«Культура сверстников» против учебной успешности
На образовательный процесс влияют установки педагогов и детей в отношении человеческого интеллекта. Это влияние обусловлено культурой. Сложившиеся в разных культурах представления о природе интеллектуальных способностей могут сильно разниться. Преобладание той или иной установки сказывается не только на учебной мотивации, но и на том, насколько счастлив или несчастен ребенок в школе. Каким же образом представления об интеллектуальном развитии влияют на учебную успешность и самоощущение ребенка? Об этом — наша сегодняшняя публикация.

Базовые установки и успеваемость
Один из ведущих мировых экспертов в области мотивации психолог Кэрол Дуэк выделяет две базовые, фундаментальные установки: теорию сущностного интеллекта (Entity или Fixed Mindset) и теорию инкрементального интеллекта (Incremental или Growth Mindset). Сторонники теории сущностного интеллекта убеждены, что интеллектуальные способности не могут быть изменены, их следует воспринимать как данность. Приверженцы теории инкрементального интеллекта верят, что интеллектуальные способности могут быть улучшены с помощью собственных усилий.
Рациональное зерно есть и в первой, и во второй позиции. Но для педагогики важна подтвержденная исследованиями закономерность: если у двух школьников с примерно одинаковыми способностями будут разные базовые установки, то более успешен в обучении (при прочих равных условиях) окажется ребенок с верой в возможность стать успешнее.
Учителя могут поддержать и укрепить нацеленность ребенка на развитие. Первое условия для этого — вера самого учителя в то, что каждый ребенок может достичь прогресса практически в любой интеллектуальной сфере. Эта установка важна не только с точки зрения академической успешности. Преобладание в культуре определенного взгляда на интеллект влияет на психологический климат в школьных классах.
Откуда появляются умники?
Известный исследователь Цзинь Ли, обобщив результаты многих исследований, пришла к выводу, что жертвами притеснений со стороны сверстников в западных школах часто становятся ребята, которые проявляют много усердия в учебе. Таких детей издевательски называют «умниками» (в США), «занудами», «ботанами». В Великобритании синоним «умника» — «swot», в Германии — «schrener», во Франции — «bouttoneux», в Нидердандах — «stuud». Любой ребенок, однажды заклейменный как умник, становится мишенью открытых насмешек, колкостей, объектом социальной изоляции и даже физического нападения со стороны ровесников. Почему так происходит?
Одна из главных причин — укоренившиеся в культуре западных стран представления о невозможности изменить данные природой способности.
Как пишет Цзинь Ли в книге «Культурные основы обучения. Восток и Запад» (Москва, Издательский дом Высшей школы экономики), западный человек уверен «во врожденном характере интеллекта, а также сопутствующих личных качеств, таких как талант, креативность, стиль. Неповторимость этих индивидуальных качеств является источником самооценки и личной гордости. Соответственно, люди позитивно воспринимают себя, когда они хорошо успевают в школе, поскольку это поддерживает их чувство собственной значимости. Однако, если успеваемость невысока, человек неизбежно делает вывод, что дело в его внутренней ущербности, обычно в области интеллекта…. Подобное представление может быть разрушительным для самооценки».
Тем не менее, процесс обучения в школе идет в разрез с культурным эталоном, который превозносит уникальность и самоценность каждого человека. Все школы постоянно оценивают ход учебного процесса и достижения учеников. «Такой зависящий от оценок процесс школьного образования неизбежно вовлекает детей в постоянно усиливающееся социальное сравнение, кто из них умнее, а у кого средние способности, кто успевает, а кто нет, и прежде всего, на каких позициях находятся они сами, — продолжает Цзинь Ли.— Когда результат оценки неблагоприятен, ребенок может ощутить не только негатив в отношении себя, но также досаду в отношении ребенка, который является объектом сравнения».
В своей книге Цзинь Ли приводит данные исследования, которое показывает, что чаще всего с притеснениями в школе сталкиваются ученики, которые выделяются на фоне среднестатистического школьника в лучшую или худшую сторону, то есть выпадают из нормы. Причем, «если говорить о низших позициях, то здесь выделяются две разные группы: те, кто имеет наименьшую мотивацию, и сами по себе являются разрушителями и лентяями, и те, кто воспринимаются как недостаточно способные, но пытающиеся усердно заниматься, чтобы повысить свою успеваемость. То есть с точки зрения сверстников — пытающиеся подняться над нормой». Чтобы описать норму, которая навязывается сверстникам в американских государственных школах, исследователи Джон и Майкл Бишоп используют фразу «стараться, но не слишком усердно». Это позиция часто укореняется в подростковой среде как правильное отношение к учебе. Поэтому ученики, которые желают хорошо учиться, боятся обнаружить свои усилия и достижения. Майкл и Джон Бишоп отмечают, что они, как правило, «переключают коды: в школе утверждают норму „стараться, но не слишком усердно“, и зарываются в книги, приходя домой…». Цзинь Ли также приводит данные исследования, которое проводилось в Канаде, Германии и Израили. Согласно этим данным, у восьмиклассников и девятиклассников страх перед отторжением и остракизмом со стороны сверстников оказывает влияние на мотивацию и учебные успехи. Чем больше влияние культуры «правильного отношения к учебе», тем сильнее воздействие этого страха.
Таким образом, в западных школах существует «культура сверстников», которая противопоставляет высокую академическую успешность одобрению одноклассников и других учеников, то есть за высокие академические успехи приходится платить высокую социальную цену.
Кто они — лидеры класса?
Разительно иную ситуацию мы можем видеть в школах восточных стран, в частности, в Японии и Китае. В китайской культуре издревле поощряются усердие, серьезное отношение к делу, постоянная практика, как главные человеческие добродетели. Сверстники в китайской традиции рассматриваются как часть учебного процесса. Это не просто чужие люди, которым довелось учиться в одном месте у одного учителя, а товарищи, друзья-единомышленники, которые решают важные жизненные задачи. Они помогают друг другу. По наблюдениям Цзинь Ли в китайских школах «умников как вида или класса, судя по всему, не существует. Наоборот, теми, у кого высокая успеваемость, как правило, восхищаются, они популярны, им подражают и их дружбы ищут… Например, в Китае школы ежегодно выбирают так называемых учеников с тремя совершенствами: в нравственном поведении, академической успеваемости и художественных и спортивных достижениях. Учителя и одноклассники выдвигают кандидатуры и голосуют за таких учеников. Идея, стоящая за традицией выбора примерных учеников, заключается в том, что каждый может и должен учиться у них и достичь того же уровня, что и они».
Чтобы расцветали все типы мышления
А что в России? В прессе появляется все больше публикацией, где говорится, насколько серьезно у нас стоит проблема школьного буллинга. А если учесть, что, согласно исследованиям мы отнюдь не такие коллективисты, как официально провозглашалось в советские годы, можно предположить, что феномен влияния «культуры сверстников» существуют и в наших образовательных учреждениях. Вопрос в том, что педагоги могут противопоставить этому влиянию? Это тема большого отдельного разговора. Здесь мы только наметим несколько направлений.
Первое. Педагогам важно знать о разных взглядах на интеллект и влияние различных установок на образовательный процесс. Исследования в области детского развития говорят нам, что люди могут развить любую человеческую компетенцию до высокой (хотя и не одинаковой) степени. Как пишет Цзинь Ли, «каждый человек при наличии возможности и поддержки может преуспеть практически в любом навыке».
Второе. Важно изучать и применять в школах практики, ориентированные на то, чтобы дети учились вместе и помогали друг другу в обучении. А также практики, которые поддерживают интерес к развитию, а не насаждают страх провала.
Третье. Интеллект не сводится к одному типу мышления. Интеллект многогранен. Мышление бывает: аналитическое, синтетическое, пространственное, критическое, креативное… А еще есть эмоциональный интеллект, интуиция и многое другое. Человеческие способности не сводятся только к сильному мышлению. У каждого может быть свой индивидуальный путь образования и успешности, если в школе созданы возможности для этого.
Что еще?.. Давайте вместе думать, что еще можно делать. Какая культура может стать достойной альтернативой «культуре сверстников»?
