Торунь. За “перником”, Коперником и вдохновением

Ala Hileuskaya
Facing the World
Published in
8 min readJan 29, 2024

За последние три года Польша стала ближе многим белорусам. И случилось так в первую очередь из-за родных и знакомых, которые по ряду причин начали все чаще выбирать эту страну для новой жизни. За переездами последовали путешествия, для некоторых молодых людей чуть ли не первые истинные, без опеки служащих отелей и туроператоров. Мне очень нравился метеоритный дождь эмоций и надежд, сопровождавший массу фотографий в лентах соцсетей. Меня вдохновляла смелость первых шагов и умиляла уникальность каждого нового взгляда на, казалось бы, привычные места и виды.

Во всем этом фонтане впечатлений один город показался мне особенным. Гармония. Такой была моя первая мысль при взгляде на его стандартные, любительские снимки. И это слово остается со мной до сих пор при каждом возвращении к Торуню, городу, где мы начинали свой 2024 год.

Улицы Торуня во время рождественских и новогодних праздников, январь 2024

В Торунь мы приехали после трехдневного любования рождественскими украшениями Варшавы, которые, надо признать, приятно удивили нас в этом году. Поэтому мы мало что ожидали от все-таки провинциального и мало известного за пределами Польши города. Говорят, Торунь очень любят немцы и поляки. Остальным неизвестно, как здесь хорошо.

Первые же образы украшенных улиц поселили в нас улыбки. О том, что все здесь выдержано в одном стиле, что рождественские декорации не перебивают прелесть внесезонных скульптур и фасадов, мы высказывали наперебой позже. Вначале нас покорили две вещи: теплый тон освещения улиц и по-старинному скрипучее колесо обозрения на площади у ратуши.

Украшенные к Рождеству улицы Торуня, начало января 2024

Из-за зимнего несезона мы с легкостью смогли снять квартиру на Рыночной площади у ратуши и каждый день начинать с той сказки, что нас убаюкивала накануне неизменно теплым светом, мягкой музыкой и манящими уютом окнами витрин.

Днем двигаться и жить хотелось более активно. Поскольку в этом городе мы были в первый раз, а зелень парков не сбивала нас с пути своей обманчивостью, большую часть времени мы бродили именно по старой части города. Мы осторожно входили во всегда открытые двери храмов, любовались батлейками и сравнивали вид фасадов в разное время суток.

Конечно, у нас были припасены кой-какие заготовки с датами внушающих почтение веков, с фактами чего-то уникального и энциклопедично-важного, но как же редко были они интереснее того, что сообщало нам воображение!

Загипнотизированных желтым светом, не всегда понятно откуда проистекающей музыкой и медленно гуляющими пешеходами, нас буквально оглушила величественность первого, умело подсвеченного храма, у стен которого мы оказались, вынырнув из очередной средневековой улочки — собора Янов.

Собор Святых Иоанна Крестителя и Иоанна Евангелиста, или Собор Янов, — самое старое кирпичное здание города. Торунь, январь 2023

Если поискать информацию о годах постройки собора Святых Иоанна Крестителя и Иоанна Евангелиста, можно найти даты не только разных лет, но и веков. Строительство храма начали в 1270 году, почти сразу после возведения крестоносцами крепости Торон. Даже тогда это было здание с внушительной площадью в 22*11 метров. На протяжении XIV века его расширяли и несколько раз перестраивали, и только к XV столетию храм увенчала так поразившая нас башня высотой в 27 метров, множество нефов и, конечно же, история. В частности, каждому туристу становится известно, что здесь находится один из самых больших колоколов Польши (7-тонная “Труба Господа”, Tuba Dei, которую приводят в движение ногами) и именно здесь крестили Николая Коперника. А в Торуне все, что связано с Коперником, — это особый знак и привилегия. Храм открыт для свободного посещения каждому, кто хочет посмотреть на фрески XIV столетия, картины, витражи, первый бюст Копернику и другие объекты средневекового искусства — все, чем гильдии процветающего ганзейского города щедро украшали главную церковь города веками.

Панорама Торуня, январь 2024

Отдельная прелесть сбереженного временем и человеком Торуня заключается в наслоении времен. И проявляется она не только в приемлемом соседстве средневековых зданий и современных магазинов и кафе, но и в более тонком, уже мало актуальном для нас соперничестве орденов, сословий и извечного баланса между церковью и государством.

Мне не хочется перечислять все поражающие масштабностью храмы города или рассуждать о локальной судьбе иных, кроме католицизма, конфессий. Я только поддержу обычные рекомендации не упускать возможности заглянуть в костел Святого Якуба (так почему-то называемой в русскоязычной традиции St James’ Сhurch XIV века) и таинственный костел Пресвятой Девы Марии XIII столетия. Первый возвели тевтонцы, дабы возвестить всем и каждому о величии своего ордена, второй стал домом францисканцам и несколько столетий носил звание самого высокого храма Центральной Европы. Персонально нас особенно впечатлили внутренние фрески костела Девы Марии, которые остались нетронутыми со времен возведения храма.

Если вернуться к истории, то нужно упомянуть, что город основали рыцари-крестоносцы и переселенцы из Германии в пп. XIII века. Тевтонские рыцари построили здесь крепость Торон, поэтому на всем, чему местные предприниматели хотят придать вкус старины, встречается старое название выросшего рядом с крепостью города — Thoron. Почти одновременно с рыцарями здесь появились немецкие бюргеры, власть которых росла так активно, что рыночная экономика буквально за несколько десятилетий вогнала в долги и подчинила себе скованных железом и уставом монахов. Так что последние с позором были изгнаны из города в XV веке, а замок разрушен, дабы не поселилась в нем новая военная власть.

Справедливости ради стоит заметить, что на момент “восстания” или “изгнания” в крепости находилось лишь 15 рыцарей, и те были крайне скудно вооружены. Жители города просто подошли к стенам замка, вызвали коменданта и, пользуясь численным превосходством, высказали намерение поджечь замок. Рыцарям оставили право покинуть стены замка до пожара, что они и сделали.

Развалины тенвтонского замка в Торуне стали музеем относительно недавно. До этого пять столетий столетий они буквально валялись в куче мусора под городской свалкой. Но прежде, чем рыцари были изгнаны из Торуня, этот замок служил базой Тевтонского ордена в период христинизации, именно вокруг него вырос процветающий в будущем город, а основали его всего лишь пять (!) рыцарей-крестоносцев, отправленных Папой на “расчищение земель” от прусских язычников в начале XIII века. Январь, 2024

Кроме руин замка, любителей военной истории наверняка заинтересует и хорошо сохранившаяся система фортов вокруг города, которую возводили в XIX веке французские военнопленные, оставшиеся здесь после поражения Наполеона Бонапарта. Сегодня в них располагаются различные музеи.

Не все постройки города сохранились в равной мере, и где-то, чтобы увидеть облик города ушедших лет, понадобится тишина, воображение и чуточку полезной информации со стендов. Январь, 2024

Когда гуляешь по Торуню, нет-нет да и мелькает ощущение, что век сейчас не тот, не XXI; порою кажется, что конфликты прошлых эпох еще здесь не погасли, а лишь затихли на время. Помимо противостояния рыцарей и бюргеров, здесь живы свидетельства других противоборств: католицизма и протестантства, национальной принадлежности земель, и извечной триады науки, веры и коммерции.

На площади Новый Рынок. Торунь, январь 2024.

Закрытые, переделываемые под секулярные нужды лютеранские храмы будто высмеиваются ровесниками города, носящими папские знаки отличия. А имя и образ Николая Коперника, как одеяло зимней ночью, не могут поделить местная церковь, образование и выжившая сквозь столетия тяга к купеческой торговле.

Университет имени Николая Коперника, основанный в 1945 году, считается одним из лучших в современной Польше. Дом, в котором родился будущий ученый, предлагает больше сдержанные, чем занимательные экскурсии. А у достопримечательностей, связанных с именем Коперника, почти всегда есть еще одна, свободная от него легенда.

Возьмем, к примеру, Кривую башню, знаменитую тем, что угол ее наклона больше, чем у Пизанской, хотя флорентийское строение гораздо выше и старше торуньского (58 против 15 метров в высоту). О том, почему и когда стала наклоняться Пизанская башня, вопросов нет. А вот Кривая башня в Торуне обросла большим количеством разнообразных легенд. По фабуле одной, башню специально построил наклонной грешник-рыцарь, дабы отмолить свои дурные поступки. Другая легенда рассказывает о ссоре башни и протекающей под ней Вислой (башня отклоняется от реки). Но было время, когда самой популярной была версия о том, что это знак божьей немилости из-за кощунственных выводов Коперника.

Знаковые места Торуня: Кривая башня и Дом Коперника. Январь, 2023

Торунь — один из немногих городов Польши, чья историческая часть не была разрушена многочисленными войнами последних столетий. С небольшой помощью воображения, здесь можно увидеть корабли, которые приставали к берегам полноводной Вислы. Можно пройти в город сквозь ворота, возведенные тевтонскими рыцарями, увидеть, где крепились факелы, освещающие по-царски широкие проходы от набережной к площадям Старого и Нового Рынков. Чтобы торговля шла успешно, наверняка стоит сделать пожертвование в одном из величественных храмов города, убояться лишний раз за свою душу грешную, глядя на строгие изображения картин и фресок. Можно поселиться в доме со средневековым интерьером, или выбрать комнату в том здании, где некогда располагалась мельница при замке рыцарей. А потом, конечно же, отметиться у бургомистра в местной ратуше, подняться на башню и увидеть много новых мест, куда обязательно нужно успеть, пока еще осталось время.

Даже зимой, когда холодный ветер делает прогулки по набережным короче, а безлистные деревья заявляют, что парки закрыты на переучет, сложно обойти все интересные места города за пару дней. Мы отказались от посещения Дома Коперника, музея IV форта, музея путешественников Тони Халика и обходили магазины, мастерские и музеи пряничного мастерства — второй после Коперника гордости Торуня. Мы восхищались городом, который сразу создавали как удобный (здесь уже в XIV веке была городская канализация, улицы, достаточно широкие даже для нашего времени, и никакой брусчатки сегодня!); мы восхищались городом, который был понятным, который говорил и рассказывал свою историю не только через фасады, фризы, знаки и таблички, но через свое устройство. И конечно же, мы восхищались панорамами с площадки башни ратуши и улыбались каждый раз, когда встречали знаменитые скульптуры стройной торговке пряниками, торговке яйцами и гусем, мечтательного дракончика, печально известную скульптуру осла и скульптуру самой милой собачки Филюса.

Скульптуры с улиц Торуня. Январь 2024

А теперь поднимите глаза и посмотрите, сколько оригинальных вывесок в виде грачей, чертят и саламандр ждут своей очереди, чтобы пригласить Вас продолжить путешествие: отведать местную кухню, рассказать о культурном событии или пообещать еще много открытий, когда окажетесь здесь снова.

Вид на Вислу и фасад кукольного театра Торуни. Надеюсь, увидимся еще не раз!

--

--

Ala Hileuskaya
Facing the World

О чем бы таком еще подумать?..