Будущее экологии начинается со школы

Что сегодня происходит с экологическом образованием в России? Нужен ли в школе такой отдельный предмет, как экология, и к чему нужно готовить современных детей? Мнения российских учителей на эту непростую тему собрала студентка 1-го курса факультета журналистики, участница проектно-учебной лаборатории образовательной журналистки Департамента коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ Елизавета Тихомирова.

фото с сайта

«Не для школы, а для жизни мы учимся» — девиз НИУ ВШЭ, который знает каждый студент и преподаватель университета. Однако подход «учить жизни» в последнее время набирает популярность и в обычных школах: оценки — это старая система, которая отдалена от реальности, она давит на учеников в психологическом плане; нужно учить детей мыслить креативно, потому что скоро всю механическую работу будут выполнять машины и т.д. Но сейчас предлагаю не углубляться в психологические тонкости и не пытаться угадать, какие технологии заменят людей на рынке труда, а предлагаю просто подойти к окошку и выглянуть на улицу, тем более если вы живете в городе, тем более, если в таком мегаполисе как Москва.

Но прежде обратите внимание на скопление черной грязи на оконной раме. Она там образовалась не случайно — это осадок от городского воздуха, которым мы дышим каждый день. А теперь выгляните на улицу и найдите глазами мусорные баки (если, конечно, вы не житель Подмосковья, например, и вам не хочется выглядывать на улицу потому, что неподалеку огромный мусорный полигон). Он (мусорный бак) маленький и кажется безобидным, однако эти отходы вывозятся каждый день со всего города, с каждого двора и дома.

Москва производит 20% отходов всей страны. Если сложить все мусорные свалки вместе, то они займут всю площадь внутри Садового кольца. Вот она — наглядная жизнь. Не нужно ходить далеко за примерами, чтобы увидеть последствия наступающей экологической катастрофы. Так почему мы не думаем о том, что нужно готовить детей именно к такому будущему, когда им придется жить в условиях постоянной борьбы с экологическими проблемами (мы уже так живем).

«Нам нужен такой отдельный предмет, как “экология”, — говорит преподаватель химии в школе «Феникс» г. Москвы, Татьяна Николаевна Дренина, — мы должны готовить детей так, чтобы в будущем ребята могли бы грамотно решать возникающие экологические вопросы. Нужно прививать им экологическую культуру, я бы даже ввела такое понятие, как “экологическая душа”. В наших руках будущее поколение, которое станет во главе государства, и, если сейчас не говорить об этих проблемах, то ничего хорошего нам не ждать. Опять же, сейчас мы можем наблюдать результат работы безграмотных людей.

У нас был экологический кружок начиная с 2011 года для 5–6 классов.

Мы исследовали новочерёмушкинский пруд на чистоту: он оказался достаточно загрязненным; оценивали уровень освещения в классах, проверяли уровень электромагнитного излучения в школе, исследовали продукты на наличие консервантов: брали сок из школьной столовой, он кстати, был близок по составу к натуральному, проверяли картошку фри, в ней, как и следовало ожидать, мало что было от картошки. Сравнивали загрязнение воздуха по снежному покрову: брали пробы у дороги и около школы.

Несмотря на то, что мы проводили простенькие эксперименты, и у нас нет достаточной материальной базы для того, чтобы проводить исследования на более профессиональном уровне, детям очень нравилось.

Сейчас не хватает времени на кружок: в школе только один преподаватель по биологии и экологии — это я. Дополнительные занятия — это хорошо, но нужно девятые и одиннадцатые классы готовить к ЕГЭ и ОГЭ. А классам помладше к концу седьмого урока становится все сложнее воспринимать какую-либо информацию. Они устают и уже ничего не хотят делать. И даже те, кто сдают химию и биологию, далеки от практической экологии потому, что на экзаменах рассматриваются такие глобальные явления, как образование озоновых дыр, парниковые эффекты и загрязнение на планете».

Ирина Дмитриевна Богомолова, учитель биологии гимназии №4 г. Красноярск.

«У нас есть практические занятия и они очень интересны детям. Но регулярные уроки требуют наличия постоянного кабинета-лаборатории и необходимого оборудования. Например, в рамках “экошколы” можно понаблюдать за деятельностью дождевых червей, исследовать как влияет нефть на перьевой покров птиц, определить степень загрязнения в определенном помещении или на улице и многое другое. К сожалению не все можно исследовать в нашем кабинете биологии.

На своих уроках я уделяю очень много внимания именно практическим знаниям, которые пригодятся в жизни, в семье. Это и практические знания по выращиванию растений, различные агротехнические приемы, первая помощь при травмах различного рода и кровотечениях, нарушениях дыхания и остановки сердца, рассматриваем причины плохого самочувствия, говорим о гигиене. Очень надеюсь, что именно эти знания остаются в памяти детей».

Однако ведение отдельного курса экологии требует дополнительных затрат и сил. Введение третьего часа физкультуры стало довольно затруднительным занятием — многим школам просто не дали не него денег. Возможно так будет и с новым предметом.

«Весь курс географии находится в стыке с экологией, — рассказывает преподаватель географии школы «Феникс», Евгения Константиновна Гуртенко, — например, когда мы проходим гидросферу земли, затрагиваются вопросы загрязнения морей. А практических работ никаких нет. В десятом классе есть только обязательная проектная деятельность, где в качестве темы ученики могут выбрать экологию. Но не все дети выбирают данное направление потому, что именно по этой теме нужно не просто написать на бумаге идею, но и применить ее на практике, сделать наглядную модель. Если ребенок разрабатывает проект электронной библиотеки, ему достаточно сделать текстовый проект, а если он берет тему очистки московской воды от тяжелых металлов, то нужно предоставить и саму модель фильтра. А детям довольно сложно сделать что-то подобное.

Отдельный предмет по экологии я бы не стала вводить: мы едва успеваем проходить ту программу, что у нас есть. Тем более, если и будут вводить этот предмет, то будут забирать часы от основных, которых и так очень мало».

Екатерина Анатольевна Шестакова , учитель географии гимназии №4 г. Красноярск: «Большинство родителей с ужасом примут новость своего ребенка о “сортировке мусора”. И связано это будет, в первую очередь, с угрозой здоровью ребенка и антисанитарией при участии в данном мероприятии. Плюс к этому прибавить сложившиеся стереотипы относительно «копания в мусоре», и вы легко получите выражение ужаса на лице среднестатистического родителя.

Отдельный предмет “Экология” может быть введен только за счет ущемления какого-либо другого важного предмета. При этом изучение данных тем есть в курсе “Географии” и “Биологии”».

«В курсе обществознания мы проходим экологию в конце каждого года — , рассказывает учитель обществознания школы «Феникс», Оксана Борисовна Семенова, — в программе нет никакой практики — мы просто на уроках разговариваем о том, что выбрасывать мусор — плохо, что в России большая проблема с экологией.

Однако сама школа устраивает каждый год “субботники” — убираем мусор вокруг школы. Кому-то естественно не нравится этим заниматься, но есть и ответственные дети, которые серьезно подходят к этому вопросу. Считайте, небольшая практика. Другой вопрос, что инициативы не поддерживаются сверху. Далеко за примерами ходить не нужно: в соседней пятиэтажке поставили баки с раздельным мусором. Даже подписали каждый. Иногда прохожу, смотрю — люди действительно стараются, выбрасывают все как нужно. А потом приезжает мусоровоз и скидывает все в одну кучу. Дети-то все это видят: зачем напрягаться, если все и так откажется на полигоне в одной свалке?

Недавно мы говорили на уроке о том, что может сделать каждый из нас. Не винить государство в том, что не следит за экологией, а что каждый человек может делать или не делать на пользу окружающему миру. Ребята мне ответили, что можно купить бутылку с водой, а потом ее вторично использовать. Ребята мыслят на таком бытовом уровне. А о том, что нужно утилизировать технику, они как-то даже и не задумываются.

Как-то беседовала с молодым человеком, он говорил, что не хочет делать ничего общественно полезного: ему и так комфортно. Зачем напрягаться? Как раз из-за такого отношения ко всему у нас и возникают проблемы».

Какие можно сделать выводы? Многие дети с радостью занимались бы вопросами экологии, но в учебном плане нет времени на это. Тем не менее, Правительство Москвы утвердило программу организации детского отдыха при школах, и теперь в 130 образовательных учреждениях организуется городской детский отдых на время летних каникул. В программу входят поездки на экскурсии, утренние занятия, посещение мастер-классов, подготовка к олимпиадам и экзаменам. Данная внеурочная деятельность — прекрасная возможность для того, чтобы организовать и экологический кружок, фестиваль, конкурс. Было бы желание...

--

--