Форма отчета F02 Групповая спецификация изделий и группировка записей формы

Sergey Romanov
EPLAN4ALL
Published in
6 min readDec 22, 2017

Тем для кого создание формы F02 является обычным делом, статью не читать.

Как я до этого докатился

Когда я только начинал работать в EPLAN, я вообще не пользовался изделиями. Просто размещал устройства, рисовал схему, и создавал отчет F11 - Список устройств, где через свойство устройства<20045> Примечание или <20031> Функциональный текст описывал назначение устройства.

Конечно при этом у меня не было необходимости формировать Спецификацию изделий. Я их подбирал позже, по месту. Например я запроектировал устройство автомат на 2А (С2), а когда шел его покупать уже на месте решал купить мне CHINT, EKF, или ABB, в зависимости от требований и амбиций заказчика.

Конечно для многих такой способ не допустим, и требования диктуют что бы все устройства были привязаны к конкретным изделиям, и если вы такой человек, остановитесь и не читайте дальше. Вам не будет интересно. Но для малого бизнеса как мой это было вполне приемлемо. Тем более, что базы на устройства особо и не было, а создавать ее занимает время, которое не хочется тратить, особенно в начале, когда даже тривиальные задачи иногда решаешь избыточное количество времени.

Но время идет, и нужно двигаться вперед. Как говориться “Глаза бойся — руки делай”

Потихоньку я стал создавать изделия в базе, назначать их устройствам. Оказалось не так то и много изделий которыми я пользуюсь. Очень много из них почти идентичны и их можно создавать копированием с минимальными временными затратами. Короче было страшней чем оказалось.

Если вы еще не создаете форму F02, вот почему вам надо начать!

Начав закладывать изделия в процесс проектирования Щитов Управления, я могу генерировать отчет спецификации изделий. Это дает мне преимущества.

  1. Список покупок создается автоматически. Мне не надо по схеме сидеть и считать чего, сколько купить, как я это делал раньше.
  2. Заказчик сразу видит, какие изделия будут стоять у него в щите, и может сразу высказаться по этому поводу.
  3. Если у меня есть изделия, то я могу перейти к следующему шагу совершенствования навыков EPLAN, и начать создавать монтажные схемы в 3Д и 2Д. Как следствие использовать автоматическую трассировку проводов, что может в разы повысить качество сборки, и ускорить процесс сборки, что как следствие скажется на общих прибылях что с лихвой окупит время вложенное на создание базы изделий и создание монтажной схемы. Советую почитать об этом тут.
  4. Для меня открылся новый пласт клиентов. Так как подобный способ проектирования считается стандартом, то я могу начать работать с организациями, которые требуют документацию к Щиту по ГОСТ. А это как правило самые платежеспособные организации.
  5. Уровень доверия и уважения ко мне как к профессионалу возрос со стороны клиентов. Это очень круто для нашего рынка. Тут и схему не всегда приложат к щиту. А тут такой пакет документов. Людям приятно, а мне не напряжно.

Форма F02

Сначала я создал форму спецификации изделий, самостоятельно. Мне не понравилась огромная стандартная форма на листе А3, и я решил сделать свою маленькую на листе А4. Так как требований соблюдать ГОСТ ко мне пока не было, она отлично работала. Все что мне нужно было это сформировать список покупок, и показать клиенту что я планирую поставить в щит.

Скачайте ее тут: SR_F02_A4.zip

Используйте с ней рамку А4 для следующих страниц. Выглядела она примерно вот так.

Мне было удобно сделать группировку по категориям изделий, думаю и вам так будет удобно, но если вы захотите поменять, то я опишу как это сделать ниже.

Когда я начал писать эту статью, понял что для многих, эта форма будет абсолютно бесполезна, так как большинству требуется стандартные формы по ГОСТ.

Вот так советуется оформлять форму спецификации по ГОСТ 21.110–2013.

Спецификация изделий по ГОСТ 21.110

Почему советуется? Согласно пункта 4.1

Допускается модифицировать форму спецификации, например, включать в нее дополнительные графы, изменять размеры граф (кроме размеров граф основной надписи и дополнительных граф к ней), в соответствии с требованиями, установленными в стандартах организаций.

Главное что бы форма содержала следующие графы.

  • Код продукции — код продукции (оборудования, изделия, материала) по классификатору продукции страны — разработчика рабочей документации*. Если в стандартах, технических условиях, каталогах и др. документах на продукцию отсутствует информация по кодам продукции, то эту графу не заполняют;
  • Поставщик — наименование (адрес) изготовителя или поставщика оборудования (для импортного оборудования — страну, фирму);
  • Ед. измерения — обозначение единицы измерения;
  • Кол. — количество оборудования, изделий, материалов:
  • Масса 1 ед., кг — массу единицы оборудования, изделия в килограммах. Допускается для тяжелого оборудования указывать массу в тоннах. Для оборудования или изделия массой до 25 кг, не требующего при монтаже применения подъемно-транспортных средств, графу допускается не заполнять;
  • Примечание — дополнительные сведения.

И так я создал следующую форму. Эта форма уже создана по ГОСТ и выглядит примерно вот так.

Так как EPLAN хранит на много больше полезной информации чем требует для отображения ГОСТ, я добавил новые колонки, и использовал свой шифр в примечании для определения позиции изделия на схеме. Вот отличия помеченные на рисунке.

  1. Добавил графику обозначения устройства. Зачем? Ни знаю, просто красиво смотрится. Просто потому что EPLAN это может.
  2. Добавил номер типа изделия. Эта информация содержит более расширенные данные об изделии. По крайней мере в базе которую создаю для себя я.
  3. Сначала я поставил в примечание само свойство <20045> Примечание. Но оно бесполезно в этом типе отчета, и создает бардак. Я решил разместить здесь свой шифр. Например: ЩУ:15.5. Вот как легко расшифровать код: [Установка]:[Имя страницы].[Номер колонки]

Эта форма так же имеет возможность группировки товара по какому то признаку.

ВАЖНО! Что бы группировка заработал, при создании отчета, нужно присвоить сортировку по свойству <22041> Группа продуктов

Скачать отчет можно тут: SR_F02_A3.zip

Данный пакет включает в себя 4 файла.

  • SR_F02_A3_GOST.f02 - Форма отчета для первой страницы. Именно ее вы должны выбрать при создании отчета.
  • SR_F02_A3_GOST_next.f02 - Форма отчета для последующих страниц
  • SR_A3_CПДС_Текс_Первая.fn1- Рамка для первой страницы отчета. Эти рамки отличаются тем что у них нет колонок, и они сделаны для текстовой информации.
  • SR_A3_CПДС_Текс_Следующая.fn1- Рамка для последующих страниц.

Как сменить группировку

Возможно вас не устроит группировка по группе изделия и вы захотите ее изменить, например на поставщика, или место установки. Для этого откройте форму SR_F02_A3_GOST.f02 и SR_F02_A3_GOST_Next.f02 на редактирование через.

И в динамической области заголовка смените свойство текста (помечено зеленым) на то, по которому вы хотите группировать.

Теперь в сортировке используйте тоже свойство для сортировки.

Это основной принцип. Нужно что бы текст который выводит имя свойства в заголовке и свойство сортировки совпадали.

Как это работает

Ну и если вам еще интересно как это сделано, вот куда копать. Обратите внимание на свойство <13060> в окне свойств формы

Окно свойств формы

Здесь мы устанавливаем глубину вложенности. Можно создавать и более сложные группировки, но в нашем случае 1 достаточно.

Если мы присвоим сортировку, при создании отчета проекта, то когда значение этого свойства, будет меняться, форма создаст новый заголовок. Все что нам осталось, в динамической области заголовка, на форме, вывести текст соответствующий свойству по которому мы сортируем.

Вот и все. Удачи.

--

--