Человек команды

Когда жизнь бросает вызов, а ты молод, амбициозен и полон сил, то почему бы не попробовать этот вызов принять? Даже если это совершенно неизведанная для тебя область деятельности. Ведь, однажды рискнув, можно обрести призвание на всю жизнь. Именно так и произошло с директором гимназии №41 города Новоуральска Андреем Великовым.

Андрей Великов

— Как вы стали директором школы?

По первому образованию я человек, далекий от школы. Я окончил классический университет — математический факультет Челябинского государственного университета, специализировался на высшей алгебре и геометрии. Тем не менее в начале лихих 90-х оказалось, что «классические» математики были никому не нужны, и школа оказалась единственным местом, где я смог найти работу после вуза.

Не могу сказать, что я планировал проработать в школе всю жизнь, но в итоге так и получилось.

Впервые я пришел работать в школу № 45 в Новоуральске в качестве учителя математики и информатики. А через четыре года директор школы № 40 Людмила Валерьяновна Костромина пригласила меня к себе завучем. Мне было тогда 28 лет.

Это была школа-новостройка в новом районе, и ее директор хотел собрать молодой коллектив. Школа в новом районе в те годы — это отдельная история, кто проходил этот путь, тот поймет. Если с формированием младших классов проблем не было (хотя их литеры доходили до буквы «з»), то с формированием старших классов были проблемы. Не все родители были готовы переводить своих детей в школу, которая только начинала свою работу, даже несмотря на то, что школа стояла буквально у них во дворе. Здесь хотелось каких-то гарантий качества, да и зачем искать себе проблемы, если в прежней школе все складывается. Управление образования ставило задачу открыть школу, охватывающую сразу все три образовательных уровня — с первого по одиннадцатый класс. В результате получилось, что в старших классах сложился контингент по принципу «бери, Боже, что нам не гоже». Наложились на это и проблемы нового, только-только заселяемого района.

Это был настоящий «курс молодого бойца». Нам стоило большого труда наладить работу как детского коллектива, так и взрослого.

Есть у меня о том периоде и свои «учительские байки», когда пришлось прощаться с педагогическими стереотипами и управленческой наивностью начинающего руководителя. Я тогда проходил профпереподготовку в педуниверситете Екатеринбурга в очно-заочной форме, в школе бывал редко — месяц на работе, месяц на учебе, и меня там еще не все знали в лицо. Вернувшись с очередной сессии, услышал фамилию нового «героя», обратившего на себя внимание педагогов своими «подвигами». Однажды вечером я дежурил в школе. В коридоре около своего кабинета обнаружил шумную компанию подростков. Подошел, попытался выяснить, кто они и что тут делают, и вдруг услышал фамилию этого «героя». Лидер быстро обратил внимание на себя, попытался перевести беседу в дерзкое русло «а тебе какое дело», компания с интересом ждала, что будет дальше. Пришлось собирать лицо и держать удар. Пригласил подростка в кабинет, предложил познакомиться. Не понимая, кто перед ним, «герой» в красках, что называется, начал «гнуть пальцы», расписывая, какие кары ждут того, кто встанет у него на пути. В какой-то момент я его прервал и говорю: «Пригласи свою маму в школу, мне надо с ней поделиться тем, что я от тебя услышал». Вот тогда он заподозрил неладное и решил спросить, а кто я вообще такой? Я представился, и тут он скис, правда, как выяснилось позже, ненадолго.

На следующий день я рассказал о произошедшем директору. Мы позвали маму, которая была высокопоставленным работником на одном из предприятий города, а она, не дав и слова сказать, достала пачку листов, на которых была жалоба написана, и начала зачитывать, что «в вечернее время мужчина завел моего несовершеннолетнего сына в кабинет, закрыл дверь, удерживал силой, что там происходило, не знаю, ребенок вернулся домой напуганный…» — «я написала в прокуратуру, пусть прокуратура и разбирается».

Два месяца шла служебная проверка. Считаю, что меня спасла уже наработанная репутация и поддержка коллег. Но замечание за непрофессиональное поведение я тогда получил.

После того самого случая я больше никогда ни с кем в школе не остаюсь на подобные сложные беседы один на один, со мной всегда кто-то присутствует как свидетель. Это был хороший урок на всю жизнь.

Я проработал в школе № 40 четыре года. В 2001 году в городе был организован конкурс «Новые управленцы XXI века». Это был некий прообраз таких модных сегодня конкурсов управленческих кадров. Я принял в нем участие и занял третье место. Вскоре пришла и «награда». Мне предложили по итогам этого конкурса взять руководство загородным детским лагерем «Самоцветы», который муниципалитет пытался забрать в собственность у испытывающего проблемы городского предприятия.

Сегодня я понимаю, какая это с моей стороны была авантюра. Абсолютно новая для меня сфера деятельности, а учиться времени, по сути, не было. Регистрация с нуля нового учреждения, полная финансовая самостоятельность и ответственность за принимаемые решения. Понимание того, что за тобой стоят люди с их ожиданиями, проблемами и заботами…

Скоро стало понятно, что выбранная организационно-правовая форма учреждения была ошибкой. Было решено учреждение ликвидировать, а лагерь сделать филиалом городского Центра внешкольной работы. В результате приобрел еще и опыт ликвидации юридического лица.

В это время в городе шла смена директорских кадров, на смену аксакалам приходило новое поколение руководителей. Как-то я встретил в приемной мэра начальника управления образования

Г. Д. Семенова. Тот поинтересовался, как у меня идут дела. Послушав про мои мытарства, неожиданно сказал: «Не твое это. Ты — школьный человек, давай возвращайся». Предложил возглавить школу № 43, убедил мэра меня туда отпустить. Так произошло мое возвращение в школьную жизнь.

— Как вас встретил коллектив школы? Как они отреагировали на смену директора?

— На тот момент это была самая маленькая школа в городе. Когда-то одна из престижных, расположенная в самом центре и в самой высокой точке города, откуда открывается на город великолепный вид, школа попала в ловушку старого района. Микрорайон большой, а население в нем сплошь пенсионеры. Школа стремительно теряла контингент, не досчитываясь в отдельные годы целых параллелей. Неудивительно, что вслед за детьми в более стабильные школы уходили и самые востребованные педагоги. Вот в этот непростой период я там и появился. Очень возрастной коллектив встретил меня, молодого, зеленого директора, снисходительно. Правда, опыт «Самоцветов» тут сработал в плюс. Как раз пошли процессы перехода школ в статус юридических лиц с последующими лицензированием и аккредитацией. И так вышло, что приобретенный опыт позволил чувствовать себя в этой новой ситуации как рыба в воде. Мы достаточно спокойно, без лишних нервов, проходили эти процессы. Это вызвало уважение со стороны моих новых коллег. И может, все было бы хорошо, если бы не грянула оптимизация.

Понятно, что школа № 43 стала первым кандидатом на слияние. Это был серьезный шок для школы. Первую атаку оптимизации тогда отбила активная группа родителей, да и для городской администрации это была первая проба пера, когда еще чувствовался определенный недостаток политической воли и нежелание получить в городе серьезный социальный конфликт. По прошествии лет стало понятно, что нам тогда просто продлили агонию. Но коллектив, пережив потрясение, поддался иллюзии, что мы можем переломить ситуацию. Как мы тогда работали, чтобы привлечь в школу детей! Родилась идея школы с домашним укладом, настоящей школьной семьи. Небольшой детский коллектив позволял найти время для каждого ребенка, они могли найти здесь свое место, раскрыть себя. К нам потянулись семьи, чьи дети не смогли получить положительный опыт школьной жизни в своих прежних школах. Мы пытались реализовывать в каждом классе и какую-то свою образовательную «изюминку» под запросы семей: вам надо математику — будет, а вам английский язык — нет проблем. Начали заметно подрастать результаты, за короткий период времени мы на четверть увеличили школьный контингент. Этот свой настоящий антикризисный опыт я представил на первом конкурсе «Директор школы», войдя в десятку суперфиналистов.

Но выигрывая в педагогике, мы проиграли экономике. Комплексный проект модернизации образования 2010-х годов задал тренд на экономически эффективную школу. В условиях подушевого финансирования более-менее устойчиво могли ощущать себя школы численностью около тысячи учеников. Нам до этих размеров было очень далеко. Что бы мы ни делали, ужесточающиеся экономические реалии сводили на нет наши усилия.

Я начал понимать, что, по сути, я трачу свою жизнь, силы и время на исправление каких-то вещей, которые все равно школе не помогут, и ее все равно, скорее всего, закроют. В тот момент у нас возник взаимный интерес с гимназией № 41, у которой была другая проблема: престижная сильная школа, большой спрос и нехватка площадей. Постепенно возникла и оформилась идея объединить две наши школы: в 43-ю отправить «началку», так как условия там для начальной школы действительно были идеальные, а в здании 41-й гимназии сосредоточить 5−11-е классы.

При очевидных плюсах было и наличие очевидных минусов, точнее, рисков. Уж очень сильно школы отличались по своему менталитету, устоям, традициям. Да и результатам и решаемым задачам. Как встретят эту идею коллеги, ученики, родители?

Года два мы с руководством 41-й гимназии вынашивали эту идею, старались подготовить коллективы обеих школ, постепенно внедряя эту мысль, старались перезнакомить детские коллективы — у нас были совместные мероприятия, в общем, старались сделать все, чтобы и дети, и взрослые обеих школ привыкли к этой мысли. Пришлось доказывать и плюсы проекта на уровне городской администрации, в том числе необходимость дополнительных вливаний в реконструкцию обоих зданий. За год до объединения я перешел работать в гимназию № 41 директором, имея задачу — процесс объединения школ завершить. Так начался новый этап моей управленческой карьеры.

— Как вы справились с ситуацией слияния? Как реагировали детский и педагогический коллективы обеих школ?

— Я считаю, что, несмотря на большие риски, нам удалось удачно пройти этот этап. Во-первых, дети очень быстро все перемешались, перезнакомились и довольно быстро подружились. Мы думали, здесь будут какие-то сложности, но все оказалось на удивление безболезненно. Ну, а дальше и взрослые стали подтягиваться. Два коллектива попали в ситуацию профессионального развития, взаимного профессионального обогащения. Педагоги 41-й гимназии, например, увидели несколько других детей, и это значило другой профессиональный вызов. В качестве примера: мы за все время с момента слияния абсолютно не потеряли в качестве образования, наши показатели остались прежними. Потому что хоть школы и объединили, но в городе к гимназии относиться по-другому не стали. 41-я должна давать результат, и все! Никаких поблажек в связи с ситуацией объединения не было. И мы этот результат давали даже в тех условиях, в которых оказались. Сегодня я считаю сохранение качества результатов большой победой коллектива гимназии, показателем его высокого профессионализма.

Конечно, притирка педагогов шла с обеих сторон. Единицы «не пережили» это объединение и ушли сами, не смогли психологически работать в новых условиях. С ветеранами обеих школ также очень сложно выстраивались отношения.

Мы как-то сразу после объединения попытались собрать весь коллектив в актовом зале, и доходило до того, что старожилы школ заходили в зал и говорили: «Это не моя школа», разворачивались и уходили.

Так что нам пришлось поработать, конечно. Но так как все равно коллективы были высокопрофессиональные, с высокими моральными качествами, нам удалось после слияния избежать больших дрязг, люди внимательно и, я бы сказал, бережно друг к другу относились.

Мы, конечно, старались их перемешать, организовывали различные мероприятия, внедряли в новый коллектив традиции обеих школ и т. д.

Еще в самом начале мы предложили не делиться на 43-ю и 41-ю школу, отныне мы единый коллектив, и разделять друга друга не надо. Даже в разговорах предложили уходить от конструкций «а у нас… а у вас…». Привыкали говорить «я поехал в началку», вместо «я поехал в 43-ю». Возможно, кому-то казалось это неуважением к школе № 43, ее истории, но для быстрого объединения коллектива под единые задачи, на мой взгляд, это было оправданно.

— В этих условиях слияния школ как реагировали родители?

— Вот здесь нас ждали большие неожиданности, так как больше всего проблем мы испытали с родителями школы № 43. Я, честно говоря, думал, что будет с точностью до наоборот. Но вот где нам действительно серьезно пришлось напрячься, это при работе с родителями нашей прежней школы. 41-я гимназия всегда была школой с определенным духом, атмосферой, братством, если можно так сказать. Выпускники гимназии очень хорошо друг на друга реагируют в жизни: «Ты из 41-й? Значит, свой». Традиционно выпускников 41-й много и среди родителей нынешних гимназистов. Учиться именно здесь всегда было престижно. Хотя у любой элитарности есть и другая сторона медали, которая выражается и в особом отношении, не всегда положительном, со стороны других социальных групп. Вот и здесь не удалось эту ситуацию сразу взять под контроль.

Когда появился первый объединенный выпуск, получился серьезный конфликт между родителями. Как я уже говорил, мы сразу после слияния договорились, что 43-ю школу мы помним, но это уже история, а многие родители выпускников, которые из 43-й школы пришли, никак не могли принять, что 43-й школы больше нет, не удалось избежать разговоров в мой адрес, что «вы 43-ю школу предали, вам теперь только результаты подавай, а домашней атмосферы нашей больше нет»… Я им пытался объяснить, что у 41-й гимназии совсем другие задачи, нежели были у 43-й. Но все равно перестройку этих ценностных моментов не все спокойно пережили.

Мы, конечно, часто встречались с родителями первое время. К сожалению, все эти встречи в основном были из-за какого-то конфликта или жалобы. Но более-менее нормальные отношения с родителями стали налаживаться, когда мы увидели, что дети из обеих школ конкурентоспособны.

У нас же до девятого класса учатся все дети в обязательном порядке, а вот в старшую школу идет конкурсный отбор в профильные классы, потому как мы вынуждены сокращать количество классов из-за отсутствия помещений. Мы просто все не поместимся в стенах школы. И сокращаем мы серьезно: четыре класса выпускаем и всего два набираем. То есть половина детей после 9-го класса отсеивается. Но довольно быстро стало очевидно, что здесь конкуренция происходит на равных, нет никаких преимуществ друг перед другом, только объективная демонстрация результатов. И вот тут все начали успокаиваться, когда стало понятно, что все происходит по-честному. Есть результат — переходишь в следующий класс, у нас же: нет результата, не страшно, уходишь в другую школу, благо мест в городе всем хватает.

Не скажу, что всегда эти процессы проходят у нас благостно. И здесь мы набивали шишки, оттачивая процедуру конкурса, делая ее все более прозрачной. Были у нас сначала и суды. Но сегодня мы добились ситуации, когда все понимают, что «место под солнцем» зависит лишь от результатов твоего личного труда.

— Вы являетесь депутатом городской думы. Каким образом это совмещается с вашей работой директора школы?

— Проработав довольно долго в школе, я понял, что лидерство — это хорошо, но вообще-то я командный игрок. Я считаю, что и в школе руководитель должен всегда чувствовать себя человеком команды, может быть, даже не всегда стремиться в каких-то ситуациях на первые роли, понимая, что твои сотрудники — личности, все уникальные специалисты и им надо доверять.

Моя задача как руководителя не указания раздавать, а создать им условия, при которых они сами себя проявят и смогут нормально работать, добьются максимально эффективного результата.

С депутатством получилось примерно так же.

Вот такая же группа — своего рода городская команда — сложилась в свое время в городе, она задавала вектор его развития, проводился ряд социальных мероприятий, на которых я себя достаточно активно проявлял. Обратил на себя внимание, получил предложение принять участие в муниципальных выборах. Я эти выборы выиграл и впервые понял тогда, что значит в этих процессах «командная» игра, поддержка товарищей. Что касается депутатской работы, то лично для меня должна существовать такая грань: в Думе ты не директор гимназии, ты депутат того округа, который ты представляешь. И ты туда пришел решать не проблемы своей школы, а проблемы жителей той территории, которые тебя выбрали. Мне, с одной стороны, повезло, что у меня гимназия в моем округе находится, но при этом куда больше внимания я должен уделять той среде, которая формируется вокруг.

Я в самом начале своего депутатства попробовал как-то воспользоваться новым статусом на благо гимназии, на что мне однажды глава города прямо сказал: «Ты, если заходишь ко мне как депутат, так не выходи от меня как директор гимназии. А если ты пришел вопросы школы решать, так тогда как директор и приходи». Потому что, конечно, преимуществ у депутатского статуса больше: это и первоочередность приема, и быстрое решение каких-то вопросов, и большее влияние, большая информированность. Более того, сегодня я руковожу думской бюджетной комиссией, и я про бюджет городского округа знаю все, и даже когда какие-то вещи в бюджет только планируются, у меня есть возможность уже на том этапе влиять на какие-то процессы. Но здесь важно не поддаваться соблазну тянуть одеяло на себя, понимая уровень ответственности за общий результат. Так что с этой точки зрения это не тот статус, который дает тебе какие-то бонусы, скорее наоборот. Это большая ответственность, и ты всегда на виду и у избирателей, и у коллег.

Но могу сказать и о достижениях. Например, когда наш созыв только пришел в Думу, расходы на капитальный ремонт учреждений системы образования составляли всего 10 миллионов рублей. А у нас: 12 школ, 38 садиков, 4 учреждения дополнительного образования. И если 10 миллионов рублей на всех расписать, это «слезы», которых ни на что не хватит. Неудивительно, что мы были завалены предписаниями, и учебный год часто начинали в судах за их невыполнение. И когда я уже стал членом бюджетной комиссии, то медленно, но верно стал разворачивать депутатов в сторону образования, мол, ну никуда это не годится, надо поддерживать сферу, вкладываться. Пришлось буквально менять отношение администрации и депутатов, так как бытовало мнение, что на образование и так половину городского бюджета тратится, а им все мало. Но тем не менее за десять лет нам удалось многое поменять. В повестке Думы сегодня ежегодно слушается вопрос об итогах подготовки образовательных организаций к учебному году. Как результат, сегодня капитальные расходы в городском образовании стабильно составляют 120 млн рублей. А это другое качество процесса, безопасность наших детей.

— Вам никогда не хотелось совсем уйти из школы в чиновники, чтобы еще больше менять систему?

— У меня однажды был такой опыт. В 2011 году я участвовал в конкурсе на должность главы управления образования города. Я знал, что выиграл конкурсное голосование, и ждал приглашения заключать контракт. Не дождался, напросился к работодателю на разговор, который, к слову, стал для меня новым откровением. Не скажу, что приятным. Узнал, что мое возможное назначение было неоднозначно воспринято частью моих коллег-директоров, которые донесли свою позицию до руководителей города. В конце разговора даже прозвучало, что «революционеры нам сегодня тут не нужны». Тогда переживал, но время подтвердило, что все, что делается, только к лучшему. Сегодня от работы директора я получаю гораздо больше удовольствия, я вижу результаты своего труда, я вижу, как мои решения действительно меняют систему, и где-то в результате мы от этого становимся лучше. И если я совершаю ошибки, то я сам их исправляю. Кроме того, у меня перед глазами пример предыдущего директора — основателя гимназии № 41 Анатолия Тихоновича Терешко, очень известного в Новоуральске человека, заслуженного учителя Российской Федерации, ветерана Великой Отечественной войны, почетного гражданина города, который более 30 лет руководил этой гимназией и из обыкновенной городской школы вылепил «звезду», сделал бренд. И, глядя на него, я понимаю, что можно всю жизнь проработать директором школы и быть вполне довольным своей жизнью. А работа чиновника, на мой взгляд, это работа не совсем живая, сегодня больше «бумажная».

— Вы рассказывали об особом духе гимназии, традициях, явно какой-то нестандартной, по-хорошему, атмосфере в стенах школы, которая позволяет вырастить нормальную, полноценную личность из этих ребят. Какая работа ведется с детьми в гимназии, что позволяет говорить о гимназическом братстве и настоящем сообществе людей, которые после окончания школы, встречаясь далеко за пределами города, помнят друг друга и всегда готовы помочь и друг другу, и школе?

— Надо начать с того, что из 78 учителей, которые работают в гимназии, 16 — ее выпускники, каждый пятый. Это люди, которые сами здесь, в гимназии, эту жизнь проживали, они являются хранителями традиций, культуры определенного взаимодействия в стенах школы, для которых все это — не пустой звук. Многие выпускники гимназии потом сюда ведут своих детей, таким образом осуществляя некую преемственность.

Кроме этого, как я уже говорил, у нас есть в гимназии определенная философия. «Детство должно быть трудным». Что мы имеем в виду? Еще на первой встрече с родителями будущих учеников мы объясняем, что у нас в школе дети много и серьезно работают.

Если они хотят привести к нам своего ребенка, то они должны понимать, что ребенку придется очень много учиться, так как результат не просто так появляется, это только через труд приходит. Причем работать придется не только ребенку, но и родителям — ему помогать надо. Серьезно работать будет и учитель, потому что только через взаимодействие и понимание достигаются такие результаты. И если вы не готовы к этому — а ведь многим родителям важно, чтобы у ребенка было достаточно свободного времени, была возможность погулять, отдохнуть, — то мы честно говорим, что нагрузка будет такая, что где-то чем-то придется жертвовать. Готовы? Приходите! Не готовы? Десять раз подумайте.

У нас есть так называемая субботняя академия для подготовишек-дошкольников. По субботам родители с будущими первоклассниками приходят в школу, мы показываем школу, учителей и учебный процесс. То есть с ребенком идет занятие, а родитель в это время присутствует и наблюдает, что происходит и как. Наша задача — создать возможности, а воспользуется семья и ребенок ими или нет — это уже их выбор. Но он должен быть осознанным.

А дальше, если ребенок к нам приходит, он попадет в живую нестандартную среду. У нас в учебном процессе есть некоторые изменения, не характерные для других школ. Например, у нас аттестация происходит не по четвертям, а по полугодиям. Причем полугодия у нас не календарные. Первое — еще более-менее похоже на две «слепленные» четверти, а второе полугодие мы начинаем после Нового года и заканчиваем первого мая. В мае они весь месяц занимаются тем, что почти по всем предметам проходят годовое контрольное мероприятие (по сути — переводной экзамен), причем оно еще и разноплановое. И в результате оценка за год складывается из оценок за два полугодия и вот эту годовую контрольную. Получается, нужны три отметки, чтобы получить хорошую годовую, нужно много работать, потому что только перевес положительных оценок даст хорошую итоговую. Есть возможность пересдачи. Причем не только с плохой оценки, но и для того, чтобы улучшить существующую. Понятно, что это жесткий подход, но и более, на наш вгляд, продуктивный. Кроме того, сдавая каждый год экзамен по каждому предмету, дети к ОГЭ и ЕГЭ подойдут более психологически подготовленными и спокойными.

— Как реагируют сами дети на такую систему обучения?

— Есть дети, которые уходят, — не все готовы к новациям, но это процесс в обе стороны, есть и такие, кто приходит себя в этих условиях пробовать. Есть такие, которые нам честно говорят: нам нужна медаль, а в этой гимназии мы на нее будем пахать, но с такими знаниями в соседней школе — намного проще ее получить. Ну что же, это их выбор. Если идут к нам, мы, конечно, еще при приеме в школу (речь идет не о первоклассниках, а о детях, которые приходят к нам в середине обучения) смотрим на ребенка, даем ему вступительную работу, которая показывает, насколько он готов у нас обучаться, и собеседование на английском, потому как язык у нас на очень серьезном уровне. Важно, чтобы при переходе ребенок не попадал в ситуацию неуспеха, не наживал себе ненужных комплексов. Все должно быть во благо.

При этом дети очень ценят нашу среду, они наслышаны о ней, у нас много интересных обязательных мероприятий: Апрельские чтения для юных исследований, Конкурс переводчиков, Битва хоров, Модель ООН

и т. д. В таких мероприятиях участвуют дети и из других школ, других регионов. Это открытые мероприятия. Мы и себя показываем, и на других смотрим. Наша гимназия уже с первого класса формирует в детях здоровые амбиции и здоровую конкуренцию, и это нормально, на наш взгляд, это работает на их будущее. Я вижу сегодня наших выпускников в лучших вузах страны, на очень престижных должностях и в России, и за рубежом. Мы даем возможность детям максимально раскрыться. Конечно, многие из них, благодаря выращенным «крыльям», уезжают из города, и мы очень жалеем об этом. Но мы сами «виноваты», как говорится. Получается, что работаем во благо, на будущее всей страны. Моя мечта — в относительно недалеком будущем сделать интерактивную карту на странице нашей школы, в Сети, где наши выпускники бы отмечали, где они сейчас учатся и работают. Мы гордимся ими.

© Информационная система «Директория», 2020
© Директор школы №10 (253), 2020

--

--