Родители: клиенты или партнеры?

«Важнее клиента нет никого», — фраза Германа Грефа из уже всем известного выступления на встрече с директорами школ Московской области. И сказано это было не только по отношению к бизнесу, но и к образованию. Меня эта мысль зацепила. А родители они кто — клиенты или партнеры? Мне представляется, что выстраивание взаимоотношений с родителями на принципах партнерства более перспективно. Объясню почему.

Фото http://www.liveinternet.ru

Знакомство с семьей потенциального абитуриента в нашей школе начинается с собеседования, цель которого понять, насколько совпадают наши ценности и представления о роли образования в жизни человека.

В ходе собеседования мы задаем родителям много вопросов. Первый же звучит так: «Кто несет ответственность за то, что будет происходить с ребенком в течение обучения в школе: школа, родители или это взаимная ответственность?». Ответы бывают разные, но в последнее время все больше и больше родителей берут ответственность исключительно на себя. Мы ожидаем именно такого ответа.

Конституция РФ гласит: «Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей» (ст.38 п.2). В Законе об образовании сказано: «Родители <…> обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка» (ст. 44, п.1). Таким образом, родители несут полную ответственность за образование и воспитание детей.

Клиент — заказчик, который может диктовать свои условия. При этом исполнитель должен им следовать. Вместе с тем, если вспомнить этимологию слова, клиент — человек, находящийся под чьим-либо покровительством, то есть зависимый от другого, в нашем случае от школы. Такого рода взаимоотношения могут иметь негативные последствия.

С одной стороны, любой родитель как «клиент» может «сформировать» для своего ребенка отдельный «заказ», и в результате образовательная программа, цементирующая все процессы, происходящие в школе, рассыплется. С другой — школа может как угодно манипулировать своими «клиентами».
С точки зрения здравого смысла, школа и родители должны выступать на равных. А это и есть партнерские отношения.

У школы должно быть право учить тому, чему она считает нужным, и так, как считает нужным (разумеется, в логике ФГОС). Семья же делает осознанный выбор в пользу той или иной школы. Вот почему мы настаиваем, чтобы родители приходили к нам как можно раньше до момента поступления. Заблаговременное обращение позволяет им более внимательно познакомиться со школой, с «правилами нашего двора» и принять ответственное решение.

Когда выбор в пользу школы сделан, обе стороны вступают в партнерские отношения, которые предполагают, что школа создает необходимые условия для образования и воспитания ребенка, иначе говоря — помогает родителям исполнять их конституционную обязанность, а родители отслеживают продвижение своего ребенка по маршруту образовательной программы. Если что-то идет не так, они должны либо внести определенные коррективы (обратить внимание школы на проблему и участвовать в ее решении), либо перевести ребенка в другую школу, если проблема не разрешима.

На вопрос, что такое партнерство семьи и школы, родители отвечают по-разному. Мне понравился ответ одного нашего папаши (мы пап шутливо называем «папашами», а мам — «мамашами»): «Это прохождение образовательной программы вместе с ребенком». Действительно, родители должны потратить определенное количество времени, чтобы быть в курсе того, как учится их чадо, принимая участие в жизни школы.

В связи с этим мы задаем родителям еще один вопрос: «А кто такой хороший родитель-партнер? Что он делает? Нарисуйте его портрет».
В подавляющем большинстве случаев родители приходят в замешательство.
Ответы обычно таковы: ездить с детьми на экскурсии, посещать родительские собрания и школьные мероприятия, мыть окна в классе, собирать деньги. Всё. Таков формат взаимодействия, предлагаемый родителям государственной школой, а именно оттуда приходят к нам наши будущие ученики.

Но какое это имеет отношение к образованию ребенка? В школе должны быть созданы разнообразные форматы и площадки, где родители могли бы выступать как партнеры, несущие ответственность за образование и воспитание своих детей.

В нашей школе есть ряд таких возможностей для родителей: обязательное посещение уроков (норма от 10 до 35 уроков в год в зависимости от класса) и мероприятий, на которых ребенок выступает публично, распределение дополнительного фонда оплаты труда среди педагогов в конце учебного года, участие в заседаниях Педсовета (заседание считается не легитимным, если на нем присутствует менее двух представителей от каждого класса).
Кроме этого, участие в Рабочей группе по решению финансовых вопросов, Дисциплинарной комиссии, родительском комитете, дежурство по школе в вечернее время, чтение спецкурсов или иное участие в реализации образовательной программы.

Также, по определенной процедуре, родители могут выступать с инициативами по внесению дополнений и изменений в образовательную программу и в локальные акты школы. Если родителей беспокоит успеваемость ребенка, они вправе созвать консилиум, на котором будет принято решение о мерах по улучшению ситуации. Таким образом, «хороший» родитель-партнер для нас — это тот, кто находится в курсе происходящего в школе и с максимальной пользой для себя и ребенка использует возможности соучастия в жизни школы.

Почему мы так озабочены вопросом партнерства родителей и школы? Потому что строим школу на века и смотрим в будущее. Школа должна прирастать выпускниками. Мы ожидаем, что родители передадут своим детям ответственное отношение к школе и по ее окончании бывшие ученики будут в нее возвращаться как ответственные партнеры.

--

--

Александр Кузьмин
Директория-онлайн

директор школы им. А.М. Горчакова, г. Павловск, Санкт-Петербург