Где это, и когда?

Alex Zuzin
Капли Истории
3 min readSep 23, 2016

Читая древнюю историю, нередко теряешь связь с реальностью. Троя, Вавилон, Персеполис, Карфаген — где это? И когда?

Ну, “тут ведь как”™. Троя — в Турции. Сегодня ее пустующая (кроме раскопок) территория называется Гиссарлык. Во время Римской империи на ней находился основаный Октавианом Августом Иллиум, процветавший до основания неподалеку Константинополя. Веками чуть не единственным историческим “источником” о Трое был этот первый великий европейский эпос™ — “Илиада”. Когда геолог Чарльз Макларен в 1822 году предложил искать Трою в Гиссарлыке, большая часть авторитетов уже считала и Трою, и греко-троянские войны мифом.

Современный языковой анализ датирует “Илиаду” 8-м веком до нашей эры. Троянские войны современная история относит ко второй половине 13-го. Гомер — если он существовал — писал о событиях, отстоявших от него так-же далеко, как Иван Грозный от наших дней. Не стоит, впрочем, переносить наше воспитанное повсеместным распространением часов, календарей и расписаний чувство времени на эллинов. На Илиаду продолжают ссылаться и 2700 лет спустя — из современного смотри, например, песню Аквариума “Северный Цвет” (в этом случае, вероятно, через Мандельштама).

Римский одеон в Трое

На нашу удачу археолог-самоучка Фрэнк Калверт был с ними несогласен, поэтому в складчину с братом купил указанный Маклареном участок и начал раскопки. Семь лет спустя Калверт повстречал обеспеченного немецкого бизнесмена и собрата по вере в реальность исторической Трои Генриха Шлимана, и благодаря таланту прохиндея Шлимана к саморекламе почти пропал из истории археологии. Современные специалисты относятся к троянской работе горе-археолога Шлимана без особой симпатии, в черную подшучивая “Шлиман сделал с Троей то, что не удалось грекам — разрушил так, что не восстановишь”.

Юмор истории: за исключением короткого эпизода в Калифорнии периода Золотой Лихорадки, Шлиман сколотил свое состояние, торгуя в России, где прожил значительное время и даже был женат вторым браком на некой Екатерине Лыщиной, от которой прижил троих детей — Сергея, Наталью и Надежду. В России-же (в Пушкинском Музее в Москве) находится и большая часть знаменитого, но как считают, скорее поддельного шлимановского Клада Приама, тайно экспроприированного из Берлина Красной Армией в 1945-м.

Знаменитое фото Клада Приама

Персеполь (для тех, кто читал в детстве “Таис Афинскую” — Персеполис) — в Иране. Монументальную столицу державы Ахеменидов выстроили Дарий I и его сын, царь царей Ксеркс I — тот самый, который высек море, но получил неожиданно достойный отпор от первых демократов и де факто основателей европейской цивилизации — миниатюрного по персидским меркам союза греческих городов (смотри, например, кинофильм “300”). Иван Ефремов, судя по всему, вдохновлялся при написании своего романа текстом Диодора Сицилийского, утверждавшего, что это пламенная речь вполне исторической гетеры Таис вдохновила приближенных Александра Македонского в 330 году до нашей эры предать захваченный Персеполь огню — якобы в отместку за сожженный Ксерксом Храм Афины.

Ападана Дария в Персеполе

О Карфагене (он в Тунисе) — в следующий раз. Финикийцы, кроме всего прочего давшие Испании ее доримское еще название (“Земля Тушканчиков”), требуют обстоятельности.

--

--