Можно ли сделать опыт «Сириуса» отчуждаемым?

Президент отметил, что опыт «Сириуса» — уникальный, но он пока не тиражируемый, он пока — только для одаренных детей. Слушайте, я тут вам сейчас один умный вещь скажу.

Изображение взято с сайта Образовательного центра «Сириус»

Да, «Сириус» — это огромное вливание бабок и создание идеальной инфраструктуры именно для создания чего-то нового (оставим за скобками эффективность, но это очень, очень хорошая инфраструктура).

Про специалистов я бы был уже более осторожен. Специалисты туда приезжают разные. Как ведется их отбор — отдельная песня. Но, предположим, что туда собирают по всей стране действительно крутых специалистов (это не так, но так должно быть).

Далее я буду говорить только о том, что видел своими глазами и в чем разбираюсь — об инженерных проектах и о «техническом творчестве».
Можно ли сделать опыт «Сириуса» отчуждаемым?

Легко.

Там за редким исключением нет никаких специальных методик. Все дело — в оборудовании и в идеях.

Сделайте удобную общедоступную базу данных этих идей, этих больших вызовов — и вот уже первый шаг сделан. Но сама по себе такая база — дело пустое. Нужны методики, пояснения, как с этими вызовами работать. Как решать эти задачи (назовите их задачами 2035 или 2065 — не важно)?

Вот, четко, по плану:

  • знания, умения, навыки, необходимые для старта;
  • требуемая квалификация наставника;
  • поэтапный план реализации.

Могло бы такое помочь? Безусловно не всем. Но это было бы серьезным подспорьем для людей на местах, кто действительно хочет биться над проблемой Больших вызовов, а не просто поговорить о 2035.

Вы скажете, таких людей нет в регионах? Не верю. Я вижу, как даже к моей школе, нищей школе, не получающей никакого государственного финансирования и живущей за счет родительских взносов, идет тонкий ручеек классных специалистов, которые готовы вносить смыслы, генерировать задачи по уровню не менее суровые, чем те, которые пытается решить «Сириус». Покупая при этом станки за свои деньги (это не метафора — один мой мастер потратил в этом месяце 100 000 своих кровных на приобретение станка, который ему был необходим, и это моя кровавая головная боль, ибо так не должно быть). А все потому что мы готовы увидеть смыслы, поддержать тех, кто пытается их проявлять и идти вместе с ними рука об руку. Но им сложно — они идут вслепую. Они спотыкаются и набивают шишки. Они, по большому счету, идут туда, не знаю куда. Но это — всегдашний удел первопроходцев. Собрать все шишки.

Впрочем, я сейчас не о моей школе. Я — о «Сириусе». Можно ли тиражировать его опыт?

Легко.

Если бы условием участия крутых спецов было бы создание отчуждаемого продукта. Планы, методики. Проблемы и способы их решения. Разложение сложного на простые задачи. Варианты и пути дальнейших поисков. Пригласили в «Сириус» — не просто сделай с крутыми детьми крутую штуку, а расскажи, как ее сделать другим.
Ерунда, что это только для одаренных.

То есть, это только для одаренных именно потому, что те, кто приезжают работать, на самом деле не умеют работать с детьми. Они умеют ставить задачи, помогать тем, кто сам работает. Но это все — не педагогическая работа. В 90% случаев расчет только на то, что дети САМИ все сделают. Иногда — и вправду делают. Этим и размахивают, как знаменем.

Нет, друзья. «Сириус» мы сможем тиражировать тогда и только тогда, когда поймем, что работа над детскими проектами — это педагогическая работа.

Работа с детьми, выстраивание смыслов с детьми, организация поисков этих смыслов именно с детьми. И методическая, системная работа именно с детьми.

Я намеренно в этой фразе четыре раза написал слово «Дети». Потому что, как бы мы не пыжились утверждать, что все наши «большие вызовы» — это работа с «так называемыми детьми», это не совсем так. Потому что пока мы умеем работать с ними, как со взрослыми — сотрудниками, соратниками, самостоятельными людьми, со сформировавшимися навыками целеполагания, планирования и ответственности. Но таких детей — мало.

Да, «Сириус» отбирает лучших. В «Сириус» едут талантливые и одаренные.

Стоп.

Вы заметили противоречие?

Мы, на самом деле, работаем не с талантливыми. Мы работаем с маленькими взрослыми. Которых до нас кто-то научил. Целеполаганию, самостоятельности.

Учат ли этому в Сириусе?

Не слышал.

Так вот, пока у нас не будет четких методик, как это сделать, «Сириус» будет одинокой, хоть и яркой звездой на небосклоне.

Опубликовано в Фейсбуке 12.12.2018 г.

--

--

Анатолий Шперх
Директория-онлайн

Руководитель проекта «Раннее инженерное развитие детей» — Школьная лига РОСНАНО