Редакционные истории: Юрий Ээльмаа

Вчера в Фейсбуке появился текст Юрия Ээльмаа, заместителя директора МДЦ «Артек», в котором он делится воспоминаниями о том, как однажды, почти случайно, оказался в нашей редакции и как это повлияло на его жизненный путь. Мы подумали, что свои особенные истории взаимоотношений с «Сентябрём» есть и у других, а рассказ Юрия может открыть целую серию текстов — размышлений разных людей о том, как взаимодействие с нашей редакцией что-то изменило в их жизни.

--

Конечно же процесс общения людей, приходящих в Издательскую фирму «Сентябрь», и её «резидентов» — это всегда взаимообогащающая история. Иногда человек приходит в редакцию со своими идеями, и познакомившись с неписанным «редакционным уставом», пытается вписаться в существующую конструкцию. Если это — потенциальный автор, то вначале он знакомится с форматами и тематикой издания, с технологией взаимодействия с редакторами, и если он понимает, что он готов начать «генерировать контент», то становится автором.

Иногда внутренняя энергия гостя, его творческая натура, личное обаяние в конце концов оказываются сильнее «редакционного устава», и тогда такой человек из относительно пассивной роли автора переходит в более активную позицию. Он начинает влиять на изменение ранее устоявшихся редакционных стандартов. Юрий — из числа именно таких людей. Он не только один из наших постоянных авторов, его участие в генерации новых идей, в планировании совместных проектов, в проведении живых мероприятий регулярно, эффективно и эффектно. Юрий — это уже значительная часть истории «Сентября», и мы, радостно наблюдая из своего «окопа» за его личным прогрессом, это осознаём и ценим, тем более что изначально профессиональные взаимоотношения, сформировавшиеся с ним вначале, очень быстро переросли в личную дружбу у значительной части нашего коллектива.

Ниже мы приводим текст Юрия Ээльмаа. Но перед тем, как читать его, подумайте вот над чем. Может быть у вас есть своя, личная история отношений с Издательской фирмой «Сентябрь»? Сможете ли вы тоже написать свой текст об этом? А если такой истории еще нет, то почему бы не попробовать начать ее — мы всегда рады новым встречам и новым авторам!

Так что этот текст еще и своеобразное приглашение к знакомству.

«На последнем ММСО, где идешь и каждые 5 минут тебе кто-то бросается на шею с приветствиями, говорил с одним знакомым. Он спросил: слушай, а откуда ты всех этих людей знаешь? А они тебя откуда? Я как-то замялся, задумался, мол, ну, так как-то получилось, я не специально.

Вспомнил об этом на днях, найдя очень значимую и памятную для меня фотографию. С ней целая история связана. В свойствах фотографии обнаружил: 24 февраля 2004 года.

Из личного архива Юрия Ээльмаа

Был месяц, как я запустил диссертационный проект mlis.ru, работал в школе, до защиты было еще полгода. Для диссера нужны были публикации, я много писал разных для eelmaa.net, где-то их публиковали. И как-то на мой вопрос «где публиковаться, чтобы статьи были ваковские?» получил наводку от Кати Алексеевой, в ту пору редактора «ВИО». Наводка состояла в очень культурном Александре Рябове, редакторе журнала «Директор школы», который за пару месяцев набрал из моих текстов несколько статей и готовил их к публикации в «ДШ». Про Сашу надо сказать, что я ни раньше, ни позже не видел столь аккуратных редакторов, который очень умно согласовывал каждую стилистическую правку, каждое сокращение с автором, как-то даже по-старомодному уточнял, не буду ли я против, если он напишет так и так, не исказил ли он смысла, который я закладывал в текст… Ни в каких «учительских газетах» или «просвещениях» такие люди не работали… В общем, я был абсолютно уверен, что такой именитый журнал, как «Директор школы» — ну он точно ваковский и мне там жутко как надо опубликоваться. Что и происходило.

В феврале 2004-го я поехал в Москву и договорился с Сашей встретиться в редакции. Пришел, пообщались, он был совершенно очаровательный. Так как уже вышедшие к тому времени мои статьи в «ДШ» рождали в читателях отклик, со мной согласился встретиться главный редактор журнала Константин Михайлович Ушаков. Помню, проговорили мы тогда очень долго — может, два, может, три часа. О чем — конечно, не вспомню, но был покорен и абсолютно замагничен этим человеком. Пожалуй, именно тогда у меня закралось смутное ощущение, что управление — это жутко как интересно. С этим не спорю до сих пор.

В ту же встречу мы мельком увиделись с Дмитрием Фишбейном. Кажется, ходили курить:
— Давай сотрудничать.
— Давай.
— А чего делать?
— А хрен его знает.

Издали поглядели друг на друга с Павлом Антошкиным, познакомились с Мариной Драмбян.

Потом я и ради интереса, и ради общения, и по делу начал приходить в «ДШ» в каждый свой приезд в Москву. Но тот раз был первый.

Уже после защиты я обнаружил, что «ДШ» никогда не был ваковским и с чего я это вообще взял — непонятно. Но к защите у меня в этом журнале было 11 публикаций. А в конце года получил по почте от издательства красивый диплом — как лучшему внештатному автору-2004. А Саша Рябов через год с небольшим глупо и нелепо погиб. А потом начался мой интернет-проект с ними, другие публикации, конкурс «Директор школы», дружба со многими замечательными людьми.

Как ответить, откуда я их всех знаю? Просто с улицы пришел, сказал «здрасьте», вот и…»

С той встречи и осталась фотография, которую я на днях нашел.

--

--

Павел Антошкин
Директория-онлайн

Программист, Издательская фирма «Сентябрь»