«Нет смысла пытаться делать из всех человека в вакууме»: как бросить школу и начать учиться дома

Кристина Заяц
Family Records
Published in
12 min readSep 18, 2015

«Не каждый родитель решится отказаться от возможности передать львиную долю ответственности за будущее своего ребенка кому-то еще — учителю, завучу, директору, президенту. Ведь в неудаче виноват будешь ты сам, а это, прямо скажем, не очень приятное чувство»

Мы уже рассказывали о необычных детских садах и школах, где детям дают самим выбирать интересное занятие и возможность погрузиться в понравившийся предмет или захватившую их игру. Например, в вальдорфском детском саду, как нам объяснила воспитательница Юлия, важно то, как ребенок играет и умеет ли он это делать самостоятельно. А директор киевской парк-школы Ярослав позволяет ученикам наравне со взрослыми участвовать в собраниях и решать, каким должен быть учебный процесс.

Помимо частных образовательных проектов, есть и совсем радикальная возможность изменить жизнь детей — каждый родитель в России имеет право забрать ребенка из школы и позволить ему осваивать образовательную программу дома. Мы собрали наиболее важную информацию о тонкостях учебы вне класса и поговорили с главным редактором журнала «Семейное образование» и мамой хоумскулера Оксаной Апрельской о том, почему родители отказываются от школы и что из этого выходит.

Ярким примером успешных результатов обучения вне школы стало выступление 13-летнего Логана ЛаПланта на знаменитой конференции TEDx. Два года назад американский подросток вышел на сцену Университета Невады и рассказал о том, как он бросил школу, поскольку там, заявил Логан, он не смог бы стать здоровым и счастливым человеком. Помимо того, что речь подростка звучала не хуже презентации любого взрослого спикера конференции, ее содержание было настолько убедительным, что заставило бы даже самых ярых скептиков пересмотреть свои взгляды на альтернативное образование.

Логан ЛаПлант на TEDx. Фото: www.tedxuniversityofnevada.org

Как объяснил Логан, для гармоничного развития человека нужно несколько составляющих — спорт, правильное питание, время на природе, помощь окружающим и сотрудничество, отношения, развлечения, отдых и духовное развитие. И к сожалению, школа часто не уделяет внимания этим вещам, заставляя детей сидеть на уроках и учить то, что им не нравится. Родители Логана отказались от традиционной школы, когда ему было 9 лет. В итоге подросток стал сам изучать школьную программу, но только более интересным и необычным способом, который позже он называл «хакскулингом».

Из выступления Логана ЛаПланта Hackschooling Makes Me Happy:

— Как выглядит моя школа? Как большинство детей, я изучаю математику, историю и писательское мастерство. Раньше я не любил писать эссе, потому что учителя заставляли меня рассказывать в них о бабочках и радугах. А я хотел писать о лыжном спорте. К счастью, хорошая подруга моей мамы открыла Детскую горнолыжную академию, где я мог писать, основываясь на своем опыте и своих интересах, задавая вопросы потрясающим экспертам по всей стране. И это развило во мне любовь к писательскому мастерству. Я понял одну вещь: если у тебя есть мотивация, то ты можешь сделать многое за короткое время.

«Взламывать» физику было весело. Мы изучали Ньютона и Галилео, испытывая основные физические явления. Мне очень нравился огромный маятник Ньютона, который мы сделали из шаров бочча. <…> Также для меня очень важно время, которое я провожу на природе. Находясь в тишине и спокойствии, я отключаюсь от реальности. Один день в неделе я провожу полностью на природе. Мы учимся выживать в дикой местности с помощью одного ножа. Мы учимся слушать природу, чуствовать окружение. У меня появилась духовная связь с природой, о существовании которой я и не подозревал. Но самое лучшее — это то, что мы делаем дротики, луки и стрелы, разжигаем огонь и собираем палатки для ночлега.

Концепция «хакскулинга», придуманная Логаном, доступна каждой семье. Правда, есть страны, в которых семейное образование (CO) запрещено: например, в Германии попытка обучать детей дома карается штрафами и может привести к лишению родительских прав. В России же форма семейного образования утверждена законом. Родителям, решившим обучать ребенка самостоятельно, достаточно уведомить местный орган самоуправления о своем выборе. Они имеют право прийти в школу по месту жительства, и по закону школа не может отказать в организации аттестации. Но сдавать экзамены ежегодно не обязанность, а право ребенка, так что хоумскулеры могут до 9 класса не появляться в школе. Ученикам нужно пройти только итоговую аттестацию перед ОГЭ и ЕГЭ в 9 и 11 классах.

Хотя в России и есть законодательная база для обучения вне школы, учителя по-прежнему относятся к такой системе с недоверием и заключать договор с родителями хоумскулеров не спешат. Вот одна из историй о том, как завуч петербургской школы развернула целую кампанию против отца, который из-за частых болезней сына решил обучать его дома:

Отрывок из материала , опубликованного в газете «Бумага»:

— СО — это бюджетное дело, деньги выделяются на детей, а не на учителей, поэтому если вы хотите заниматься этим делом в бесплатной школе, то будьте готовы к постоянным козням, так как деньги не попилишь.

Учителя разделились на два лагеря: кто ничего не понял, но помогал, и кто ничего не понял, да и ладно. Первые были готовы бесплатно помочь по любому вопросу, будь то контрольная или помощь с уравнением. Вторые же были решительно против и придерживались «лагеря» завуча. Например, учительница истории сказала, что будет ставить только «хорошо» за работу в тетради, но при этом сказала, что у нее нет времени на какие-то там глупости с личными ответами. С физикой интересно: за нее отвечает завуч, поэтому к нам прикрепили отряд отборных физиков-«завальщиков», которые в итоге смогли нам нарисовать «удовлетворительно» в журнале.

СО — это замечательно, если вы обладаете навыками педагога. Еще лучше, если при этом вы живете в Европе, где эта форма уже давно ни для кого не новость. Если вы обладаете первым, но со вторым проблемы, готовьте или кошелек, или железные нервы. Главное попробовать, опыт никогда еще не был лишним.

С подобными проблемами сталкивается почти каждый родитель, выбравший для своего ребенка семейную форму обучения. Главными и практически единственными источниками информации о СО для родителей по-прежнему остаются группы в социальных сетях, форумы и тематические сайты. Поэтому одна московская мама Оксана Апрельская, встретившись с другой мамой хоумскулера Ларой Покровской, решила запустить журнал «Семейное образование», посвященный сложностям обучения детей вне школы и разнообразию способов, как такую учебу можно огранизовать. Собрав команду из единомышленников, мамы подготовили и сверстали первый номер журнала, и, чтобы отдать тираж в печать, начали сбор средств на сайте Planeta.ru. Всю сумму удалось получить за 12 дней до окончания кампании, и 7 сентября вышел тираж первого номера. Сейчас журнал можно заказать в печатной или электронной версии, а некоторые статьи доступны на сайте semeynoe.com.

Видео: http://planeta.ru/campaigns/semeynoe

Мы поговорили с Оксаной о том, почему людям важно знать о семейном образовании и как она сама учит 8-летнюю дочь Сашу.

Фото с сайта: http://www.semeynoe.com/

— Судя по тому, что необходимую сумму для выпуска журнала вы собрали раньше срока, идея оказалась востребованной. Как вы считаете, почему? Неужели так много родителей хотят оставить детей дома и самостоятельно заняться их обучением, забыв про карьеру?

— Актуальной тема мне кажется не только потому, что родители видят: массовая школа не справляется с задачей образования и воспитания. Они хотят брать ответственность за детей на себя, а не делегировать их государственной машине. На самом деле причин отказа от услуг государственных школ может быть масса. Примерно столько же, сколько семей хоумскулеров. Можно выделить несколько классов причин: мировоззрение, потребности детей и потребности семьи, возможность регулировать образовательный процесс в соответствии с этими потребностями и взглядами. То есть это тот самых индивидуальный подход, о котором так любят говорить в контексте образования.

Кроме того, семейное обучение не означает конец карьеры. Во втором номере журнала у нас как раз будет большой материал о том, как родители совмещают работу и обучение детей дома.

— Вы сказали, что у каждого родителя, выбравшего семейное образование, своя личная причина. Если говорить о вашей семье, почему вы не захотели отдавать свою дочь в школу?

— Дело в том, что образовательные цели нашей семьи несколько отличаются от того результата, к которому стремится массовая школа.

Для нас ключевая цель сейчас — поддержка природного любопытства, познавательного интереса ребенка. Поэтому нам не подходит готовая, заранее определенная программа, от которой в рамках общеобразовательной школы если и можно отступать, то лишь условно. Мы хотим научить дочь добывать и анализировать информацию. Поэтому нам не подходят фронтальные уроки, где знания преподносятся либо в упрощенном виде, либо — в слишком концентрированном и готовом виде: ни в том ни в другом случае у ребенка не остается возможности разобраться самому. Мы хотим научить Сашу прислушиваться к себе, искать и находить свои собственные интересы. Поэтому стараемся очень внимательно относиться к ее потребностям, отвечать на все вопросы или искать ответы вместе.

— Где изначально брали информацию о том, как учить ребенка дома?

— Информацию черпали в основном из интернета. То ощущение, что мы не одиноки в своем выборе и что семейное обучение — это не такая уже маргинальная тема, как обычно кажется снаружи, я получила на встрече хоумскулеров. А внутреннюю опору нашла в книгах Холта, Иллича и в поддержке мужа, который на самом деле и был инициатором нашей истории с семейным обучением.

— С какими сложностями столкнулись, а какие трудности оказались больше надуманными, чем реальными?

— Для меня самой большой сложностью оказалась встреча с собственными ожиданиями и их несовпадением с реальностью. Это частое явление в жизни вообще, но одно дело — быт и работа, а другое — образование ребенка. Оказалось, что я совершенно не была готова к такому повороту. Думала, что у нас будет программа, предметы, два класса за год и так далее. Но первый год хоумскулинга моей дочери Саши показал, что это совсем не нужно ни ей, ни мне. Пришлось как следует поработать над собой, чтобы принять ситуацию, перестать доказывать себе, что Саша не хуже других абстрактных детей. Ведь я это и так знаю! Но привычные паттерны, стремление к сравнению и оцениванию так прочно вбиты в наши головы, что избавиться от них оказалось для меня самым сложным делом. А когда человек разобрался с ожиданиями, надуманными ему начинают казаться все остальные проблемы.

— Когда родителям нужно задуматься о домашнем обучении?

— Сложно сказать, когда нужно задумываться о воспитании, об образовании, о жизни, обо всем на свете. Когда придет время выбирать образовательную траекторию, наверное. Рано или поздно такой момент наступает. Кто-то предпочитает совсем не париться и идет в районную школу, кто-то ищет для своей семьи самую лучшую школу из доступных, а кто-то выбирает менее традиционный путь.

Среди наши читателей есть родители малышей, еще не отметивших свой первый день рождения, а есть и родители взрослых школьников, которые ищут свой путь.

— Нужно ли готовить дошкольников к семейному образованию?

— Не думаю, что дошкольников как-то готовят к семейному образованию. Хотя Алексей Карпов, папа с девятнадцатилетним опытом семейного обучения своих детей-хоумскулеров, предлагает приучать маленьких детей к организованным занятиям, дисциплине и т.п. Но это лишь один из вариантов. Я не придерживаюсь такого подхода.

— На какие вопросы нужно ответить родителям, чтобы понять, что семейное обучение — это модель, которая им действительно подходит?

— Мне кажется, самое важное — понять, зачем это нужно вашей семье. Чего вы хотите достичь, к чему прийти. Зачем хоумскулинг маме, папе, ребенку. Определить приоритеты: что важно, что не важно. Поставить цель. Это сильно упрощает жизнь в дальнейшем.

Обычно, когда семья принимает решение оставить ребенка учиться дома, первым делом все бегут искать методики, волшебные средства, которые магическим образом сделают всю школьную работу, но только дома. Такой вариант передачи ответственности уже не школе, а методике.

Но когда понятны цель, задачи и приоритеты, выбор методики уходит на второй план. Если, например, цель — дать способ познания мира, становится неважно, полюбит ли ребенок читать. Этих способов миллион, и чтение не самоцель. Можно слушать аудиокниги или музыку, можно смотреть глазами, щупать руками — это все разные способы познания. А можно бесконечно страдать самим и мучить ребенка, вызывая ненависть к чтению, только лишь потому, что средство — чтение — перепутали с целью.

— Но если говорить про конкретные предметы, учебную программу, то как строится семейное образование? Родители сами объясняют ребенку предметы или приглашают репетиторов?

— Ваш вопрос объясняется как раз школьным опытом и представлением о том, что познание равно сидению за уроками и сдаче экзаменов. Но хоумскулинг — разный, неодинаковый для всех. Даже в рамках одной семьи сложно говорить о том, как строится день, потому что строится он каждый раз по-разному. Понимаю, что это не то, что вы хотите услышать, но тут вы попали в ту же ловушку, что и многие семьи, которые только начинают внешкольный путь: вы просите технологию, а ее нет. И то, что происходит в нашей семье, скорее всего, не подойдет другой.

Иногда каждый наш день может быть непохожим на другой, а иногда — целая неделя одинаково по-домашнему ленивая. Иногда мы всю неделю ездим по моим рабочим встречам, где Саша либо играет с братом или другими детьми, либо слушает, о чем я говорю с собеседником. И таким образом включается в мою жизнь и работу, знакомится с интересными людьми, видит, насколько разные люди и насколько разными вещами они занимаются. Иногда мы просто сидим дома, я работаю, а дети занимаются своими делами. Мы не нанимаем репетиторов и не обучаем Сашу сами. Обучение происходит без отрыва от жизни, в фоновом режиме: сходить в магазин, приготовить обед (прикинуть стоимость покупок и сдачу, разобраться в пропорциях). Съездить на другой конец Москвы и по дороге обсудить историю метрополитена (топография, история). Посмотреть фильм, почитать книгу, принять участие во «взрослом» разговоре на самые разные темы — от новостей науки до бытовых вопросов — или даже просто послушать его. Это и есть образование, обучение, познание. У нас нет каких-то специально выделенных часов для учебы за столом, рабочих дней или каникул. Мы просто живем, работаем и учимся каждый день друг у друга. Пробовали с помощью онлайн игр осваивать математику и английский, но игры быстро надоедают — жизнь интереснее.

Саша ходит в кружки, которые выбирает сама по своим интересам. Пока это третий год капоэйры (а это не только физическая активность, но и бразильская культура, музыка и португальский язык), второй год робототехники (а это физика, математика, радиоэлектроника: наша роботехника не похожа на кружки лего-конструирования, у нас олдскул, как раньше в домах юных техников, с паяльником и вытачиванием деталей), немного шахмат, и в этом году она заинтересовалась английским языком.

Сколько семей, столько и вариантов семейного обучения. Все зависит от той цели, которую преследует конкретная семья, от возможностей и потребностей. Например, если цель — получить аттестат зрелости без нервов и лишнего напряжения, можно прикрепиться к школе по месту жительства, получить там учебники и брать консультации у учителей. Можно запросто обойтись без репетиторов. Если цель другая, то и средства ее достижения могут быть иными. Можно набрать множество кружков по всем предметам, нанять репетиторов, пойти в семейную «школу» и т.п.

— Все ли семьи могут себе позволить обучать ребенка дома?

— Наверное, нет. Если вопрос в деньгах, то семейное образование не дороже школьного. Но зато это очень ответственный выбор. Не каждый родитель решится отказаться от возможности передать львиную долю ответственности за будущее своего ребенка кому-то еще — учителю, завучу, директору, президенту. Ведь в неудаче виноват будешь ты сам, а это, прямо скажем, не очень приятное чувство.

— А всем ли детям подходит такая форма обучения? Есть же, например, очень активные дети, которым необходимо контактировать с большим количеством людей, бегать и прыгать на переменах.

— Бегать и прыгать можно не только на переменах, и как раз активным детям, как мне кажется, будет сложно 40 минут сидеть без движения, когда можно было бы в это время стоять вниз головой или ходить «колесом». Но на самом деле дети, которые прекрасно себя чувствуют в школе, конечно, есть и их немало.

Мы как раз ратуем за то, чтобы у каждой семьи была информация и возможность выбрать тот вариант обучения и социальных активностей, который подходит именно их ребенку.

— Многие боятся, что дети без школы, без сообщества одноклассников, будут асоциальными и не смогут приобрести необходимые навыки коммуникации. Есть ли в реальности такая проблема?

— Проблема социализации надумана, а значимость роли школы в этом процессе сильно преувеличена. Большинство взрослых людей ходило в школу, но не обладает необходимыми навыками коммуникации. Все люди разные: кто-то рождается со страстью к общению и мощнейшей харизмой, кто-то замкнут и обществу предпочитает уединение. Нельзя всех людей заставить быть одинаково общительными. И не нужно.

— Если снова вернуться к вашему опыту, то как вы оцениваете результаты семейного обучения для Саши? Отличается ли она от своих сверстников, которые учатся в школах? Стала ли она более способна к учебе?

— Я перестала сравнивать своего ребенка с другими детьми. И раньше не особо стремилась к этому, а сейчас почти совсем ушла от этой практики, поэтому не знаю. Рискну предположить, что она знает (или не знает) примерно столько же, сколько и ее ровесники. В чем-то лучше, в чем-то хуже. Все люди разные, так и дети тоже разные, и нет смысла пытаться делать из всех сферического гармоничного, разбирающегося одинаково хорошо во всех областях знаний человека в вакууме.

Нам кажется, это важно понять и запомнить:

  1. Образование вне школы может выбрать каждая семья. И вам не нужно искать для этого веских причин и ссылаться на частые болезни ребенка. Семейное образование — это только решение родителей и ребенка. А чтобы избавить себя от проблем в коммуникации с учителями, лучше ознакомиться с законом «Об образовании» и попросить консультации у родителей хоумскулеров.
  2. Не существует единой методики обучения детей на СО. Как объяснила Оксана, «сколько семей, столько и вариантов семейного образования». Важно понять цели и дальше выбирать средства к их достижению.
  3. У хоумскулеров нет проблемы с социализацией. Если ребенок общается с родителями и с другими взрослыми людьми, ходит в кружки и секции, то с коммуникативными навыками все будет в порядке. Как сказала одна мама двух хоумскулеров Наталья Геда, в семье ребенок приучается к общению более естественным образом: «Школа — искусственный конгломерат, где дети контактируют только со своими сверстниками, а учителей воспринимают или как обслуживающий персонал, или как врагов. Домашние дети социализируются более естественно, постепенно выходя за рамки общения семьи и налаживая свои связи».

Если вы выбрали семейное образование, то мы желаем вам удачи и очень советуем подписаться на журнал «Семейное образование», а также изучить группу «Вконтакте», которую создала мама и активистка общественной организации «За права семьи» Наталья Геда.

Вы только что прочитали текст блога про дошкольное образование Family Records. Мы будем рады вашим комментариям.

Если вам нравится то, о чем мы пишем, следите за нашими обновлениями и подписывайтесь на наc «Вконтакте», а интересные идеи для будущих материалов присылайте по почте нашему автору Кристине Заяц: zayats.kris@gmail.com

--

--