Родителей в школу! или Совещание по вопросам устойчивого развития Муниной А.П. в рамках образовательной программы шведской школы

Индивидуальная образовательная траектория в действии. Взгляд родителя.

Natalia Munina
Директория-онлайн
6 min readDec 4, 2017

--

«Здравствуйте. Спасибо, что вы пришли на совещание, посвященное вопросам моего развития», — именно так моя восьмилетняя дочь открыла встречу, которую я не знаю как правильно назвать. Ни «родительское собрание», ни «родителей в школу!» не подходят. Это совещание называется utvecklingssamtal и состоит из двух слов развитие+переговоры.

Письмо старательно написано, но при доставке адресату совсем неожиданно измялось в рюкзаке. Отчетный период 2017−2018.

Все немного торжественно и полуофициально. За две недели я получила приглашение от моей дочери, оформленное со всей возможной любовью и старательностью. Вернее это было приглашение для обоих родителей, но смогла присутствовать только я. Часто, на такие встречи приходят и мама и папа.

У меня уже был некоторый опыт — эти совещания проводятся два раза в год, начиная с первого класса, поэтому я точно знала, что на встречу отводится полчаса времени и родителю дадут возможность задать вопросы один раз.

В этом году время встречи назначили «сверху», впрочем постаравшись учесть, чтобы подобные встречи с старшими и средними детьми не накладывались, проходили в один день и друг за другом. Да, в нашем классе почти в каждой семье по три ребенка.

На полторы недели учитель выпадает из образовательного процесса, посвятив себя встречам с родителями. У классной доски в это время стоит помощник учителя.

Встреча проходила в кабинете директора, но его на время выселили — так удобнее. Ученики в классе не будут отвлекаться.

Цели за весенний семестр первого класса распечатаны и заламинированы. Ее цели были следующие: расширить словарный запас; лучше ориентироваться в «роде» слов (ett или en); повысить знания о геометрических фигурах. Судя по грамматическим ошибкам, текст набирался самостоятельно.

Учительница, мой ребенок и я сели за круглый стол переговоров. На нем был выложен учебник по математике, папка с заданиями, тетрадь по шведскому языку и две памятки для ребенка: одна с повесткой дня, вторая с целями прошлого года.

Моя дочь поприветствовала собравшихся и приступила к первому пункту.

После короткого вступления она назвала цели за прошлый год, расшифровала по просьбе учительницы некоторые слова, отметила, что цели были достигнуты и привела примеры (перечислила изученные геометрические фигуры).

Фотография повестки дня.

Повестка дня — небольшой документ-шпаргалка. В нем перечислены типовые пункты и оставлено место, куда ученик сам заранее выписывает фразы-подсказки о чем говорить. Некоторые дети не поднимают от нее глаз, некоторые старательно выкручиваются без подглядывания.
Повестка дня
1. Добро пожаловать.
2. Как я себя ощущаю в школе.
3. Как обстоят дела с моими целями.
4. Показать пример работы.
5. «Законные представители» густо вымарано. Написано «мама и папа».
6. Учитель.
7. Мои новые цели.
8. Спасибо, что вы пришли.

После короткой ретроспективы, дочь перешла к описанию текущих задач. Учительница обрадовалась, поняв, что она захватила из класса нужные тетради. То есть, видимо, с учителем не согласовывается, что именно продемонстрируют родителям.

Именно ребенок рассказывал о том, что проходят в школе, показывал наиболее интересные упражнения, описывал, что ей нравится, а что не очень.

Учительница только изредка вставляла комментарии, чуть полнее описывая задания или комментируя какой смысл она вложила в пометку в рабочей тетради. (Так получилось, что проверив выполненную работу, учитель переключилась на встречи с родителями, а помощник учителя, видимо, не успел пояснить. И мне тоже было интересно).

Например, перед всеми детьми еще в прошлом году поставили цель: писать предложения с большой буквы и ставить точки в конце. Моя дочь успешно справилась с этой целью и теперь перешла к следующей личной цели: правописанию.

Пример «сочинения» и подхода к исправлению ошибок

Видно, что учитель подчеркнула слово åss — правильно oss. Первый комментарий написан ручкой — это общая позитивная оценка выполненной работы. Второй комментарий написан карандашом. Это, собственно, предложения к исправлению. Моя дочь должна стереть неправильно написанные слова и написать их правильно. После чего замечание учителя она тоже может стереть. Все задания всегда выполняются карандашом.

Я предполагаю, что ошибок в тексте значительно больше, но именно правописание å и o, звучащих очень похоже, и будет ее целью на следующий период.

Еще мы посмотрели учебник по математике и папку с естественно-научными дисциплинами. 20 минут встречи уже прошло и подошел срок ставить новые цели.

Учитель. Какие цели ты ставишь перед собой?
Ребенок. Я хотела бы быть лучше в ориентировании и умножении.
Учитель. А шведский?…
Ребенок. Что шведский? У меня с ним все хорошо.
Учитель (не моргнув глазом, но с легкой иронией). А правописание?…
Ребенок (с явной неохотой). Ну… да…. правописание å и o, ä и e.
Учитель. По поводу ориентирования у меня есть небольшое сомнение. Дело в том, что хоть я сама проходила курсы для учителей физкультуры, но не очень разбираюсь в ориентировании и не смогу тебе помочь. В следующем году у вас будет новый учитель физкультуры — он тебе подскажет. Давай мы пока отложим эту цель, и ты ее поставишь перед собой весной, ладно?..
Ребенок. Договорились.

Пример отображения оценок в информационной системе Unikum.

Учительница открыла информационную систему Unikum, объяснила, что в следующем году ученики будут заполнять раздел с самооценкой, а пока вот как ее достижения оценивают учителя. «Сейчас везде стоит “хорошо”, но весной, когда вы будете знать и уметь еще больше, то, может быть, по каким-то направлениям у тебя будет “отлично”», — пояснила учительница моей дочери. Ну и мне заодно, раз я все равно сидела рядом.

После чего учительница попросила продиктовать ей цели еще раз, чтобы она могла занести их в систему. Моя дочь снова попыталась назвать ориентирование, но учительница была непреклонна.

Параллельно они между собой обсудили способы достижения этих целей. То есть как именно моя дочь будет работать с выбранными направлениями.

Я попыталась вставить слово касательно дополнительных занятий дома, но и этот вопрос тут же был переадресован ребенку. Ребенок даже что-то придумал, правда первым было «Обнимать меня не меньше ста раз в день».

После чего мы обсудили, что как хорошо с информационной системой, что раз папа не смог присутствовать, то тогда она может показать и рассказать о своих целях дома.

Попрощавшись учительница сказала, что моей дочери теперь пора на обед, но перед тем, как мама пойдет по своим делам, она может получить первую порцию обнимашек.

Я вышла несколько… удивленная. Впрочем, как всегда после таких встреч. Мне все еще сложно понять, что встреча родитель−учитель ориентирована на ребенка. Родитель в роли зрителя, а учитель — суфлера. Вся ответственность за «представление» лежит на ребенке.

Мне нравится постановка целей. Их немного, но они конкретные, осознанные, реалистичные и ограниченные во времени, даже если подход SMART не проговаривается вслух.

Мне нравится, что тут же обсуждены способы достижения этих целей.

Мне нравится, что ребенок может показать, чего он достиг, ведь в обычной жизни важно не только хорошо сделать работу, но и эффектно ее презентовать.

Мне нравится, что есть сравнение с собой — прежним. Весной она откроет рабочую тетрадь в начале и в конце и скажет: «Смотри, как я писала в сентябре, и как пишу сейчас».

Мне нравится, что она может гордиться своими достижениями передо мной и перед учительницей. При этом эта гордость обоснована и подтверждена фактами. Там, где ребенок излишне самоуверен — его мягко вернут в более реалистичное представление о своих успехах, там где стесняется — найдут как подчеркнуть достижения.

Мне нравится, что она учится выступать. Да, она волнуется, да, ей тревожно, да, она забыла пару пунктов повестки дня и не поблагодарила присутствующих в конце, но ей уже легче, чем в прошлом году. Через несколько лет собирать такие совещания для нее станет привычным делом.

Меня немного тревожит, что я не могу сравнить достижения моей дочери с достижениями группы. Но об этом я всегда могу поговорить непосредственно с учителем.

Еще базовый уровень довольно низкий (на мой взгляд), зато… зато на уроках плавания их в первую очередь учат тонуть. Да-да. Падать с бортика в воду. Плашмя, боком, спиной. Не нырять, а именно падать. Или открывать глаза в воде, даже если противно и страшно. Или плыть, держаcь кончиками пальцев за плавсредство. Это не сделает из них будущих олимпийских чемпионов, но может оказаться весьма полезным при падении с пирса. Сдается мне, что в Швеции чаще вываливаются за борт, чем становятся олимпиониками. Может быть и в общем полном среднем образовании у них такой же подход.

С другой стороны… разные уровни сложности по основным дисциплинам никто не отменял. Дополнительную рабочую тетрадь или листочек с заданием тебе дадут всегда. Особенно, если это поможет в достижении твоих личных целей.

Пример развлекательного раздела из учебника по математике второго класса.
Примеры заданий по математике.
В конце каждой главы есть математические игры для нескольких учеников.

--

--

Natalia Munina
Директория-онлайн

Born in St. Petersburg, Russia. Now living i Kungälv, Sweden. I’m tutor, event manager, wife and mom.