Черный лебедь Нассима Талеба

Тема: Стартапы

Eggheado
Eggheado: Startups

--

Хотите получать интересные статьи на email каждое утро и расширять кругозор? Присоединяйтесь к Eggheado!

«Чёрный лебедь» — теория, рассматривающая труднопрогнозируемые и редкие события, которые имеют значительные последствия.

Автором теории является Нассим Николас Талеб, который в своей книге «Чёрный лебедь. Под знаком непредсказуемости» ввёл термин «события типа „чёрный лебедь“».

Критерии события типа «чёрный лебедь»

Согласно критериям, предложенным автором теории:

  1. Событие является неожиданным (для эксперта)
  2. Событие производит значительные последствия
  3. После наступления, в ретроспективе, событие имеет рационалистическое объяснение, как если бы событие было ожидаемым.

С точки зрения автора практически все значимые научные открытия, исторические и политические события, достижения искусства и культуры — это Чёрные лебеди.

Примерами Чёрных лебедей являются развитие и внедрение интернета, Первая мировая война, развал Советского Союза и атака 11 сентября.

Талеб также отмечает, что человечество неспособно успешно прогнозировать своё будущее, а уверенность в своих знаниях опережает сами знания и порождает феномен «сверхуверенности».

Великое интеллектуальное мошенничество

Основной теорией, внушающей аналитикам всего мира уверенность в своей безнаказанности, является т.н. нормальное распределение, или распределение Гаусса, о котором сегодня хоть что-то слышали все. Нассим Талеб же для простоты называет его GIF — Great Intellectual Fraud («Великое интеллектуальное мошенничество»), и у него есть для этого основания.

При помощи нормального распределения и основанного на нем механизма проверки гипотез по всему миру принимают или отвергают инвестиционные решения, новые методики производства, маркетинговые стратегии, экспериментальные способы лечения, проверяют на брак партии поставленного товара, утверждают размерный ряд новых линеек одежды, составляют рейтинги телепередач и прочее, и прочее.

«Великое мошенничество» Гаусса, по мнению Талеба, способно прогнозировать только те события и величины, которые принадлежат пространству «Среднестана» — воображаемой плоскости, где ни одно наблюдение не может оказывать значительного влияния на всю популяцию.

Человеческий рост и другие биологические величины — отличный пример переменной из Среднестана: вы не найдете человека ростом 20 метров или весом в 2 грамма. Даже добавив к наблюдению самого высокого или самого низкого человека на планете, вы лишь незначительно повлияете на вашу выборку — средняя величина и сигма едва-едва дрогнут.

Однако, если вы решите собрать данные о доходах, а потом добавите в ряд всего одного лишь американского магната Уоррена Баффета с его 66 миллиардами долларов — распределение деформируется из-за слишком большого удельного веса состояния этого джентльмена.

Деньги — типичный пример величины из совсем другой области — «Экстремистана». Экстремистан — это также количество фолловеров в твиттер-аккаунте; продажи бестселлера; популярность видео на Youtube; это движения фондового рынка, где за один день может произойти падение, нивелирующее трехлетний поступательный рост; прибыльность инвестиций; статистика инцидентов конкретной авиакомпании; количество жертв природных катаклизмов.

Другими словами, Экстремистан — владения чёрного лебедя. В пределах Экстремистана прогнозирование при помощи стандартного спасительного нормального распределения лишено всякого смысла, и, более того, чревато серьезной недооценкой рисков.

Если черных лебедей предсказать нельзя, зачем же тогда вообще говорить о них?

Если коротко, то затем, что знание о существовании чёрных лебедей, т.е. рисков и возможностей, далеко выходящих за пределы любого экспертного прогноза, позволяет сделать ряд практических шагов для уменьшения их негативного влияния и максимизации позитивного.

  • Во-первых, Талеб советует не доверять прогнозам экспертов и любому долгосрочному планированию. В XXI веке мир достиг такой степени взаимосвязанности явлений и такой структурной сложности, что практически любой прогноз требует учета бесконечного множества переменных. Следование «нормальному» прогнозу в сферах, относящихся к Экстремистану, в лучшем случае сделает вас получателем крошечного кусочка пирога; в худшем, вы станете одной из тех индеек, которые экспертно считали, что очередной ноябрьский день будет таким же, как все предыдущие.
  • Во-вторых, нужно отказаться от излишней «причинности». Будьте скептиками и не торопитесь принять самую очевидную или предлагаемую причину за истинную. Не позволяйте себе видеть причинно-следственную связь там, где ее может не быть, и тем более не основывайте на таких связях стратегические решения.
  • И самый главный инсайт от Талеба — его barbell strategy («стратегия штанги»). Она заключается в том, чтобы вкладывать не менее 80-90% своих активов (в какой бы форме эти активы не были — денежные средства, ресурсы, политическое влияние) в безопасные, безрисковые предприятия, в то время как остальное использовать для ставок с большим риском и огромной потенциальной выгодой.

Пол Грэм о “черных лебедях”

Пол Грэм из инкубатора стартапов Y Combinator опубликовал небольшое эссе «Выращивание чёрных лебедей», в котором поделился своими наблюдениями по венчурному финансированию интернет-компаний.

За много лет работы он сделал два главных вывода:

  1. Почти вся прибыль получена от нескольких «больших победителей».
  2. Самые лучшие идеи сначала выглядят как плохие (потому что те идеи, которые выглядят хорошими, уже наверняка кто-то реализовал). Из-за этого ещё труднее предсказать «больших победителей». Например, сайт для студентов, где они могут убивать время — пример «идеально» плохой идеи (Facebook). Это сайт для нишевого рынка, где нет денег, для бесполезного времяпровождения. То же самое было с Google — новый поисковик на рынке, где полно поисковиков.

Действительно, очень странно, когда шансы на успех практически не имеют значения, если это не «большой успех». Так что у команды умных 19-летних ребят, которые не знают чем заняться, не намного меньшие шансы стать миллиардерами, чем у стартапа с чёткой бизнес-моделью и опытными менеджерами.

После финансирования Y Combinator нескольких сотен стартапов общей стоимостью $10 миллиардов, оказалось, что 75% капитализации приходится всего на два стартапа: Dropbox и Airbnb.

При этом прибыльность «больших победителей» в 1000 раз превосходит ожидания и в 10000 раз превосходит прибыль других успешных стартапов, что превращает венчурное финансирование в очень странное занятие.

Пол Грэм говорит, что нужно выработать специальное умение «не обращать внимания на слона», то есть специально не учитывать явные коммерческие перспективы стартапа, а вместо этого думать о вероятности большого прорыва, что вещи практически не связанные.

Из этого следует, что при выращивании стартапа нужно игнорировать мнение инвесторов, говорит Пол Грэм. Именно с такой мыслью «Нам всё равно, что подумают инвесторы» они несколько раз давали деньги на развитие странного сайта Airbnb.

Пол Грэм специально объясняет, что получение прибыли — не единственная цель Y Combinator, так что они в любом случае рады тем сотням стартапов, которые не приносят миллиардов, а только окупают затраты. Например, Reddit не приносит прибыли, но зато Пол Грэм познакомился с многими интересным людьми благодаря Reddit.

По материалам: wikipedia.org, paulgraham.com, habrahabr.ru, slavbazar.org

Если вы хотите получать больше статей, подобно этой, то кликните Recommend ниже.

Eggheado — это познавательная статья к завтраку.

--

--

Eggheado
Eggheado: Startups

Eggheado — это мини-курсы, которые состоят из познавательных 5-минутных статей и каждое утро доставляются в ваш почтовый ящик. Подробней тут — eggheado.com