Проектирование онлайн-сервиса для поиска репетитора с помощью UX-исследования

В этой статье делюсь опытом проектирования онлайн-сервиса “Поиск репеитора” в рамках курса UX Design в Tilda School под руководством Alex Voloshyn и Den Potapov.

Я начинающий веб-дизайнер и у меня пока еще небольшой опыт проектирования реальных сайтов. Тем не менее я поняла, что необходима системность в работе. И в поисках системности я поступила на курс UX Design. 6 недель погружения в UX-исследования и готовый прототип на выходе. Честно сказать, на каком-то этапе я думала, что сдамся и не доведу до конца результат. Но кураторы подбадривали и мотивировали не сдаваться, не говоря о прекрасной группе учеников курса, которые также помогали на разных этапах выполнения задач. Для меня было открытием то, что предложили нам кураторы.

Проектный документ — клад для любого дизайнера, который ведет свой проект.

Trello — очень важный помощник для планирования задач.

А также программа Xmind, без которой сложно представить выполнения одного из самых важных этапов проектирования UserFlow.

Итак, приступим к описанию задач, которые я прошла за 6 недель.

1. Определение бизнес-требований и целей

Тема “Поиск репетитора

Что нужно сделать (результат): спроектировать веб-сервис с помощью которого человек может выбрать для себя репетитора для обучения (по нужной теме).

Зачем (цель): сделав удобный веб-сервис мы помогаем легко и просто выбрать репетитора, при этом будем получать процент с оплаты за обучение.

Для кого (ЦА): люди в возрасте от 18-ти до 60-ти лет, активные пользователи мобильных телефонов и Интернета, которым периодическу нужна помощь репетитора в обучении.

Бизнес-требования к продукту:

  • пользователи должны иметь возможность искать репетитора по теме;
  • пользователи должны иметь возможность получить всю необходимую информацию о репетиторе (имя-фамилия, опыт, стоимость, отзывы).

2. Исследования (сбор информации)

На этом этапе необходимо было собрать информацию об подобных онлайн сервисах, а также провести сбор информации с помощью онлайн-опросников, живых интервью и полевых исследований, проделанных мной лично в поисках необходимого репетитора.

Это очень важный этап работы, от которого зависит весь дальнейший процесс проектирования.

Я проанализировала 10 сайтов конкурентов и выявила ряд явных проблем, но вместе с тем и не мало полезных решений.

Далее был онлайн опросник, составленный в google form, в ходе которого я получила 32 ответа реальных людей, пользовавшихся поиском репетитора.

Затем были проведены 5 живыех интервью.

Вопросы, которые я подготовила для опроса:

  1. Когда-нибудь пользовались поиском репетитора?
  2. Искали репетитора себе или ребенку?
  3. Для чего нужен был репетитор?
  4. Как искали репетитора?
  5. Что повлияло на ваш выбор?
  6. Что понравилось? Что не понравилось может быть?
  7. Как можно улучшить этот сервис.

А также провела собственные полевые исследования.

В ходе данных исследований выяснилось, что в основном:

  • ищут репетитора себе для изучения иностранного языка или школьнику для подготовки к ЕГЭ
  • ищут по сарафанному радио или заметкам в соцсетях
  • часто хорошие репетиторы заняты или не совпадает их свободные окошки со свободным временем ребенка/взрослого
  • не доверяют отзывам на сайтах.

3. Систематизация и анализ полученных данных

На основе данных исследований необходимо было систематизировать данные и составить портрет ключевого пользователя. У меня получился один такой вымышленный персонаж.

Проанализировав данные, я выделила 4 основных шага, которые проходит пользователь при поиске репетитора: поиск репетитора, пробный урок, обучение, обратная связь, и составила карту пользователява CJM Поиск репетитора.

Проанализиров проблемы пользователя, с которыми он сталкивается на каждом этапе, у меня появились идеи, как решить эти проблемы и на основе этого была составлена следующая карта:

5. Требования и ценность

Далее предстоял очень важный этап, к которому я очень боялась приступать, но начав его делать, поняла, что полученные сведения на предыдущих этапах дали свои плоды и информация просто вылилась в функциональные требования будущего продукта.

Технические требования и ограничения

  1. Сервис должен хорошо работать на стационарных компьютерах и мобильных устройствах.
  2. Сайт должен быть на двух языках: на русском и украинском.
  3. Мобильная версия разрабатывается под минимальное разрешение 320х480 таким образом, чтобы дизайн мог “растягиваться” на большие разрешения.

Ценность продукта — онлайн-Сервис по подбору репетиторов для взрослых и детей.

6. User Flow

Теперь на основе функциональных требований необходимо было составить User Flow — так называемый путь пользователя, который он проходит по одному ключевому сценарию от запроса в поисковике о репетитороре до обучения и отправке отзыва о сервисе и репетиторе.

Вообще на курсе была сплошная борьба со своими страхами. Страх был, что я не смогу проделать этот путь пользователя. Как я справлюсь? Но я села и сделала. И об этом постоянно нам говорили кураторы: не бойся — делай и все получится. Ничего, что сначала не получается, надо пробовать.

Вот что получилось:

7. Детализация и структура

Далее предстояло детализировать и структурировать каждую страницу сайта на основе User Flow. Вот что у меня получилось:

8. Прототипирование и тестирование

Прототип

Теперь проработав детально структуру сайта, не составляло труда сделать прототип. Было одно НО. Я ни разу этого не делала. Сложно было скорее с технической точки зрения реализовывать свой прототип. А также получилось проработать интерактивный вариант.

Спасибо за помощь и поддержку всех неравнодушных студентов нашего потока, которые делились своими проблемами и помогали с их решением.

Главная страница

Все репетиторы

Карточка полная репетитора

Попапы для связи, входа и регистрации

Интерактивный прототип можно просмотреть здесь.

Тестирование

На данном этапе оставалось лишь протестировать прототип по нескольким сценариям.

Сценарий 1. Зайти на главную страницу, перейти во вкладку Все репетиторы, просмотреть подробную карточку репетитора, связаться с ним через форму.

Сценарий 2. Зайти на главную страницу, ознакомиться с тематиками сервиса, перейти в раздел Английский язык, связаться с репетитором.

Сценарий 3. Зайти на главную страницу, перейти в раздел Русский язык, связаться с репетитором, зарегестрироваться в личном кабинете.

Данные шаги пользователи прошли без проблем, все было понятно.

Выводы

Курс пройден, 6 недель позади. Результат вы можете посмотреть выше.

  • Было ли сложно? — Да, очень.
  • Было ли интресно, была ли я впечатлена всем происходящем на курсе, своими результатами и результатами сокурсников? — Более чем!
  • Буду ли работать в данном направлении? Однозначно!

Выражаю свою огромную благодарность кураторам курса UX Design в Tilda School Alex Voloshyn и Den Potapov. А также замечательным единомышленникам-сокурсникам! С уважением, начинающий UX/UI дизайнер Ася Гайдалова.

--

--