Учительница

Проводил занятия со студентами программы «Учитель для России».
Чудесные ребята — молодые, задорные. Работается с ними совершенно по-другому, чем в обычной учительской аудитории.

Как правило учителя — это те, что уже все знают, прошли огонь, воду и водопроводные трубы. Их сложно увлечь, еще сложнее донести до них то, что непонятно, можно ли использовать в работе здесь и сейчас. Они — прагматики.

Эти ребята — романтики. Они все примеривают, ко всему присматриваются. Им все безумно интересно и они всем горят.
Что любопытно — возраст разный. Есть молодые выпускники, есть люди постарше.

Скриншот из моб. приложения Училка (скопировано здесь)

В моей группе была одна дама — «постарше». Она явно выбивалась из общего ряда, сидела отдельно и я безошибочно увидел в ней «училку»: строгий оценивающий взгляд, спокойная уверенность и осознание своего могущества. Типичное лицо учителя, способного взглядом остановить коня, одновременно рассказывая о законах Ньютона.
Я внутренне напрягся, поскольку почувствовал, что работать придется как минимум, на два фронта.

Так и случилось. Я пел, я плясал, показывая молодым слушателям, как нужно производить соединения, как выстраивать электрические цепи. Их негнущиеся пальцы соединяли контакты, добиваясь нормального соединения. Они звали меня, они консультировались друг с другом. Они работали, смеялись, шутили над своей безрукостью, ломали и переделывали. Отличная творческая атмосфера, которую я так люблю на уроке.

И лишь в одном углу была полная тишина. Подхожу, оглядываю работу. Бог мой, моя дама (назовем ее Н.) в полной тишине продумала конструкцию до мелочей. На пять шагов вперед (я очень люблю подводить детей к «неправильному» решению, чтобы они потом смогли САМИ принять решение о правильном варианте).

Н. продумала вперед все ходы, разбила в пух и прах все мои педагогические ухищрения и пыталась сделать вариант, к которому мы должны были придти только через пятнадцать минут.

- Ого? Но как!
- Ну, это же просто — надо так и так! А, если сделать по другому, будут такие и такие проблемы.

Я посмотрел в ее холодные ничего не выражающие глаза.
Н. методично заканчивала модель. Тихо. Планомерно. Помог ей, показав, как лучше клеить скотч. Дал вторую работу.

И побежал к студентам. Мы клеили, хохотали, рассказывали байки. В сердцах ломали и начинали сначала. Искали ошибки. Проводили отладку.

А у моей дамы на столе уже лежала готовая работа №2.
- Скажите, Анатолий, а как вы эти темы применяете в своей работе? А на уроке? А что после? А какова итоговая работа у детей?

Предметный профессиональный разговор. Спокойный и уравновешенный. С четкими вопросами, метко бьющими в цель. За пять минут она выведала у меня с десяток методических приемов. Поняла, как использовать методики с детьми разного возраста. Я видел в ее глазах не просто понимание, но понимание профессионала, который уже видит, куда и как он приложит это знание. Нечасто встречаешь такой уровень проникновения в материал прямо на занятии.

Рассказал. Донес. Снова побежал к студентам. Снова мы клеим, хохочем, травим байки.

Тихонько трогает меня за плечо:
- Анатолий, я уже во всем тут разобралась, вроде все сделала. Можно я выйду в соседнюю аудиторию, я хотела бы посмотреть, чем математики занимаются?

Опубликовано в Фейсбуке 31.03.2018 г.

--

--

Анатолий Шперх
Директория-онлайн

Руководитель проекта «Раннее инженерное развитие детей» — Школьная лига РОСНАНО