вопрос я сократила число подписок, которые я жадно набирала в первые месяцы, оценив:

  • Регулярность появления контента в каналах и блогах;
  • Соответствие уровня контента моим скиллам. Разные авторы пишут для разных по уровню исследователей, поэтому я отсеяла авторов, чей контент направлен на исследователей без опыта;
  • Дублирование информации в разных каналах — оставила первоисточники.

Так, число каналов в Telegram сократилось с 21 до 6, но все равно контента было очень много. Поэтому я выработала схему.

В конце дня в telegram-каналах, на Medium или в личных блогах я пролистываю новые посты и оцениваю свой интерес к ним по превью и теме. Если статья меня заинтересовала, я могу сразу ее прочитать или (что чаще) сохранить себе в заметки (Google Keep). Когда у меня появится время или настроение, я возвращаюсь к выжимке из всего информационного потока по теме исследований и спокойно читаю в свое удовольствие.

Подобный подход у меня и к созданию профессионального контента. «‎Заметочники» позволяют в моменте зафиксировать поток мыслей и вернуться к ним позже. Для меня секрет в организации работы не в том, чтобы все помнить, а в том, чтобы ничего не забыть. Поэтому я стараюсь все фиксировать. Часто даже бредовые мысли или гипотезы вырастают во что-то полезное.

Еще одна полезная привычка, которая экономит мне время — подкасты. Не стану писать про них подробно, формат не новый. Просто оставлю подборку подкастов, которые показались мне полезными и не скучными (ссылки ведут на Яндекс.Музыку).

  • Ламповый кастдев — подкаст «‎‎от исследователей для исследователей», который ведут Дарья Хлопова и Андрей Поддубный;
  • UX Horn — подкаст от Михаила Хананашвили, создателя одноименного канала в Telegram;
  • Make Sense Podcast — из названия подкаста в целом все понятно. Гости рассуждают о том, что важно при создании продуктов: люди, идеи, деньги, инструменты и практики;
  • Войти в IT — кейсы входа в профессию от разработчиков, дизайнеров и менеджеров. Начинающим продуктовым исследователям будет интересно послушать молодых специалистов;
  • Продуктивный Роман — подкаст больше ориентированный на продактов и маркетологов, но для расширения кругозора продуктового исследователя будет полезен;
  • Ничего такого — подкаст о разных IT-компаниях (Miro, Яндекс, Amazon, Microsoft), их культуре и особенностях работы. Интересно послушать реальных сотрудников;
  • Теория и практика — подкаст о развитии скиллов. Каждый выпуск посвящен отдельной компетенции и многие из них особенно актуальны для исследователя: критическое мышление, самоорганизация и когнитивная гибкость;
  • Поредачим — факультативно предлагаю послушать подкаст про тексты, для тех, кто как и я любит не только говорить (с респондентами), но и писать.

Вместо заключения

Для самых усидчивых в конце хочу оставить краткие советы для организованного UX-исследователя:

  • Выбери таск-трекер, который подойдет под твои и командные процессы;
  • Ставь теги к задачам из разных блоков, чтобы соблюсти баланс между направлениями своей работы;
  • Составляй список задач на день и на неделю. Ты сможешь контролировать свою нагрузку и избежать однотипных задач в один день;
  • Разводи этапы параллельных исследований между собой и не части со встречами и звонками. Иначе быстро устанешь от респондентов и пропустишь важное;
  • Не забывай вести документацию по исследованию и фиксировать все договоренности с респондентами;
  • Ставь в календарь встречи и звонки с респондентами и бронируй в своем календаре время на обзвон. Устанавливай напоминания;
  • Сортируй проблемы и пожелания на этапе рекрута и написания транскрипта;
  • Не читай все и сразу, сделай предварительную сортировку и оценку контента;
  • Обрати внимание на подкасты. Если не знаешь с чего начать — начни с моей подборки;
  • Выбери «заметочник» для записей и статей. Если мысль не записана, она потеряна;
  • Не переживай за тайм-менеджмент и не возводи это в самоцель. Возможно, у тебя нет таких проблем и вопросов, какие были у меня и ты спокойно обходишься без всего этого.

Все написанное — не панацея. Это принципы и инструменты, которые подходят моим рабочим процессам и помогают мне работать в удовольствие. Чтобы они сработали для тебя, попробуй и адаптируй их под свои задачи.

Надеюсь, мой опыт поможет успевать больше, а засиживаться на работе меньше. Если остались вопросы, пиши мне.

P.S. Если эту статью прочитают причастные к разработке описанных сервисов люди, я буду рада, если вы расскажите, как еще ваш продукт может быть полезен исследователю. Оценка всех инструментов сделана на основе моего опыта.

--

--