Че Гевара: Герой или убийца?

Тема: История

Eggheado
Eggheado: History

--

Хотите получать интересные статьи на email каждое утро и расширять кругозор? Присоединяйтесь к Eggheado!

Эрне́сто Че Гева́ра (исп. Ernesto Che Guevara, полное имя — Эрнесто Рафаэль Гевара де ла Серна; 14 июня 1928, Росарио, Аргентина — 9 октября 1967, Ла-Игера, Боливия) — латиноамериканский революционер, команданте Кубинской революции 1959 года и кубинский государственный деятель.

Детство и юность

Эрнесто Гевара де ла Серна родился в 1928 году в Аргентине. Он был первым ребенком в семье архитектора, который на протяжении многих лет неудачно пытался заняться бизнесом. По отцовской линии Эрнесто был аргентинцем в двенадцатом, а по материнской — в восьмом поколении. Его мать была одной из первых автолюбительниц в стране.

В возрасте двух лет Эрнесто заболел астмой, из-за которой не ходил в школу. Грамоте его обучала мать. Болезнь протекала в столь тяжелой форме, что Че Гевара был вынужден колоть себе инъекции адреналина, в шутку называя себя впоследствии “адреналиновым авантюристом”. Уже после революции он с горькой иронией напишет: “Я люблю мой ингалятор больше, чем пистолет… Я склонен к глубоким размышлениям во время тяжелых приступов астмы”.

Среднюю школу он закончил на отлично. В 19 лет поступил на медицинский факультет университета в Буэнос-Айресе, где курс обучения прошел за три года вместо семи лет. Будучи студентом, путешествовал по Аргентине на мотоцикле, который именовал “Росинантом”.

Считается, что взгляды Эрнесто Гевары во многом сформировались в начале 1950-х годов, во время его мотоциклетного путешествия по Южной Америке, которое он совершил со своим другом Альберто Гранадо. За несколько месяцев друзья посетили практически все страны континента: работали в госпиталях для прокаженных, помогали крестьянам. Друзья побывали на местах добычи меди в Чили, пересекли пустыню Атакама, посетили развалины Мачу-Пикчу в Перу, плавали по озеру Титикака.

«Знаешь, старик, давай останемся здесь. Я женюсь на индианке из знатного инкского рода, провозглашу себя императором и стану правителем Перу, а тебя назначу премьер-министром, и мы вместе осуществим социальную революцию»,— предложил Гренадо. Че ответил: «Ты сумасшедший, Миаль, революцию без стрельбы не делают!»

В августе 1952 года Че вернулся в Буэнос-Айрес, где приступил к подготовке к экзаменам и дипломной работе по проблемам аллергии. В марте 1953 года Гевара получил диплом доктора-хирурга в области дерматологии. Не желая служить в армии, при помощи ледяной ванны вызвал приступ астмы и был признан непригодным для военной службы. Имея диплом о медицинском образовании, он решил направиться в венесуэльский лепрозорий в Каракасе к Гранадо, однако в дальнейшем судьба свела их только в 1960-е годы на Кубе.

Че Гевара отправился в Гватемалу. 17 июня 1954 года произошло вторжение вооруженных групп Армаса из Гондураса на территорию Гватемалы, начались расстрелы сторонников правительства Арбенса и бомбардировки столицы и других городов Гватемалы. Кстати, в начале 1950-х Че шутливо подписывался под письмами “Сталин II”.

В Мексике к Эрнесто Геваре, который приехал в эту страну из Гватемалы, приклеилась ставшая легендарной приставка “Че”. В своем общении с кубинцами на родном для обеих сторон испанском языке Эрнесто часто пересыпал свою речь присущим аргентинцам междометием “че” — с испанского вроде “ну”, “эй ты!”.

Подготовка экспедиции на Кубу

В конце июня 1955 года в городскую больницу Мехико, к дежурному врачу — Эрнесто Геваре, пришли на консультацию два кубинца, одним из которых оказался Ньико Лопес, знакомый Че по Гватемале. Он рассказал Че, что кубинские революционеры, были выпущены из каторжной тюрьмы по амнистии, и начали съезжаться в Мехико и готовить экспедицию на Кубу.

Через несколько дней последовало знакомство с Раулем Кастро, в котором Че нашёл единомышленника, сказав впоследствии о нём: «Мне кажется, что этот не похож на других. По крайней мере, говорит лучше других, кроме того, он думает». В это время Фидель, находясь в США, собирал среди эмигрантов с Кубы деньги на экспедицию. Выступив в Нью-Йорке на митинге против кубинского диктатора Батисты, Фидель заявил: «Могу сообщить вам со всей ответственностью, что в 1956 году мы обретем свободу или станем мучениками».

Встреча Фиделя и Че произошла 9 июля 1955 года. На встрече обсуждали подробности предстоящих боевых действий в Ориенте. Фидель утверждал, что Че на тот момент «имел более зрелые по сравнению со мной революционные идеи. В идеологическом, теоретическом плане он был более развитым. По сравнению со мной он был более передовым революционером». К утру Че, на которого Фидель произвёл, по его словам, впечатление «исключительного человека», был зачислен врачом в отряд будущей экспедиции.

Отплытие на «Гранме»

В 2 часа ночи 25 ноября 1956 года в Туспане отряд совершил посадку на «Гранму». Полиция получила «мордиду» (взятку) и отсутствовала на пристани.

На море в это время был шторм и шёл дождь, «Гранма» с погашенными огнями легла курсом на Кубу. Че вспоминал, что «из 82 человек только два или три матроса, да четыре или пять пассажиров не страдали от морской болезни». Судно дало течь, как потом выяснилось, из-за открытого крана в уборной, однако, пытаясь ликвидировать осадку судна при неработающем насосе для откачки, успели побросать за борт консервы.

Нужно иметь богатое воображение, чтобы представить себе, как могли на такой маленькой посудине разместиться 82 человека с оружием и снаряжением. Яхта была набита до отказа. Люди сидели буквально друг на друге. Продуктов взяли в обрез. В первые дни каждому выдавалось полбанки сгущенного молока, но вскоре оно кончилось. На четвёртый день каждый получил по кусочку сыра и колбасы, а на пятый остались лишь одни гнилые апельсины.

Кубинская революция

Гевара и братья Кастро составили план высадки вооруженной экспедиции в кубинской провинции Ориенте и продолжения борьбы в горах Сьерра-Маэстра. Спустя время, во многом благодаря урокам седовласого Байо, Че Гевара разработает свою стратегию партизанской войны (о ней он подробно расскажет в своих двух книгах). Суть ее сводилась к тому, что партизанский отряд для победы должен постепенно перерасти в армию, которая сможет победить другую, более сильную и пользующуюся поддержкой извне.

Во время экспедиции на “Гранме”, мучавшегося от качки и астмы аргентинца едва не приняли за мертвого и не выбросили за борт. При высадке на сушу, попав под бомбежку войск Батисты и выйдя из мангровых зарослей с большими потерями, отряд разбился на три группы: одна — три человека во главе с Фиделем, другая — шестеро во главе с Раулем, третья — семеро бойцов — с Хуаном Альмейдой, в составе которой находился раненый в шею Че Гевара. “Что-то сильно толкнуло меня в грудь, и я упал, — рассказывал Че.

В итоге к условленному месту добрались всего 22 из 82 повстанцев. В том числе: Фидель Кастро, Рауль Кастро, Эрнесто Че Гевара, Камило Сьенфуэгос, Рамиро Вальдес, Хуан Альмейда. Этим членам “Движения 26 июля” суждено было не только сыграть решающую роль в годы партизанской борьбы, но и возглавить масштабные преобразования уже на новой Кубе, заняв ключевые посты в революционном правительстве.

В мае 1957 года планировалось прибытие из США судна «Коринфия» с подкреплением. Чтобы отвлечь внимание от их высадки, Фидель отдал приказ штурмовать казарму в селении Уверо. Че принимал участие в бою за Уверо и описал его в «Эпизодах революционной войны».

Однако высадка с «Коринфии» закончилась неудачно: согласно официальным сообщениям, были убиты или захвачены в плен все революционеры, высадившиеся с этого судна. Батиста принял решение принудительно эвакуировать со склонов Сьерра-Маэстры (где скрывались в то время революционеры) местных крестьян, чтобы лишить революционеров поддержки населения, однако многие из них сопротивлялись эвакуации, оказывали помощь отряду Фиделя и вступали в их ряды.

5 июня 1957 года Фидель Кастро выделил колонну под руководством Че Гевары в составе 75 бойцов. Че было присвоено звание команданте (майора). В период революции на Кубе в 1956-1959 годах команданте было высшим званием среди повстанцев, которые намеренно не присваивали друг другу более высоких воинских чинов. Самые известные команданте — Фидель Кастро, Че Гевара, Камило Сьенфуэгос. За свою жизнь Че, возглавляя партизанские отряды, был ранен в боях 2 раза. Он писал родителям после второго ранения: “израсходовал две, осталось пять”, имея ввиду, что у него, как у кошки, семь жизней.

Тем временем противостояния продолжались. Правительственная пропаганда против Фиделя и его союзников призывала к национальному единству и согласию, поскольку в городах Кубы ширилось забастовочное и повстанческое движение.

В марте 1958 года правительство США заявило об эмбарго на доставку оружия силам Батисты, хотя вооружение и заправка самолетов правительственных войск ещё некоторое время продолжались. В конце 1958 г., согласно конституции (статуту), объявленной Батистой, должны были состояться президентские выборы.

На Кубе никто не говорил открытым текстом о коммунизме или социализме, а открыто предлагавшиеся Фиделем реформы носили умеренный и не отрицавшийся даже проамериканскими политическими деятелями характер.

Батиста повергнут

Широко известна история, как Че получил важный государственный пост после свержения режима Батисты. Собрались революционеры. Кто-то задал вопрос: “Есть ли среди нас настоящие экономисты?” В ответ — тишина. Все посмотрели на Че Гевару. Неисправимый романтик, “летавший в своих грезах”, в это время делал пометки в блокнот. Но тут, по просьбе товарищей, отвлекся от записей. Ему послышалось: “А есть ли среди нас настоящие коммунисты?”. “Да, есть”, — поднял руку Че. “Значит, будешь главой Центробанка!” — ответили революционеру.

23 февраля 1961 года Эрнесто Че Гевара был назначен министром промышленности Кубы, в ведение которого были переданы национализированные отрасли промышленности и десятки новых предприятий.

Но есть и другая сторона медали… С момента прихода к власти Фиделя Кастро на Кубе начались репрессии против его политических противников. Первоначально было объявлено, что будут судимы лишь «военные преступники», но на этом новая власть не остановилась.

После занятия повстанцами города Сантьяго-де-Куба 12 января 1959 года там был устроен показательный суд над 72 полицейскими и другими лицами, так или иначе связанными с режимом и обвинёнными в «военных преступлениях». Когда защитник начал опровергать утверждения обвинения, председательствующий Рауль Кастро заявил: «Если один виновен, виновны все. Они приговариваются к расстрелу!» Все 72 были расстреляны.

Все юридические гарантии в отношении обвиняемых были отменены «Партизанским законом». Следственное заключение считалось неопровержимым доказательством преступления; адвокат просто признавал обвинения, но просил правительство проявить великодушие и смягчить наказание. Че Гевара лично инструктировал судей:

«Не следует устраивать волокиты с судебными разбирательствами. Это революция, доказательства тут вторичны. Мы должны действовать по убеждению. Они все — банда преступников и убийц. Кроме того, следует помнить, что есть апелляционный трибунал». Апелляционный трибунал, председателем которого был сам Че, не отменил ни одного приговора.

Построив множество трудовых лагерей, Че приговорил к смерти сотни тысяч беспомощных кубинцев, включая женщин и детей возрастом от 14 лет. Он лично казнил более 180 человек, хотя некоторые историки называют гораздо большее число. В лагерях даже была образована специальная команда для борьбы с гомосексуалистами, которые тоже были заключены в лагеря. Лишились свободы освещения событий и журналисты, несмотря на предыдущие обещания нового режима Кубы.

За пределами Кубы

Че Гевара был в первую очередь революционером, его тянуло “освобождать” новые страны. Он неоднократно обращался к Фиделю с просьбой отпустить его с Кубы. В конце концов, Че Геваре поручили руководство группой, которая должна была отправиться на помощь революционерам в бельгийский Конго, нынешний Заир.

Бои в Африке проходили в тяжелейших условиях. 1 ноября 1965 года Че от кубинских товарищей в Танзании получает срочную депешу о том, что власти Танзании после консультаций с представителями ряда стран Африки решили отказаться от помощи конголезским повстанцам. И кубинский отряд должен покинуть Конго. Че улетал из Танзании тихо, скрывая свое лицо в течение шести часов полета.

Из Африки он поехал в Чехословакию, в Прагу в марте 1966 года, где находился нелегально. Он копил силы для новой экспедиции, которую решил провести в Боливии.

Боливия

Че Гевара спланировал боливийскую операцию в начале 1966 года. Че, искренне считавший, что “вся Латинская Америка беременна революцией”, расценивал ее как прелюдию к большой партизанской войне, которая должна охватить весь континент и освободить Латинскую Америку от влияния Соединенных Штатов.

23 октября 1966 года Эрнесто Гевара окончательно покинул Кубу. В Боливию вместе с Че отправились 17 кубинцев, всем им не было еще и 35 лет. Несмотря на то, что костяк отряда составляли боливийцы, Че удалось создать весьма сильный партизанский отряд.

Последние дни

«Не было человека, которого ЦРУ боялось бы больше, чем Че Гевару, потому что он имел возможности и харизму, необходимые, чтобы направить борьбу против политических репрессий традиционных иерархий во власти в странах Латинской Америки.» — Филип Эйджи, агент ЦРУ, бежавший на Кубу.

В начале октября 1967 года 17 партизан были окружены спецназовцами в ущелье Эль-Юро. Че был ранен в ногу и попал в плен. Через несколько дней допросов и пыток пришло распоряжение высшего командования из Ла-Паса. В послании говорилось: «Приступить к уничтожению сеньора Гевара». Приказ, подписанный президентом военного правительства Боливии Рене Баррьентесом Ортуньо, был передан в зашифрованном виде агенту ЦРУ Феликсу Родригесу. Тот вошёл в комнату, где содержался Че и сказал ему: «Команданте, мне жаль».

Приказ о казни был передан, несмотря на желание правительства США переправить Че Гевару в Панаму для дальнейших допросов. Палачом вызвался быть Марио Тиран, 31-летний сержант боливийской армии, персонально пожелавший убить Че Гевару в отместку за своих трех друзей, убитых в более ранних боях с отрядом Че Гевары.

«Я знаю — ты пришёл убить меня. Стреляй. Сделай это. Стреляй в меня, трус! Ты убьёшь только человека!»

Кем же был Че Гевара,— героем или убийцей? Точно можно сказать только то, что движим он был великой целью, но пользовался жестокими методами.

Близко знавшая Гевару сестра Фиделя и Рауля Кастро Хуанита, написала о нём в биографической книге «Фидель и Рауль, мои братья. Тайная история»:

«Для него не имели значения ни суд, ни следствие. Он сразу начинал расстреливать, потому что был человеком без сердца».

По материалам: wikipedia.org, epochtimes.com.ua, rg.ru, sobesednik.ru

Если вы хотите получать больше статей, подобно этой, то кликните Recommend ниже.

Eggheado — это познавательная статья к завтраку.

--

--

Eggheado
Eggheado: History

Eggheado — это мини-курсы, которые состоят из познавательных 5-минутных статей и каждое утро доставляются в ваш почтовый ящик. Подробней тут — eggheado.com