Как дети строят образование вместе со взрослыми

В процесс организации школьной жизни и образовательных практик все чаще вовлекаются дети. Как отметил президент Европейской ассоциации исследователей образования Джо О’Хара, в европейских странах ученики участвуют даже в оценке работы образовательных учреждений.

У нас в России эта тенденция, пожалуй, еще не так заметна, но тоже проявляется. В этом материале мы собрали несколько показательных примеров.

«День самоуправления» в Школе будущего. Фото с сайта

Чтобы каждый ученик мог претворить в жизнь свою идею

Директор «Школы будущего» (поселок Большое Исаково, Калининградская область) Алексей Голубицкий прямо говорит, что эту школу делают не взрослые для детей, а «мы вместе с детьми ее делаем. Встав в субъектную позицию, дети открывают в себе большой потенциал и начинают активно менять среду школы». По мнению Алексея Викторовича, этот новый «управленческий тренд будет нарастать».

Директор приводит простой пример. В школе не хватает диванчиков для всех желающих посидеть на переменах. Поэтому ребята рассаживались на подоконниках, а при приближении педагога спрыгивали. И у одной ученицы, мечтающей о профессии дизайнера, возникла идея переоборудовать подоконники в места для сидения. Она все продумала, сделала чертежи, и подоконники были переоборудованы в удобные и безопасные скамеечки.

По инициативе детей создана велопарковка, скейтпарк, «Кафе Тома Сойера». Школьный буфет был перегружен, поэтому у школьников возникла идея открыть кафе. Они разработали дизайн, провели опросы, чтобы выяснить запросы потенциальных клиентов. Дети пробуют себя в роли кассиров, помощников повара, управляющего и других профессий.

Алексей Голубицкий с учениками. Фото с сайта

Рассказ Алексея Голубицкого подтвердили коллеги из Великого Новгорода — директор школы № 18 Валентин Васильев и заместитель директора по воспитательной работе Виктория Смирнова. Вот что они написали после посещения «Школы будущего»: «Все усилия направлены на то, чтобы в конечном итоге подготовить ученика, увлеченного какой-то идей и способного претворить ее в жизнь, имеющего опыт такого претворения. Это проявляется везде: практически каждый кабинет, каждое помещение — это образец совместного творчества педагогов, детей и их родителей».

На создание условий для самореализации детей в «Школе будущего» направлено, в частности, так называемое инициативное бюджетирование. В бюджете школы выделена доля средств, которые целенаправленно расходуются на финансирование детских проектов.

Сергей Медведчиков. Фото с сайта

Это круто: улучшить жизнь в родном селе!

Педагоги нередко сетуют на то, что современные подростки мало чем интересуются, их трудно увлечь развивающими, образовательными практиками. Но, оказывается, дети сами находят интересные идеи для внеурочной деятельности, если отнестись к их мнению и интересам всерьез, попытаться выстраивать образовательные практики вместе с ребятами. В этом многократно убеждался специалист по событийному деятельностному образованию, директор школы развития НооГен Сергей Медведчиков, который предлагает педагогам строить диалог с подростками не с позиции «сверху вниз» а по принципиально иной модели: «Что вас не устраивает в жизни вашего села (города)? Есть такое? Давайте вместе пообсуждаем. Возможно, вы найдете способ исправить ситуацию самостоятельно с привлечением небольших ресурсов, не ожидая миллионов от власти. Что мы можем предпринять прямо сейчас, чтобы приступить к этому делу?».

Проиллюстрируем эту модель на примере конкретного кейса. Как-то Медведчиков с коллегами приехали в одну малокомплектную школу и стали разговаривать с учениками о том, что их не устраивает в жизни поселка и на что они могли бы повлиять. Быстро выяснилось, что есть ряд вещей, которые напрягают ребят.

Им, к примеру, не нравится уродливая, покрытая жестяными листами газовая труба, которая тянулась вдоль центральной улицы. Напрягало, что заборы на этой улице были в очень разном состоянии и являли собой весьма неприглядную картину. Еще не нравится, что по центральной улице два раза в день, утром и вечером, прогоняли скот. После коров оставалась много «мин».

Газовая труба проходила мимо площади, где располагались сетевые магазины. Взрослым удалось устроить дело так, что глава местного поселения помог ребятам встретиться с менеджерами магазинов. Менеджеры посовещались и выдали школьникам несколько ведер краски, кисти и тряпки.

Ребята покрасили трубу в нейтральные цвета. Вскоре там появились жизнеутверждающие тезисы, такие как «Моряковка — наше любимое село». Весь поселок стал говорить: «Ребятишки молодцы: здорово получилось».

До первого успеха учащиеся демонстрировали недоверие к результату своей деятельности. Раздавались обещания: «мы эту краску продадим», «будем ржать над тем, кто выйдет работать» и т.п. Но когда сельский социум их одобрил, подростки поняли, что это круто: сделать что-то для того, чтобы у тебя дома стало лучше. Ребята сели на велосипед гордости и самоуважения. А дальше они на нем поехали.

При посредничестве главы поселения и депутатов им выдали бруски с лесопилки. Ребята вычистили их рубанками в школьной мастерской и подлатали заборы на центральной улице.

О деятельности ребят узнал сельский бизнес-инкубатор, расположенный на этой территории. Школьников свозили на сессии по социальному предпринимательству. Там они получили премию около 50 тыс. руб. и тоже истратили ее на нужды поселка. Делить между собой деньги они посчитали неправильным.

Это только один кейс из большого, разнообразного опыта взаимодействия Сергея Медведикова со школами. Подробнее о его подходе к организации внеурочной деятельности можно прочитать здесь.

Фрагмент программы конференции EdCrunch. Фото с сайта

Юные эксперты

Примечательно, что на тематические образовательные площадки крупных форумов все чаще приглашаются школьники в качестве спикеров, и экспертов, и участников дискуссий. Так, в Зеленой гостиной Гайдаровского форума 2021 недавно прошла экспертная дискуссия «Будущее образования в России», в которой вместе с президентом СберБанка Германом Грефом и научным руководителем Центра исследований современного детства (Институт образования НИУ ВШЭ) Екатериной Поливановой участвовали ученик 11-го класса Владимир Сачков и ученица 9-го класса Александра Булатова. А одним из самых информативных событий прошлого года, по мнению участников конференции EdCrunch, оказалась панельная дискуссия «Дистанционное обучение глазами школьников», в которой участвовали ученики 7-х, 9-х и 11-х классов. Ребята рассказали о том, какие форматы удаленного обучения для них наиболее привлекательны и почему, в чьей и в какой поддержке они нуждаются во время дистанта. Например, вовремя встать с постели и настроиться на работу перед первым онлайн-уроком помогает Zoom-завтрак — подобие десятиминутного классного часа, где можно узнать повестку дня, пообщаться друг с другом. Интересно, что для мотивированных к учебе ребят точкой опоры, за которую можно держаться в трудный период, становится общение с друзьями. Порой друзья помогают справиться с учебными трудностями даже лучше учителя.

Ученик 11-го класса Школы будущего Ярослав Шендерей выступает на Всероссийском конкурсе #ВместеЯрче. Фото с сайта

В чем причины тренда?

Почему дети все чаще вовлекаются в процесс организации школьной жизни и образовательного процесса? Означает ли этот тренд начало перехода к префигуративной культуре, о которой писала антрополог и этнограф Маргарет Мид (напомним, префигуративной выдающийся ученый назвала культуру, где не только дети учатся у взрослых, но и взрослым приходится учится у детей)? Возможно. Мы живем в мире неопределенности и быстрых изменений, а дети осваивают новое быстрее взрослых.

Или суть в другом — в том, что у нас образование слишком академично, оторвано от окружающей жизни. Современные дети, находясь в насыщенной информационной среде, видят это, и у них крепнет желание участвовать в реальных делах, чувствовать связь с жизнью и влиять на жизнь вокруг них.

Есть еще один момент, на который обращает внимание федеральный эксперт в сфере образования и социального предпринимательства Мария Миркес. Поощрение детских инициатив, которые изменяют образовательную среду, — это способ создания опыта принятия ответственности. Потому что дети проектируют среду, а потом в ней живут. И если, например, они плохо продумали, как переоборудовать подоконники в скамейки, и потом оказалось, что там дует, и ребята услышали от одноклассниц «Фи, я там сидеть не буду» — это и есть ответственность.

То есть это возможность развернуть подлинную проектную деятельность, когда дети разрабатывают проект, делают и проживают последствия.

Так что, скорее всего, у этого тренда несколько причин.

А что думаете по этому поводу вы, уважаемый читатель? Предлагаем вам поделиться своим мнением в форме комментария к посту об этом материале на странице Директории.онлайн в Fasebook.

--

--