Стратегия цифровизации спорта 2030
Может ли Россия за 10 лет преодолеть пропасть между текущим состояние спорта и желаемой картинкой будущего в эпоху цифровизации?Почему спорт отстает от других отраслей, как спроектировать будущее и чего можно ожидать от государственных цифровых платформ.
ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА СТРАТЕГИЯ СПОРТА РУССКАЯ
18 и 19 февраля 2020 года в «Точке кипения» Агентства стратегических инициатив впервые в России прошла стратегическая сессия с одноименным названием «Стратегия развития спорта 2030».
Работу вели одновременно 240 специалистов — представители Минспорта России, Минпромторга России, Минэкономразвития России, Центра компетенций по кадрам для цифровой экономики, региональных министерств спорта, общероссийские федерации по видам спорта, подведомственные организации Минспорта России, ВУЗы, спортивные и фитнес-клубы, бизнес и общественные организации. Максимальное представительство участников отрасли в одном месте в одно время. Мероприятие было открытым для желающих (ограничение было по количеству физических мест в АСИ).
В рамках стратсессии прошло проектирование желаемого будущего, разработка дорожных карт его достижения по годам и направлениям:
- Спортивная экономика и МСП в спорте
- Спортивная инфраструктура и обеспечение доступности занятий физической культурой и массовым спортом:
- Цифровизация спортивной отрасли;
- Трансформация межведомственного взаимодействия:
- Подготовка спортивного резерва;
- Спорт высших достижений;
- Образование в спорте;
- Общественные и профессиональные организации в спорте;
- Массовый спорт и физическая культура.
Каждый участник нашел свои интересы в той или иной группе, или в нескольких одновременно.
Сформированные предложения были направлены в Совет при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта для включения в концепцию «Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2030 года».
Базовые тезисы, сформулированные в результате Стратсессии (приведены в виде моего упрощения, подробные результаты можно будет посмотреть на сайте Спорт2030.рф):
- Рост валового национального продукта вследствие активного участия бизнеса в развитии спорта и стимулирование населения к занятию спортом.
- Большая экономика спорта — сильный спорт России;
- Переход от «инфраструктурно-имущественной» к «сервисной человекоцентричной» модели развития, поддерживаемой экосистемой открытых цифровых платформ, обнуляющих барьеры взаимодействия участников;
- Развитие спортивной экономики и МСП формирует новые возможности развития спорта и вовлечения в ЗОЖ, снижения бюджетных расходов и привлечения инвестиций, в том числе из-за рубежа.
Все эти тезисы так или иначе крутятся вокруг того, что спорт — это экономическая категория, поэтому к нему следует применять доступные инструменты и институты развития, в том числе использующиеся в других отраслях.
Важно, что все тематические группы отметили важность цифровизации отрасли, приводя конкретные примеры задач и проблем, которые необходимо и возможно решить с помощью цифровых сервисов и платформ. Именно цифровизация спорта должна стать опорным элементом, “сквозной” инициативой для реализации Стратегии 2030. Это показывает, что поворотный момент настал, пора крутить руль в нужном направлении. В чем же сложность и от чего мы должны отталкиваться на этом нелегком пути цифровизации спорта?
ГДЕ МЫ НАХОДИМСЯ И В ЧЕМ ПРОБЛЕМА
Спорт — достаточно сложная отрасль с точки зрения состава ее участников: это и ребенок, и спортсмен, и любитель пробежек по вечерам, Это государственные спортивные школы, некоммерческие федерации, научные структуры и коммерческие организации, ориентированные на прибыль. В спорт заходят субъекты других отраслей — здравоохранения, образования, финансовой сферы. У всех свои цели и методы работы. Такой отраслью сложнее управлять, чем промышленностью или ритейлом, где есть условно три категории субъектов с понятными, непротиворечащими целями — государство-регулятор, производители/поставщики и покупатели. В российском спорте до сих ведутся дискуссии о целеполагании — это про медали/чемпионов/патриотизм или про здоровье нации или про развлечение или про бизнес.
Именно цифровизация спорта должна стать опорным элементом, “сквозной” инициативой для реализации Стратегии 2030.
С одной стороны национальный проект «Спорт — норма жизни» задает нам понятный ориентир про количество занимающихся спортом — 55%, с другой стороны исторические функции с десятков тысяч организаций, занимающихся подготовкой резерва, профессиональным спортом/спортом высших достижений никто не снимает. И государственное финансирование продолжает литься в первую очередь в медали/профспорт, а не в массовый спорт и поддержку малого и среднего бизнеса. Запрос на это есть, а инструменты пока не подоспели.
Спорт — исторически крайне инертная, трудно изменяемая и очень человеческая, “аналоговая” индустрия. Но если посмотреть более крупными периодами, чем классические президентские циклы, то есть десятилетиями, то можно увидеть что за последние 30 лет мы проходим уже третью стадию: в 90-е и 2000-е годы — выживание отрасли на всех уровнях, в 2010-е — строительство спортивной инфраструктуры и проведение крупнейших мировых мероприятий, а в 2020-е годы мы приходим к сервисно-ориентированной модели, основанной на цифровизации.
Пора разобраться с сотнями тысяч государственных спортивных объектов, найти способы применения новейших технологий для реализации человекоцентричной модели предоставления спортивных услуг, максимально привлекать эффективный частный бизнес к обслуживанию миллионов россиян, которые даже несмотря на свою не самую высокую платежеспособность, готовы платить за качественные услуги.
МЕСТО ЦИФРЫ В СПОРТИВНОЙ ПИРАМИДЕ
Цифровизация пронизывает все слои спорта — от массового до спорта высших достижений. И чем больше транзакций в единицу времени производится, тем больший эффект можно ожидать от перехода к цифровому управлению. А как мы видим из картинки и можем предположить даже умозрительно, что транзакций происходят миллиарды, даже в пересчете на день, не говоря уже про месяц или год. Потенциал для цифровых решений невероятный!
Уже несколько месяцев мы с Александром Черновым (федеральным экспертом по цифровизации социальных отраслей) рассматриваем разные варианты реализации системной архитектуры цифровой трансформации спорта, рисуя множество способов визуализации процесса. Одной из самых понятных картинок на сегодняшний день является трехслойное отображение участников, сервисов и платформ. На рис. 2 видно, что цифровые платформы — основа перевернутой пирамиды цифровой трансформации спорта: единицы платформ — тысячи сервисов — миллионы потребителей.
Удивительно, но в рамках работы группы по цифровизации (активной и конструктивной) на Стратегической сессии сформировалась единая картинка, которая практически не оспаривалась участвующими экспертами. Какие приоритеты удалось выделить:
Приоритеты цифровизации (видение будущего):
- внедрение открытой экосистемы цифровых платформ в отрасли спорта и физической культуры, в которой объединены все сервисы для органов власти, граждан и бизнеса спортивной отрасли (примеры элементов такой экосистемы: платформа с сервисами для управления спортивной инфраструктурой, платформа с сервисами для занятий гражданами спортом и здоровьем, платформа с сервисами для спортивно-массовых мероприятий, платформа с сервисами для спортивных общественных организаций, платформа с сервисами для акселерации малого и среднего предпринимательства в спорте)
- для граждан России, зарегистрированных в системе “Госуслуг”, личный “Национальный Спортивный Рейтинг” (НСР), позволит учесть их активность в занятиях физической культурой и спортом, участие в спортивных мероприятиях. Цифровой профиль должен формироваться в дошкольном возрасте и сразу включать человека в национальный спортивный рейтинг. Изменения цифрового рейтинга вследствие занятия двигательной активности, участия в любительских спортивных мероприятиях, профессиональном спорте позволяют человека наградить социальными и материальными бонусами от государства или коммерческих партнеров. Так сказать, геймификация реальности в действии.
- Система непрерывного развития компетенции всех участников физкультурно-спортивной деятельности, «Спортивный Университет 2030», в котором сосредоточено порядка 20 000 образовательных модулей (25% из них ориентированы на формирование компетенций цифровой экономики).
- Регулярный мониторинг здоровья граждан с использованием цифровых сервисов, которые интегрированы с гос. услугами.
- Повышение цифровой грамотности и реализация потребности кадров физкультурно-спортивной сферы в программах повышения квалификации, направленных на формирование ключевых компетенций цифровой экономики.
Открытым вопросом остается — кто же должен координировать деятельность по цифровизации спорта, управлять экосистемой цифровых платформ и развивать ее?
Скорее всего, оператор цифровых платформ должен быть межведомственной организацией, поскольку на сегодняшний момент ни одна существующая государственная структура не в состоянии взять на себя ответственность за цифровизацию спортивной отрасли в силу своих уставных задач.
ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА В СПОРТЕ
Еще в 2013 году на первом корабельном путешествии Форсайт Флота от АСИ мы с группой умных людей со всей страны занимались долгосрочным прогнозированием будущего. И вследствие цепочки логических рассуждений о существующих трендах пришли к выводу, что люди в итоге разделятся на “виртуалов”, безвылазно погруженных в виртуальную реальность, как в фантастических фильмах, и на «натуралов”, которые не приемлют виртуальный мир и будут категорически отказываться от влияния технологий на свою жизнь. Спустя 7 лет мы видим, что, к сожалению, движение в этом направлении имеется, пусть и не по прямой.
Спортивная экономика изменится, станет человекоцентричной, ориентация экономических субъектов будет осуществляться не на процесс, как сейчас, а на результат для конкретного человека. Государство должно стать сервисным, эта Концепция наибольшим образом отражает запросы нашего общества.
Есть, конечно, большие сомнения, что это произойдет быстро, как и в целом внедрение всех процессных инноваций в России, но результат в конце очевиден. Как пишет российский экономист Александр Аузан:
«Что касается подготовки к инновационному развитию в сегодняшних реальных российских условиях, то я убежден, что самое правильное движение в таких случаях — это движение не напрямую к цели, а по дуге, используя силу существующих трендов».
«Я все время подчеркиваю такую некрасивую мысль, что вообще-то инновации никому не нужны, потому что потребителей они раздражают по большей части, требуют адаптации. Компаниям, которые делят рынки, используя административные ресурсы, инновационный процесс тоже не нужен. Для действующих элит это всегда угроза перемены доминирующих сил на рынке или в политике. Поэтому инновации происходят не для чего-то, а потому что конкуренция естественно гонит на это поле».
В Российском спорте практически нет здоровой конкуренции (внутри страны) и, в отличие, от более продвинутых отраслей отсутствует цифровая культура, которая является незримым элементом, лежащим в основе и определяющим успех больших системообразующих проектов, рассчитанных на массовую аудиторию. Цифровая культура — культура поведения человека в цифровую эпоху. Культура меняется медленно, гораздо медленнее технологий, требуется смена поколений, чтобы заметить слом поведения людей, изменения привычек и моделей потребления. Горизонт планирования Стратегии 2030 подразумевает, что через 10 лет роли участников сегодняшней стратегической сессии существенно изменятся (для большинства это справедливо). Это значит, что мы не будем являться основными потребителями той картины мира, которую сами себе рисуем сейчас. Через десятилетие уже другие люди будут участвовать в стратегической сессии исходя из положения дел, к которому их привели наши конкретные действия. Также нужно учесть, что поколение Z гораздо проще относится к изменениям, особенно тем, которые связаны с технологиями и коммуникациями.
За 10 лет, я уверен, претерпит изменения сам спорт, отношение к ЗОЖ, своему телу, изменятся способы потребления информации, структура государственного управления, появятся новые технологии, по сути будет новая реальность.
Но мы работаем и планируем уже сейчас, исходя из имеющегося представления о будущем, доступных нам ресурсов и системы организации деятельности в государстве. В этом одновременно и сложность и возможности. В одном можно быть уверенным: роль государства не меняется так быстро. Прежде всего, государство должно создавать условия для развития отрасли, малого и среднего предпринимательства, заботиться о своих гражданах и внедрять любые инновации исходя из понимания потребностей человека, его ожиданий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из происходящего уже сейчас в мире и в России можно сделать вывод, что спорт как индустрия будет сильно меняться и не всем нынешним участникам понравится то, что будет происходить.
Как отмечалось выше, спорт как экономическая отрасль является собирательной, синтетической, и включает в себя множественные элементы других отраслей — медицина, строительство (инфраструктура), экономика (МСП, услуги), промышленность (производство инвентаря), цифровые технологии (платформы и сервисы, технические решения для профессионального спорта), образование (подготовка спортсменов, тренеров, методистов) и т.д. Именно метаотраслевое свойство спортивной отрасли не позволяет ее правильно вовремя обнаружить, вычленить, описать и, соответственно, эффективно управлять в лоб существующими инструментами.
Десятки миллионов граждан, занимающиеся физкультурой и спортом, которых можно точно посчитать, обслужить, разделить на категории и каждому дать нужные сервисы — это раз.
Сотни тысяч предприятий, создающих добавленную стоимость — те самые МСП, которые государство хочет выращивать и те, кто является основой здоровой экономики — это два.
Тысячи спортивных школ, сотни федераций по видам спорта, 86 субъектов РФ как точки роста отрасли — это три.
Для управления бесконечным количеством возникающих коммуникаций между этими тремя категориями, в том числе финансовых транзакций, бизнес-процессов и интеграций требуется платформенный подход. Нет единых правил и инструмента их соблюдения — нет управляемости. Либо мы пойдем по пути централизации и платформенного подхода, либо отрасль будет эволюционно саморегулироваться ее участниками, что вряд ли приведет к формированию системного спортивного опыта и массовому развитию спортивной культуры.
— — — — — — — — — — — —
Полезные ссылки:
Александр Аузан — Сменить колею в России возможно. Лет через 30.
Презентация МСП в спорте
https://investkuban.ru/upload/iblock/60e/60e730dfb38032afca6ffd383c753a84.pdf
Концепция экосистемы цифровых платформ в спортивной отрасли
Сайт Стратегии развития спорта 2030
http://спорт2030.рф