Приключение в начале 90-х

Ужас! Казалось бы, только начали, а уже 25 лет прошло с момента выпуска первого номера журнала «Директор школы» в 1993 году…

Журнал «Директор школы», №1, 1993 год

В те времена, когда я проводил семинары для директоров с участием зарубежных экспертов, один из них, Крейг Ричардс, декан Нью-Йоркского университета, спросил: «Слушай, тут так интересно! Где мы это опубликуем?» В те легендарные времена вопрос решался просто.
Пошел к приятелю, у него на заводе был юрист. Он спросил: «Регистрируем издательскую фирму?», я ответил: «Да». Сказано — сделано. Так и появилось это немного странное название «Издательская фирма „Сентябрь“».

Потом менять «фирму» на «дом» или просто «издательство» уже не было времени, просто потому, что даже отдаленно не понимал, во что ввязался. К следующему приезду Крейга все уже было готово, и мы начали. Первое: как назвать новый журнал? Тут мой первый предмет гордости: сегодня это, кажется, называется удачным маркетинговым ходом. Я решил назвать журнал по названию целевой группы. Целевая группа ведь директора… Мы были первые, кто это сделал не только в образовании, но и вообще. Надо мной смеялись и говорили, что надо покрасивее, попривлекательнее, но оказалось, что с таким названием мне не нужно было денег на рекламу (которых вообще не было). Не нужно никому объяснять, что это и про что.

Начали делать первый номер. Проблем с материалами не было, особенно много было зарубежных. В те времена к нам в мире относились с сочувствием и интересом. Треть редакции были иностранцы, да еще какие! Кроме Крейга, например, Королевский комиссар университетов Бельгии Ян де Грооф — классный юрист в области образования, были и другие.

Итак, материалы есть, теперь вопрос второй: где издавать? Где эти типографии? Ведь большая часть из них не работает, стоит. С частными лицами работать не умеют, только с госучреждениями. Еду однако по городу, вижу объявление: издательство, если я не ошибаюсь, под названием «Япония сегодня». Захожу, видно, что клиент — редкий гость. Посчитали сколько стоит, оказалось приемлемо. Обо всем договорились. Через 10 дней получаю сигнальные экземпляры — замечательно! На глянцевой бумаге — восторг! Одобрил. Через неделю получаем весь тираж — 10 000 экземпляров. Тут я понял, почему они были такими сговорчивыми в цене. Бумага — чуть лучше туалетной. Но делать нечего, забираем, мы все же больше гордились содержанием. Правда, в качестве извинения и бонуса они напечатали, что тираж — 150 тысяч. Ну круто же!

Совершенно случайно оказалось, что журнал стал выходить в очень удачный момент: советское уже надоело, а нового ничего не было. Так что, несмотря на царивший хаос и наше неумение, стартовали мы хорошо. Подписка была большой уже через полгода, но тут удача показала свое непостоянство: рухнул банк, в котором были наши первые заработанные деньги, рухнул совсем, с концами, как говорят, просто замок на дверях (с тех пор только Сбербанк). А журнал-то нужно выпускать. Беру кредит (еще нужно было найти!) под 300% (я не ошибся: триста!!!) процентов годовых. Инфляция же была та еще, полученную утром зарплату было желательно истратить к вечеру, потому что назавтра цены становились другими.

Но дальше повезло, пришла новая подписка, и расплатиться удалось через два месяца. Вот так это и случилось 25 лет назад.

--

--