Elm изменил мое представление о непопулярных языках

Sergey Ufocoder
devSchacht
Published in
5 min readNov 6, 2018

Перевод статьи Alexander Campbell: Elm changed my mind about unpopular languages

Вы когда-нибудь обращались к программному обеспечению так, чтобы это выходило за рамки обыденного? Возможно, вы пытались сделать программное обеспечение для своего графического калькулятора Fx-9860GX и понимали, что вы были одним из тех пяти человек, которые когда-либо пытались это сделать вообще, при том, что документации не было. Опыт отстойный. Или возможно вы относитесь к такому типу людей, которые получают удовольствие посредством мудреных ошибок и полного отсутствия документации (к коим иногда отношусь и я), но я решил, что в профессиональной разработке программного обеспечения, где важен вопрос его поставки на рынок, я буду придерживаться только самых широко используемых инструментов.

Для себя я сделал твердое и решительное правило: если я найду две технологии, которые могут решить какую-то проблему, то я предпочту ту, которой пользуется больше людей. К слову, я не хотел бы включать в проект неясный API для работы с графикой, а затем искать в коде, чтобы никто не вызывал функцию set_color() после функции resize_window() (да, изменение размеров окна это тяжело), ведь последовательное выполнение этих двух функций является причиной ошибки сегментации памяти. Я не хочу быть парнем, который найдет ошибку в компиляторе. Мне просто нужно разработать программный продукт.

Частично мое сомнение по поводу использования новых платформ связано с двухлетним опытом написание на языке Go, до того как произошла история с управлением зависимостей. Сообщество было разбито на множеством болезненных или посредственных решений: gopkg.in, godep, glide, gb и так далее. Потребовалось годы, чтобы разработчики «успокоились» (да, я легко бросаюсь этим словом) и остановилось на godep, а ведь это было не так недавно, когда сообщество Go его полностью приняло, это был относительно безболезненный опыт. И недавно я узнал, что разработчики языка Go могут представить официальное решение: golang/dep.

Со своим новым правилом я чувствовал себя уверенным в выборе своего стека. Когда я искал инструменты для создания веб-приложения, то рассматривал только массово используемые и популярные инструменты, такие как Bootstrap и jQuery. У каждой из этих библиотек несметное число пользователей каждый месяц, поэтому все возможные ошибки проработаны, не так ли? Даже если, у меня возникнет проблема, уверен, кто-то уже получал ответ на нее на StackOverflow. Все как по маслу. И вуаля, все уже работает. Вы можете пройтись по всему жизненному циклу веб-приложения, и вы редко столкнетесь с ситуацией, когда вы не можете найти решение проблемы в течение 5 секунд в сети. Кто-то уже исправил это. Моя стратегия была безупречной.

Но когда я присоединился к Real Kinetic, я узнал, что мы разрабатываем клиентское веб-приложение на Elm. Elm? Серьезно? Это же экспериментальный язык, созданный для Haskell-снобов, которые не могут справиться с обычным языком для синих воротничков, таким как JavaScript? Я представлял поклонников языка Elm так, словно вокруг меня стояли хипстеры, говорящие о том, что побочные эффекты в веб-приложениях — это же 2008 год, бро. Определенно, я не представлял их как людей, которые поставляют приложения на рынок программного обеспечения. На мой взгляд, Elm не соответствовал производственной среде.

Поэтому в течение первых нескольких недель я был настроен скептически. Но затем, когда я в третий раз изучал руководство по архитектуре Elm, наконец, что-то щелкнуло у меня в голове. Я понял. Вот это да! Да это же намного лучше, чем JavaScript. Я могу посмотреть на код и с уверенностью предсказывать его поведение, его пограничные случаи и все остальное.

Во-первых, Elm имеет естественную для чистого функционального языка предсказуемость; когда вы пишете Elm, компилятор заставляет вас обдумывать каждый случай. Рассмотрим следующий пример: для своего друга вы пишете некоторое приложение для учета книг в библиотеке. Он хочет возможность получать отчет, в котором бы отображалось, сколько книг находится в каталоге, дата издания самой ранней и самой поздней книги в библиотеке и количество уникальных авторов.

Я могу более подробно рассмотреть этот код. Например, вот этот фрагмент:

Здесь мы используем две библиотечные функции: List.maximum и Maybe.withDefault. Назначение и использовании функции List.maximum очевидны, также его сигнатура типа является показательной.

В данном случае, поскольку наш список имеет тип «List Int», функция возвращает «Maybe Int». Концепция использования Maybe знакома людям пришедшим из Haskell (Maybe), из Rust (Option) или из Java (Optional). Maybe — это контейнер с нулевым (Nothing) или одним (Just x) элементом. Мы можем использовать функцию Maybe.withDefault для «распаковки» значения Maybe, заменяя на значение по умолчанию, если контейнер Maybe пуст.

Таким образом, этот фрагмент кода извлекает максимальное значение в списке copyrightYears, если оно существует. Если же нет, мы просто возвращаем ноль. Elm требует, чтобы вы продумали все пограничные случаи. Вы должны рассмотреть и указать, что произойдет в каждом случае. Именно по этой причине Elm может реально обещать отсутствие исключений во времени выполнения.

Вторая причина, почему Elm лучше, чем JavaScript — это то, что Elm естественно подходит для работы с DOM. Это настолько естественное чувство, что кажется, что HTML был разработан специально для Elm, но не наоборот. Отчасти причина заключается в том, что Elm использует концепцию виртуального DOM, с которой вы можете быть знакомы, если сталкивались с React (именно виртуальный DOM является причиной, почему представление может быть автоматически обновлено с помощью измененной модели приложения. Примечание редактора : В данном случае кажется, что автор заблуждается. Виртуальный DOM нужен для снижения стоимости таких обновлений). Здесь показано то, как мы можем отобразить тип LibraryReport в HTML:

Обратите внимание на то, как мы составили функцию renderRow включающую viewReport. Отображаемый результат:

Разработка с Elm — это сплошная череда приятных сюрпризов: элегантный интерфейс командной строки, полезный при разработке компилятор, интуитивно понятный отладчик.

К числу этих неожиданностей относятся (спойлеры):

  • Элегантный интерфейс командной строки elm-package и elm-make.
  • Автоматическое форматирование кода с помощью elm-format (похоже на gofmt).
  • Автоматическое принудительное версионирование пакетов по semver.
  • Elm-Reactor, отличный способ начать разрабатывать новые проекты.
  • Режим отладки в Elm со встроенным time-travel.
Сообщение компилятора, когда вы удалите поле из структуры без обновления связанных с ней функций.

Самыми большими минусами Elm являются то, что:

  1. Это функциональный язык, и поэтому кривая обучения круче для тех программистов, кто пришел из императивных языков.
  2. Вероятно, вы не сможете использовать его на стороне сервера (язык не такой универсальный, как JavaScript).
  3. В нем отсутствуют некоторые высокоуровневые возможности других функциональных языков, таких как в Haskell.
  4. Строгая семантика зависимостей накладывает ограничение на разработчиков библиотек для Elm по немедленному их обновлению, когда зависимости изменились, чтобы не блокировать последующие обновления.

Вам кажется, что здесь чего-то не хватает? Даже несмотря на то, что Elm — небольшой язык с небольшим сообществом, это никак не влияет заметным образом на опыт разработки на Elm.

Теперь я решительно отдаю предпочтение Elm для любого нового клиентского веб-приложения. Elm обладает и другими преимуществами, которые лежат на поверхности, такими как высокая производительность, достойная поддержка библиотек, а также продуманный дизайн взаимодействия с JavaScript, но для меня преимущество в Elm — это то, что он дает мне уверенность в моем коде.

Слушайте наш подкаст в iTunes и SoundCloud, читайте нас на Medium, контрибьютьте на GitHub, общайтесь в группе Telegram, следите в Twitter и канале Telegram, рекомендуйте в VK и Facebook.

Статья на GitHub

--

--