Австрия. Долина Вахау

Ala Hileuskaya
Facing the World
Published in
8 min readJun 7, 2024

--

В долине Вахау мы оказались проездом, по пути в Южный Тироль. Для нас это была, скорее, промежуточная остановка по дороге к величественным Альпам, а потому и берега Дуная, одинаково манящие под флагами разных стран, и осколки знаний о культурно-историческом наследии сих мест, и даже ярчайшие фотографии бывавших здесь до нас людей завлекали не более улыбчивой девушки на входе в ресторан, где основное действо ожидалось после.

И все же мы не спешили с выводами, ведь долина Вахау уже более 20 лет является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО и популярнейшим направлением отдыха на выходные для заглянувших в Вену на несколько дней.

Меня как неравнодушного к лингвистике человека еще до поездки заинтересовало название долины. Википедия расскажет каждому любопытствующему о политизированной песне “Wach auf, deutsche Wachau!” (“Проснись, немецкий Вахау!”), которая была написана в 1939 в угоду восхвалению аншлюза. Но, кроме созвучия слов, с “пробуждением” у Вахау мало общего. Ученые относят упоминание этого топонима к IX веку, а точнее к моравскому Vuachoua (“поселение в пойме”), что звучит очень логично: долина Вахау обрамляет 30 километров берегов Дуная между городками Кремс и Мельк. А уже в Х веке здесь образовалось марк-графство Остаррихи, из которого в последствии выросло австрийское государство, которое сегодня называется Österreich — “Австрия” по-немецки.

Схема долины Вахау и основных достопримечательностей. Изображение из открытых источников

Берега Дуная привлекали человека во все времена. Для меня вид на Дунай — одна из самых красивых панорам многих европейских городов, и уже упоминаемый здесь ЮНЕСКО взял не одну такую панораму на заметку. Когда мы говорим о реках в историческом контексте, мы чаще всего имеем в виду ресурсы, транспортные пути и торговлю. Но именно здесь, в долине Вахау нашлось подтверждение тому, что человека вдохновляла красота еще до того, как он стал “человеком” в антропологическом смысле, перспективно думающим и сопереживающим.

Возраст Венеры Виллендорфской (справа) и Венеры Гальгенбергской (слева), найденных в Нижней Австрии, — около 30 тысяч лет.

Одной из самых известных достопримечательностей долины Вахау являются скульптуры, найденные здесь в ХХ веке во время археологических раскопок и названные по месту их обнаружения. Венера Виллендорфская не была первой найденной “статуэткой Венеры” (как сейчас называют скульптуры женщин, созданные в период палеолита и имеющие ряд характерных черт — без лица, рук и стоп, с гипертрофированными грудью, животом и бедрами), она так же уникальна, как и сотни других, обнаруженных за последние два столетия фигурок женщин, но почему-то именно Венеру из Виллендорфа называют “знаменитой”.

Кроме необычного вида скульптуры, споров о том, является она портретом или автопортретом, Венера Виллендорфская является загадочным свидетельством активной мобильности человека в период палеолита (статуэтки сделаны из материалов, которых не было в этой долине), его стремления к отражению прекрасного и, вероятно, зарождающейся религиозности: есть мнения, что что Венера Виллендорфская воплощает образ не женщины, а матери-земли.

В самой долине Вахау “знаменитость”, конечно, сегодня не увидеть: ввиду своей неоспоримой ценности, она хранится в более защищенной, чем местный музей, сокровищнице, а на места раскопок указывает лишь придорожный указатель.

Виноградники в долине Вахау. Май, 2024

Сегодняшний образ долины Вахау связывают в первую очередь с виноделием. Экскурсии на виноградники, в погреба и на праздники урожая здесь так же популярны, как и более профессиональные мероприятия: “слепые дегустации” и конференции.

Исключительную пригодность каменистых склонов вдоль Дуная для выращивания винограда отметили еще римляне. Хорошему урожаю здесь способствовали обилие солнца, холодные ветра и тонкий слой сланцевой почвы, придающий особый тонкий вкус вину. Но в Х веке римлян изгнали варвары, а за ними пришли бароны, контролирующие проход судов по Дунаю и чередующие грабеж купцов с междуусобицами. В противовес им в долине начали строиться монастыри, которые среди прочего возвратили виноделие в регион.

Самым влиятельным монастырем Вахау был бенедиктинский Мельк. Его основание относят к 1089 году.

Аббатство Мельк в окружении холмов. Май, 2024

Аббатство Мельк сыграло громкую партию в историческом концерте религии, политики и культуры Австрии. Оно не стесняется своего величия и даже сегодня поражает барочным великолепием зданий, залов, размахом сада, шириной дворов. Здесь есть все необходимое для жизни, выживания и процветания: бастионы снаружи, удобные и просторные дворы внутри, соперничающие в великолепии со столичными постройками храм и сады, богатейшие коллекции и — что важно — ученые, которые продолжают работу с ними.

В аббатстве Мельк. Май, 2024

В аббатстве проводится ряд выставок: сезонных и постоянных, но открытых лишь на несколько часов в день. К примеру, в барочном зале аж с 1767 года выставляется коллекция минералов, которая по состоянию на 2024 год насчитывает 1500 различных образцов, в то время как человечеству сегодня известно всего около 5900 видов минералов. На вопросы о примерной стоимости коллекции монахи скромно ссылаются на несопоставимость ее рыночной оценки и историко-научной ценности и просят не забывать о времени и усилиях, которые их братья потратили на сбор, классификацию и описание камней. Выставка открыта только два часа в день с апреля по октябрь.

Настоящей же сокровищницей аббатства считается ее библиотека. Цифры ее статистики также вызывают уважение: 100 000 книг, 7000 инкунабул, редчайшие рукописи (к примеру в 2019 году там обнаружили фрагмент ранней книги “для взрослых”, датированный XIV веком, что рушит красивые, логичные теории о том, что тема любви до Возрождения философии Европы была чужда).

Любители современной литературы будут рады вспомнить, что именно это аббатство и в частности его библиотека, винтовая лестница и сгоревший скрипторий служили прототипом места действа романа Умбэрто Эко “Имя розы”. Автор отдал должное источнику своего вдохновения, окрестив одного из главных персонажей Адсоном Мелькским.

Внизу винтовой лестницы, ведущей из библиотеки, установлено большое зеркало. Интересный развлекательный ход.

На осмотр зданий аббатства и прогулку по парку мы потратили все имеющееся у нас свободное время. Но по возможности стоит прогуляться и по самому городу, где сохранились постройки XVII века: старая аптека, ратуша, пекарня и жилые дома.

Самым древним городом Австрии считается Кремс — один из пограничных пунктов долины Вахау. Его же можно назвать самым туристически-цивилизованным городом долины. Здесь есть и восстановленные здания, и музеи, и старый город с пешеходными улицами. Но здесь не было нас. Кремс мы проехали без остановок, поскольку пунктом нашей программы был соседний городок Дюрнштайн.

Одной из самых известных достопримечательностей Дюрнштайна является бело-голубая колокольня церкви Мариэ-Химмельфарт (XVIII век). Май, 2024

Основание города-крепости Дюрнштайн относят к началу XI века. Пожалуй, это самый романтичный город региона. Сюда стоит заехать, чтобы побродить по тем же средневековым улочкам, попробовать местные продукты и вино, посмотреть на остатки укреплений и еще одного монастыря… Звучит слишком знакомо, чтобы заинтересовать? Тогда придется раскрыть главный объект притяжения Дюрнштайна — замок Кюнрингенбург, где три месяца держали в плену Ричарда Львиное сердце, пока австрийский герцог не передал его германскому кайзеру для новых выкупов и тюрем.

Руины замка Кюнрингенбурга или просто замка Дюрнштайн и выцветшие стенды, рассказывающие о его прошлой жизни. Май, 2024

Замок стоит высоко на скале, и подняться на его вершину стоит даже только ради видов на долину, реку и историю. Предусмотрительные австрийцы всюду развесили таблички, предупреждающие, что то есть развалины, и хождение по ним — личная ответственность каждого любопытного. Нам очень повезло с погодой, дождь не создавал опасений в устойчивости камней и лестниц, а еще холодный майский ветер остужал наши разгоряченные солнцем и азартом лица. Поэтому мы выбрали найкратчайшую, пусть и не самую удобную для подъема тропу, указатель к которой заметили сразу при входе в старый город. Стоя на вершине, мы увидели, что есть еще два пути вниз, куда более пологие, но уводящие дальше от реки. Виды на Дунай нас радовали своей мягкой красотой и отвлекали от шутливо-язвительных рассуждений о том, что это не Ричарда держали в плену три месяца, а он сам отказывался спускаться из замка, памятуя путь наверх.

Гуляя по набережной, мы то и дело подмечали кораблик, демонстрирующий туристам красоты левого и правого берегов Дуная. Это одна из популярнейших аттракций региона, и многие знаковые виды (к примеру, на голубую башню церкви Богородицы) доступны лишь с воды или противоположного берега. Но вид издалека часто лишает собственных открытий, маленьких, но придающих значимость неторопливому знакомству пешехода.

Подъем уровня воды — одна из природных опасностей долины, а его отметки — этакая своеобразная достопримечательность, вызывающая вздохи посетителей. Май, 2024

Конечно, одного дня всегда мало для знакомства даже с человеком, не говоря про целый регион с тысячелетней историей. Интересующиеся последней наверняка легко найдут много статей и об упомянутом здесь Ричарде Львином сердце, и о разбойниках Кюнригнерах (у некоторых авторов, — видимо, обладающих недоступным мне уровнем толерантности — называемых героическим родом), и о современных семьях магнатов, чьи местные бизнесы давно вышли на международный уровень. Немало исторических событий рассказывают о военных сражениях разных лет и о политических скандалах в долине, которые затронули всю Австрию, а в чем-то даже и Европу: о церковных переделах и даже о том, что Кремс некогда оспаривал статус столицы у великолепной Вены.

Но нам в тот день светило необычайно яркое солнце, наш отпуск только начинался, а потому мы мало занимались историческими изысканиями и посещением достопримечательностей по подготовленному списку. Мы просто наслаждались видами на виноградники и рощи абрикосовых деревьев, на великолепие Дуная, на руины и чудом уцелевшие постройки возрастом в пять сотен лет. Перед отъездом я пролила себе на майку кофе, но даже это не смогло меня расстроить. Саша достал из сумки майку номер два, и мы решили, что у нас прекрасный повод выпить новый кофе в следующем городе долины.

На скалах Дюрнштайна. Май, 2024

--

--

Ala Hileuskaya
Facing the World

О чем бы таком еще подумать?..