Коворкинг-центр для лидеров образования

Недавно в Екатеринбурге прошел шестой Международный форум лидеров образования «За гранью грань». На форум, организатором которого выступила гимназия № 47, собралось более 200 педагогов и руководителей образовательных учреждений из самых разных регионов России и зарубежных стран. В этом году тема форума была определена так: «Комплексная оценка образовательных результатов: механизмы достижений, инструментарий мониторинга». Отличительной особенностью года стал также необычный формат — образовательный коворкинг-центр.

Церемония открытия. Выступление педагогов. Фото из архива гимназии № 47

Вместе с экспертами и коллегами

Вначале — кратко о формате. Слово коворкинг произошло от англ. co-working — «совместная работа». Деятельность в этом формате строится таким образом, чтобы вовлечь профессионалов из разных организаций и регионов в интерактивное, максимально плодотворное образовательное взаимодействие с экспертами и друг с другом.

А теперь о том, как это взаимодействие было организовано в Екатеринбурге.

Церемония открытия. Выступление учеников. Фото из архива гимназии № 47

Свобода, помноженная на актуальность

В этом году форум проходил в здании отеля «Angelo» (за исключением первого дня, который прошел в гимназии № 47). На втором этаже участникам были предоставлены холл и конференц-залы отеля. Образовательные события одновременно шли во многих местах. Причем, в четырех конференц-залах реализовывалась программа, ориентированная на определенную категорию профессионалов: учителей начальной школы, учителей средней и старшей школы, заместителей директоров и руководителей образовательных учреждений.

Участникам была предоставлена полная свобода выбора: в каком событии принять участие, чему и у кого поучиться. А выбирать было из кого и из чего! Почти все заявленные в программе спикеры — практики с богатым опытом, много известных в профессиональном сообществе имен. Только в зале четвертой группы (где собрались руководители образовательных учреждений) выступали пять призеров Всероссийского конкурса «Директор школы».

Алена Крюкова знакомит гостей форума с образовательным учреждением. Фото из архива гимназии № 47

И пришли эти люди не читать лекции, а проводить семинары, мастер-классы, фасилитационные сессии, практикумы по самым актуальным темам! Назову некоторые: ключевые результаты в деятельности руководителя, создание условий для формирования индивидуальной образовательной траектории, решение трудных диагностических задач ФГОС, формирующее оценивание, критериальное оценивание, смысловое чтение… Одновременно в других залах шли психологические тренинги, творческие ворк-шопы, музей педагогических инноваций и, конечно же, знакомство и общение с коллегами. В начале дня и в конце дня, а также в перерывах между образовательными событиями — много театрализованных, танцевальных и иных двигательных активностей, в которые организаторы втягивали гостей. Как вы думаете, что может дать такая организация форума?

Назову очевидные для меня эффекты.

Обсуждение проведенного в рамках форума открытого урока. Фото из архива гимназии № 47

Вовлеченность всех участников

В течение всего форума была видна высокая вовлеченность участников в образовательные события. Это отмечали и спикеры: «Приятно, что в зале столько внимательных заинтересованных взглядов».

Как уже было сказано, у каждого была возможность строить образовательный маршрут по своему усмотрению: можно было не только выбрать наиболее интересную тему, но и свободно перемещаться из одной аудитории в другую. Такие переходы случались, но не часто. Как правило, происходящее в аудитории действо сразу захватывало внимание и не отпускало его до конца.

На форуме скучать некогда. Фото из архива гимназии № 47

В профессиональную копилку

Форум профессионалов — это, прежде всего, возможность расширить профессиональный кругозор, ознакомиться с современными образовательными тенденциями, подходами, с новыми идеями. Приведу несколько цитат из записей, которые я сделал в Екатеринбурге.

Директор гимназии № 47 Екатеринбурга Алена Крюкова о современном менеджменте: «Ранее главным было поставить четкие цели и двигаться к ним. Сегодня на первый план выходит умение регулярно останавливаться, рефлексировать свою деятельность и принимать управленческие решения, исходя из проделанной рефлексии, анализа».

Директор гимназии № 5 города Чебоксары Инна Исаева — о двух типах школ: «Есть школы, которые ориентируются, в основном, на исходящие сверху директивы. Они подобны троллейбусу, который идет по проложенным рельсам, по пути, который определил кто-то другой. И есть школы, которые создают условия для того, чтобы ребенок мог самостоятельно определять направление своего образования, становиться автором своего образовательного действия. Для ребенка такие школы выступают своего рода навигатором, помогая сориентироваться в сегодняшней ситуации неопределенности, с учетом собственных склонностей, имеющихся ресурсов, современных трендов и других значимых факторов. Троллейбусу навигатор не нужен. И каждый руководитель образовательного учреждения находится сейчас в ситуации самоопределений: мы в навигации или мы в троллейбусе?»

Групповая работа. Фото призера Всероссийского конкурса «Директор школы — 2013», директора гимназии № 3 Самары Светланы Ильиной

Директор школы № 26 Вологды Лариса Лукичева о значимости энергетики для руководителя: «Для перехода на высший уровень профессионализма руководителю требуется высокий коэффициент жизненной энергии (VQ), способность заряжать энергией себя и других. Это такое состояние, когда человек ощущает наполненность жизненной силой, чувствует большое желание творить, созидать, воплощать все новые и новые идеи. За счет этого состояния решаются многие проблема, в том числе, проблема сопротивления изменениям. Коэффициент жизненной энергии не менее, а пожалуй, даже более важен для успеха, чем коэффициент интеллекта».

А вот еще из высказываний участников форума: «Мы очень много полезной информации узнали о формирующем и критериальном оценивании», «Обязательно начнем сотрудничать с координатором направления „История и обществознания“ в образовательной системе „Школа 2100“ Дмитрием Даниловым, который рассказывал о технологиях деятельностного типа», «У Алены Крюковой я училась интерактивному, вдохновляющему ведению семинаров».

Зал, где разместились экспонаты «Музея педагогических инноваций». Фото призера Всероссийского конкурса «Директор школы — 2013», директора гимназии № 3 Самары Светланы Ильиной

Эффект последействия

Организаторам форума удалось создать доверительную атмосферу, которая сближает и объединяет. Люди легко вступали в диалог, обменивались впечатлениями, делились контактами, быстро находили общие интересы, притягательные возможности для сотрудничества. Я наблюдал множество таких случаев. Одна из участниц форума договорилась с коллегой из другого региона о совместной работе по решению актуальных для них проблем в предметном обучении. Знаю нескольких человек, у которых появилось твердое намерение побывать на стажировке в Чебоксарах в гимназии Инны Исаевой. На заключительной рефлексии в отзывах участников рефреном звучала фраза: «Мы нашли школы, с которыми будем дальше работать в области…», и далее следовало название конкретной сферы деятельности, например, «эксклюзивного образования», «мобильного обучения», «музейной педагогики».

Это и есть один из замечательных эффектов образовательного коворкинг-центра: взаимодействие коллег не прекращается с завершением праздника (екатеринбургскому форуму совсем не подходит официальное, сухое слово «мероприятие», это был праздник встречи близких по духу, по устремленности к профессиональному росту людей), а переходит в иные форматы, в том числе, сетевые.

Участники форума. Фото из архива гимназии № 47

Распрямляя крылья

Основную нагрузку по организации форума лидеров образования как всегда взял на себя педагогический коллектив екатеринбургской гимназии № 47, ее ученики и сама директор — Алена Крюкова. Педагоги и ребята выступали в музыкальных и театрализованных номерах церемонии открытия, проводили утренние танцевальные зарядки, экскурсии по «Музею педагогических инноваций», давали открытые уроки и мастер-классы, создавали пространство «многогранного выбора», организовывали вечерние культурно-развлекательные программы: «Новые встречи, новые грани…», «Ночь в музее….», «По волнам образовательных гранд-оперетт». Алена Крюкова каждый день вела несколько разноформатных событий, а на четвертый день шесть ее педагогов стали участниками открытого финала профессионального конкурса среди педагогов Гимназии № 47 «Педагогическое гран-при». Конечно, нести такую нагрузку — колоссальные энергозатраты. Зачем им это?

«Изначально у нас стояло несколько целей, — говорит Алена Крюкова. — Первая — усиление бренда образовательной организации на уровне образовательного сообщества страны и распространение нашего опыта. Вторая цель — повышение статуса и профессионального уровня педагогов. Третье — такого рода событие мощно работает на сплочение коллектива и укрепление командного духа. Команда не формируется на словах, команда создается в общем деле, особенно, когда это сопряжено с выходом за пределы гимназии во внешний мир. Ну и поскольку это коммерческое мероприятие, мы заработали определенную сумму для стажировок коллег».

Команда устроителей форума. Фото из архива гимназии № 47

Это — директор, а что думают педагоги? «Сил на подготовку, конечно, тратится много, но нам нравится, — говорит учитель истории Ирина Миникаева. — Новые встречи, общение, расширение профессиональных контактов — это замечательно! Мы, например, подружились с потрясающей командой из Электростали. Думаем о совместном проекте». «И еще ценна обратная связь, оценка твоей работы внешними экспертами, — добавляет учитель МФК Лариса Кузьмина. — Ко мне в течение всех дней форума подходили коллеги из разных регионов: задавали вопросы, делились впечатлениями, благодарили. И, знаете, в таком общении крепнет уверенность с собственных силах и в том, что ты работаешь не зря».

Меняются ли задачи форума с течением времени?

Алена Крюкова: «Это уже 6-й форум и по сути задачи не меняются, но в последние годы наше видение миссии форума расширилось: мы стремимся, чтобы коллеги увозили от нас не только новые идеи и контакты, а также заряд хорошего настроения, позитива, желания работать».

И ведь получилось! Не могу не привести слова участника форума, который написал: «Здесь у нас вновь появляются крылья, которые мы теряем в рутине». Другой участник признался, что в последнее время его одолевали сомнения, «стоит ли продолжать заниматься педагогикой», а здесь он открыл для себя новые перспективы, понял, «что он теперь будет делать в школе».

Когда педагог устает, может казаться, что ты уже все в профессии достиг и ничего нового, интересного тебя не ждет. Но вот человек приезжает на форум, встречается с кладезем идей и видит, что образование неисчерпаемо, за покоренной вершиной есть другие, еще более заманчивые. И крылья вновь расправляются!

В заключение отмечу, что с каждым годом масштаб форума растет. И еще: некоторые участники-директора выразили желание проводить подобные форумы у себя. Так что мы, вероятно, скоро услышим об открытии образовательных коворкинг-центров в других регионах.

--

--