Чарли Чаплин: Великий немой

Тема: Творчество

Eggheado
Eggheado: Art

--

Хотите получать интересные статьи на email каждое утро и расширять кругозор? Присоединяйтесь к Eggheado!

Чарли Чаплин — это, без преувеличения, один из лучших комиков в истории мирового кинематографа. По мнению некоторых корифеев американского кино, именно «бродяжка Чарли» внес величайший вклад в становление кинематографа как одного из видов искусства.

Первые шаги

Чарльз Спенсер Чаплин появился на свет в английском Лондоне 16 апреля 1889 года. Его родители являлись видными представителями мира английского искусства. Отец и мать великого комика были эстрадными актерами. Они выступали с музыкальными и танцевальными номерами в самых разнообразных театрах, а также участвовали в антрепризах. Семья актера жила безбедно, но музыка и сценическое искусство всегда были для представителей семейства Чаплин чем-то неизмеримо большим, чем просто средство для получения денег.

Родители всегда прививали Чарли и его брату Сидни любовь к творчеству. А потому впоследствии оба брата стали успешными актерами. Впервые выйти на сцену нашему сегодняшнему герою довелось уже в пятилетнем возрасте. Когда у его матери начались проблемы с голосом, он некоторое время заменял ее во время представлений.

Уже во время первого же своего выступления Чарли Чаплин настолько покорил публику, что зрители стали бросать на сцену монетки и банкноты. Сам же паренек с детской трогательностью собирал их уже во время самого выступления, чем еще больше полюбился зрителям. Впоследствии наш сегодняшний герой еще неоднократно появлялся на сцене.

Однако некоторое время спустя жизнь их семьи кардинально изменилась. Мама из-за проблем с гортанью полностью потеряла голос, а потому выступать больше не могла. Отец же еще до этого начал сильно пить и уже в тридцать семь лет скончался в одном из лондонских госпиталей. Ханна Чаплин подобного потрясения не пережила, а потому в какой-то момент потеряла рассудок и попала в психиатрическую больницу. Дети, фактически оставшись сиротами, угодили в работный дом (особое социальное учреждение для нуждающихся), где были вынуждены самостоятельно зарабатывать себе на пропитание.

С зимы 1898-го года Чаплин стал выступать вместе с танцевальным коллективом «Восемь ланкаширских парней». Ребята разыгрывали пантомимы, а также выступали перед зрителями с небольшими концертами. В рамках совместных представлений Чарли нередко исполнял коротенькие комические номера, чем очень полюбился зрителям. Параллельно с работой в танцевальной труппе Чарли Чаплин трудился в качестве помощника врача, продавца газет и младшего сотрудника типографии. Однако ни на одном из рабочих место он не задерживался надолго.

В 1903 году четырнадцатилетний Чаплин впервые получил постоянную роль в пьесе «Шерлок Холмс». После этого несколько лет наш сегодняшний герой также выступал в варьете, а в 1908-м году стал актером труппы Фреда Карно. Вместе с данным коллективом артист объездил всю Англию, а также часто выступал в США.

В Новом Свете актера заметили продюсеры компании «Кистоун», которые очень скоро предложили ему постоянное жалование. Актер согласился. С этого момента для Чарли Чаплина началась новая жизнь.

Первые годы в США (1910—1913)

Сначала карьера в кинематографе складывалась не очень удачно. После первого фильма Марк Сеннетт, кинопродюссер, даже признавался, что решение взять в команду Чаплина было ошибочным. Многие историки и биографы сходятся во мнении, что на решение Сеннетта дать Чарли ещё один шанс повлияла Мэйбл Норманд, в то время — одна из главных звёзд студии.

Мак Сеннет с трудом, но всё же дал возможность Чаплину сниматься дальше. Однако постепенно картины с молодым актёром стали приносить прибыль, и Чаплин стал одной из звёзд киностудии.

«Бродяга»

Поначалу его персонаж его герой, Чез, выглядел нагловатым жуликом и ловеласом, однако постепенно в нём появляется всё больше человеческой теплоты и лиризма, который зритель привык связывать с образом «Маленького Бродяги».

Бродяга впервые появился в комедии «Детские автомобильные гонки», премьера которой состоялась 7 февраля 1914 года. Вместе с тем, Чаплин придумал костюм бродяги для фильма «Необыкновенно затруднительное положение Мэйбл», снятого на несколько дней раньше, но выпущенного позже, 9 февраля. Мак Сеннет попросил Чаплина пойти как-нибудь загримироваться, и, по воспоминаниям Чаплина в автобиографии, это произошло следующим образом:

Я не знал, как мне гримироваться. Моя внешность в роли репортера мне не нравилась. По пути в костюмерную я мгновенно решил надеть широченные штаны, которые сидели бы на мне мешком, непомерно большие башмаки и котелок, а в руки взять тросточку. Мне хотелось, чтобы в моём костюме всё было противоречиво: мешковатые штаны и слишком узкая визитка, котелок, который был мне маловат, и огромные башмаки. Я не сразу решил, буду ли я старым или молодым, но, вспомнив, что Сеннет счёл меня слишком молодым, наклеил себе маленькие усики, которые, по моему мнению, должны были делать меня старше, не скрывая при этом моей мимики.

Одеваясь, я ещё не думал о том, какой характер должен скрываться за этой внешностью, но как только я был готов, костюм и грим подсказали мне образ. Я его почувствовал, и, когда я вернулся в павильон, мой персонаж уже родился.

«Бродяга» получился довольно разносторонним и противоречивым — несмотря на название образа, которое соответствует его социальному статусу, у него утончённые манеры, одежда и достоинство джентльмена.

В 1914 году Чаплин самостоятельно снял свой первый фильм («Застигнутый дождём»), в котором он выступил в качестве актёра, режиссёра и сценариста.

Заработки Чарли быстро растут: если в 1914 году в «Кистоун» он получает 150 долларов в неделю, то уже в 1915 году в студии «Эссеней Филм» (Essanay Film) — 1250 в неделю плюс бонус 10.000 за контракт; в 1916—1917 годах, в «Мьючуэл Филм» (Mutual Film) — 10.000 в неделю плюс 150.000 за контракт. В 1917 году Чаплин заключает со студией «Фёрст Нэшнл» (First National Pictures) контракт на 1 млн долларов, становясь по тем временам самым дорогим актёром в истории.

Деятельность в United Artists (1919—1939)

Со временем Чаплин решил обрести творческую самостоятельность и в 1919 году основал студию «Юнайтед Артистс» совместно с Мэри Пикфорд, Дугласом Фэрбэнксом и Дэвидом У. Гриффитом. Они стремились избавиться от растущего влияния кинопрокатчиков и финансистов на голливудские студии. Этот шаг окончательно развязал руки Чаплину в создании собственных независимых фильмов. Чарльз работал в «Юнайтед Артистс» до самого своего отъезда из Америки в начале 1950-х годов.

Все фильмы, снятые Чаплином на киностудии «Юнайтед Артистс», были полнометражными. Первой стала картина «Парижанка» (1923), нетипичная для творчества Чаплина психологическая драма, в которой сам режиссёр появился лишь в роли камео.

Исполнив роли во многих фильмах, Чарли Чаплин стал настоящей легендой кино. В его послужном списке было огромное количество самых разных наград, а также два «почетных» Оскара.

Речь Чарли Чаплина из фильма Великий Диктатор (The Great Dictator )

Начало гонений в США

Во времена маккартизма в США Чаплина стали обвинять в антиамериканской деятельности и подозревать в нём тайного коммуниста. Глава ФБР Эдгар Гувер дал указание активизировать работу по сбору на Чаплина обширного досье, начатого ещё в 1930-е годы, и пытался выдворить актёра из страны. Преследование Чаплина со стороны ФБР выросло после того, как он провёл в 1942 году кампанию в поддержку открытия второго фронта, и достигло критического уровня в конце 1940-х, когда конгрессмены угрожали привлечь его в качестве свидетеля на слушаниях в конгрессе. Этого не случилось, возможно, из опасения, что Чаплин мог сочинить сатиру на своих преследователей.

В 1952 году Чаплин создаёт фильм «Огни рампы» — рассказ о судьбе творческого человека и о творчестве вообще. 17 сентября 1952 года Чаплин отправился в Лондон на мировую премьеру «Огней рампы», и Эдгар Гувер добился от иммиграционных властей запрета на обратный въезд актёра в страну. Одним из факторов, послуживших поводом для отказа во въезде, послужило присутствие имени Чаплина в списке Оруэлла.

Чаплин поселился в Швейцарии, в городе Веве.

Признание и смерть

Актёр был награждён Международной премией Мира в 1954 году. В 1972 году Чаплин во второй раз получил почётного «Оскара». Для этого он приехал на короткое время в США — ему выдали лишь ограниченную визу. 4 марта 1975 года Чаплин был посвящён в рыцари королевой Елизаветой II.

Артист скончался во сне 25 декабря 1977 года в своём доме в Веве и был похоронен на местном кладбище. В память о Чарли Чаплине на берегу Женевского озера установлен памятник.

1 марта 1978 года гроб с телом Чаплина был выкопан и похищен с целью получения выкупа. Полиция арестовала преступников, и тело актёра было перезахоронено 17 мая 1978 года на кладбище Меруз в Корсье-Сюр-Веве, Швейцария, под 6 футами (1,8 м) бетона, чтобы в будущем предотвратить подобные попытки.

Чаплин был женат четыре раза, у него было 12 детей. Некоторые из них также пробовали себя на актёрском поприще, но широкую известность как актриса приобрела лишь Джеральдина Чаплин.

Речь Чарли Чаплина на свое 70-летие

Когда я полюбил себя, я понял, что тоска и страдания — это только предупредительные сигналы о том, что я живу против своей собственной истины. Сегодня я знаю, что это называется «Быть самим собой».

Когда я полюбил себя, я понял, как сильно можно обидеть кого-то, если навязывать ему исполнение его же собственных желаний, когда время еще не подошло, и человек еще не готов, и этот человек — я сам. Сегодня я называю это «Самоуважением».

Когда я полюбил себя, я перестал желать другой жизни, и вдруг увидел, что жизнь, которая меня окружает сейчас, предоставляет мне все возможности для роста. Сегодня я называю это «Зрелость».

Когда я полюбил себя, я понял, что при любых обстоятельствах я нахожусь в правильном месте в правильное время, и все происходит исключительно в правильный момент. Я могу быть спокоен всегда. Теперь я называю это «Уверенность в себе».

Когда я полюбил себя, я перестал красть свое собственное время и мечтать о больших будущих проектах. Сегодня я делаю только то,что доставляет мне радость и делает меня счастливым, что я люблю и что заставляет мое сердце улыбаться. Я делаю это так, как хочу и в своем собственном ритме. Сегодня я называю это «Простота».

Когда я полюбил себя, я освободился от всего, что приносит вред моему здоровью — пищи, людей, вещей, ситуаций. Всего,что вело меня вниз и уводило с моего собственного пути. Сегодня я называю это «Любовью к самому себе».

Когда я полюбил себя, я перестал всегда быть правым. И именно тогда я стал все меньше и меньше ошибаться. Сегодня я понял, что это «Скромность».

Когда я полюбил себя, я прекратил жить прошлым и беспокоиться о будущем. Сегодня я живу только настоящим моментом и зову это «Удовлетворением».

Когда я полюбил себя, я осознал, что ум мой может мне мешать, что от него можно даже заболеть. Но когда я смог связать его с моим сердцем, он сразу стал моим ценным союзником. Сегодня я зову эту связь «Мудрость сердца».

Нам больше не нужно бояться споров, конфронтаций, проблем с самими собой и с другими людьми. Даже звезды сталкиваются, и из их столкновений рождаются новые миры. Сегодня я знаю, что это — «Жизнь».

По материалам: uznayvse.ru, wikipedia.org, orator.biz

Если вы хотите получать больше статей, подобно этой, то кликните Recommend ниже.

Eggheado — это познавательная статья к завтраку.

--

--

Eggheado
Eggheado: Art

Eggheado — это мини-курсы, которые состоят из познавательных 5-минутных статей и каждое утро доставляются в ваш почтовый ящик. Подробней тут — eggheado.com