Американская школа: пижамный день, рождественский свитер и школьная форма

Мне повезло: я пошла в школу в 1992 году, и о школьной форме знала только понаслышке.

Юлия Глейм
Директория-онлайн
5 min readFeb 2, 2018

--

Я выросла в то время, когда к форме относились как к не самому приятному отголоску советского прошлого. В моем лицее только в самых старших классах, то есть к началу нулевых, стали запрещать джинсы, а «белый верх, черный низ» пытались требовать уже не только в дни школьных дежурств. Так я и выросла с неприязнью к «деловому стилю» и белым блузкам. Поэтому приятной неожиданностью для меня явилось полное отсутствие такого понятия как «дресс-код» в Америке.

Когда я уже сама, еще в России, отправляла в школу свою «первоклашку», сюрпризом для меня стала возродившаяся из пепла школьная форма. Благо, в нашей петербургской гимназии администрация была, в сравнении с другими, достаточно либеральной и не ограничивала нас стандартным нарядом: разрешала девочкам и юбки, и сарафаны, и платья, и брюки с блузками. Главное, чтобы «низ» был темный, а блузки и рубашки — пастельных оттенков. Я всеми силами старалась не передать ребёнку свою глубокую неприязнь к форме, и дочь спокойно воспринимала школьный дресс-код. Правда, через три года, когда мы уже собрались уезжать, полный запрет брюк для девочек привёл в недоумение даже её.

В американской школе нет стандартной школьной формы. Фото автора

Приехав в Штаты, дочь явно получила большое удовольствие от того, что в школу можно ходить в чем угодно. Действительно, в американских государственных школах нет школьной формы, есть только очень условные запреты на глубокие вырезы, обнажение интимных частей тела, неприличные надписи на одежде и накрытые головы и лица, если только этого не требует религиозное исповедание.
Кстати, об исповедании. Здесь сложно представить, чтобы кому-то в приказном порядке велели снять хиджаб, оставить кипу дома или отказались принимать у него экзамен при наличии религиозных предметов одежды. Самый популярный религиозный лозунг в этих краях, по моим ощущениям, звучит как «coexist» («сосуществовать») и призывает мирно сосуществовать разным религиям и конфессиям друг с другом.
Я не могу ручаться за всю страну, делаю выводы только из того, что сама вижу вокруг. А вижу я, что местная христианская методистская церковь каждую пятницу предоставляет парковку мусульманам, которые стекаются на традиционную пятничную молитву в мечеть через дорогу. Так вот, дочкина прошлогодняя учительница английского носит чадру (черное покрывало, оставляющее открытыми только лицо и кисти рук), что не мешает ей говорить на чистейшем английском, быть урожденной американкой и шикарно преподавать английский.

Вернемся к школьной форме. Как мы уже выяснили, её тут нет. Моя дочь уже вступила в стадию подросткового нигилизма, а потому носит ежедневно исключительно джинсы с футболками и худи. Это позволяет ей чувствовать себя комфортно и удобно в том нестабильном возрасте, когда зарождается бунт против всех и вся. Предполагаю, что в российской школе в это время у неё не обошлось бы всё тихими бунтарскими красными носками под одобренной министерством школьной формой.

Объявление о пижамном дне в школе. Фото автора

Однако и от обычного ежедневного наряда хочется иногда отдыхать, поэтому два-три раза в год школы устраивают пижамный день. Это значит, что любой может прийти в школу в любимой пижаме и никого этим не смутить. Любой — это не только школьники, но и сами учителя. Сложно поверить, но это действительно так.
Недавно мой семилетний сын утром пижамного дня критически меня осмотрел и укоризненно спросил: «А ты почему на работу не в пижаме?». Для него такой наряд кажется простым и естественным, ведь даже сам директор не прочь побаловать себя ночной «формой» одежды.

Поначалу я, с непривычки, каждый раз расспрашивала мужа, почему в школах устраивают именно пижамные дни? Мой менталитет долго подстраивался даже к хождению по дому в уличной обуви. А тут пижама — такой, казалось бы, интимный наряд, который мы надеваем перед сном, после душа, исключительно на ночь. Но постепенно я привыкла к этой мысли.
Во-первых, никто не мешает пижаму сразу после школы постирать. В конце концов, стираем же мы её периодически. Во-вторых, в этом есть важный демократический момент: все, как бы, становятся равными, не имеющими перед другими особенных достоинств и недостатков. Важно, что детей не просят переодеться во что-то экзотическое, ведь не все могут позволить себе дорогие наряды. А пижама есть практически у всех, так что это легкий и доступный способ сменить обстановку, снять стресс от учебы и расслабиться.

Празднование Хэллоуина в школе. Фото автора

В канун Хэллоуина школьников будут рады увидеть в костюмах их любимых героев, всякой нечисти и любых других веселых нарядах.
Как правило, учителя поддерживают эту волну «сумасшествия» и тоже во что-нибудь переодеваются. Кроме того, накануне родителям рассылают сообщения о том, что школа принимает от них пожертвования в виде сладостей, которые потом будут раздавать детям на мероприятии под названием «trunk-or-treat» — по аналогии с традиционным trick-or-treat, только от слова trunk — «багажник», потому что сладости раздаются из багажников машин учителями, вечером в канун Хэллоуина. Часто багажник переделывают в какую-нибудь сюжетную сценку, мистическую страшилку или во что-нибудь еще, что непременно понравится детям. Такие мероприятия служат еще одной цели — знакомят жителей района друг с другом, предоставляют возможность пообщаться в неформальной обстановке.

Рождественская традиция — «страшные рождественские свитера». Фото автора

Ну, и напоследок упомяну традицию под Рождество надевать «ugly Christmas sweaters», то есть «страшные рождественские свитера» — такие, которые дарит скучающая, и оттого всё своё свободное время неистово вяжущая двоюродная тётя. Такие, которые в другое время года носить ни за что не будешь, а под Новый год — самое то, потому что у всех есть заботливая «двоюродная тётя». Так вот, в подобный свитер, или во что угодно другое новогодне-рождественское, любят наряжаться как дети, так и школьные учителя. Человек — сам кузнец своего счастья, и мы сами создаем себе настроение!

--

--

Юлия Глейм
Директория-онлайн

преподаватель русского языка, координатор конкурсов и тестов по русскому языку, Академический центр русского языка и культуры «Метафора», г. Вашингтон