Воспитательница вальдорфского детского сада — о том, почему ребенку надо больше играть и не быть слишком умным раньше времени

Кристина Заяц
Family Records
Published in
8 min readMay 7, 2015

«Мы даем детям созреть в своем детстве»

Идеи вальдорфской педагогики выдвинул немецкий философ Рудольф Штайнер, он считал, что обновление общества и его совершенствование возможны только после появления школ нового типа. Первая вальдорфская школа открылась под руководством Штайнера в начале XX века. Она предназначалась для детей рабочих табачного завода «Вальдорф Астория» и показала, что социальное положение и происхождение ребенка перестало быть преградой для получения образования. Главный принцип, которым по-прежнему руководствуются воспитатели вальдорфских детских садов и учителя вальдорфских школ, — это уважение к детству. Как считал философ, ребенок должен стать гармоничной личностью, поэтому обучении важно учитывать его физические и психологические аспекты.

Первые вальдорфские школы в России появились в 90-е годы. Тогда же в Петербурге открылся «Центр искусства воспитания», в котором помимо школы заработал и детский сад. Для педагогов было важно, чтобы ребенок с маленького возраста входил в традиционный для вальдорфской системы ритм, проникался традициями и праздниками. Воспитатель детского сада «Центра искусства воспитания» Юлия Волкова рассказывает, почему в дошкольном обучении важнее всего игра, а раннее интеллектуальное развитие лишь ему вредит, как добиться доверия ребенка ко взрослому и почему некоторым родителям может не подойти вальдорфская система.

Юлия Волкова с детьми. Фото: https://vk.com/ziwspb

— Многих воспитателей в вальдорфскую педагогику привели собственные дети. У меня было определенное несогласие с тем, что происходило в государственном детском саду и каким образом там происходило воспитание детей. Когда у меня родилась старшая дочь, я точно знала, что она пойдет в другой детский садик.

Как-то раз меня пригласили в один из первых вальдорфских детских садов: когда я туда вошла, то сразу же захотела играть. Было такое ощущение, что я вновь стала ребенком — так там все располагало к игре. Я поняла, что это та самая педагогика, которую я искала для своего ребенка. Более того, мне стало интересно самой в нее окунуться и я стала ходить на лекции, а затем пошла учиться на педагога.

Ритм года: как праздники помогают детям понять явления природы?

В вальдорфской педагогике есть понятие ритма. У нас есть большой ритм, то есть ритм года, который мы переживаем с детьми в деятельности: осенью варим варенье, делаем гирлянды из листьев, зимой чешем овечью шерсть, по весне сажаем зернышки. Осенью мы отмечаем праздник Архангела Михаила, любимый всеми детьми: в этот день они становятся рыцарями и встречаются с драконом. Зимой отмечаем праздник Рождества, весной — праздник Пасхы, в который мы наблюдаем произрастание зерен. Зерно в земле умирает, но из него рождается росток. И дети это внутренне переживают: они понимают, что зерна нет, но росток появился. Соблюдение ритма дает связь с землей и природой, которую современные люди, живя в городе, полностью утрачивают. А ребенку это дает возможность через свою деятельность пережить ритм года, соединиться с ним и прочувствовать, что же такое осень, зима, весна или лето.

Во многих детских садах есть наглядные пособия, которые развивают абстрактное мышление, но ребенок ничего не переживает. В вальдорфской педагогике очень важно, чтобы дети могли иметь тактильный опыт: если это колоски, то мы их трогаем, чувствуем, какие у них жесткие усики, потом стучим и смотрим, сколько зернышек выпало. Дети знают, что происходит в разные времена года, и они знают это не потому что они запомнили, а потому что они это пережили. Это дает душевное здоровье, побуждает интерес к миру и развивает чувство сопричастности к нему.

Ритм дня: что такое свободная игра и почему так важно играть?

Помимо годового, мы соблюдаем недельный ритм и ритм дня. По понедельникам мы рисуем. Это называется «живопись по мокрому»: мы берем мокрый лист и только три цвета, а затем дети дают краске течь и получаются новые цвета. По вторникам у нас лепка из теплого пчелиного воска, в среду — рисование мелками, в четверг — выпечка, в пятницу — уборка. Так как у нас два воспитателя, то один соблюдает недельный ритм, а другой — ритм года.

С 8:30 до 10:00 детям дается время для так называемой свободной игры. Многие ошибочно думают, что в это время дети делают, что хотят, а воспитатели за этим наблюдают. Свободная игра означает, что у детей есть время придумать занятие. Бывает, современные дети сталкиваются с трудностями в придумывании игр. Это происходит из-за того, что они привыкают получать задания от кого-то и выполнять их, но сами придумать не могут.

Когда к нам приходит ребенок, мы в первую очередь смотрим, умеет ли он играть и взаимодействовать с детьми, обладает ли он фантазией, которая поможет ему превратить простейший материал в игру. Это умение важно и оно помогает взрослому быть крепким, не падать духом. Существует прямая связь между тем, как человек играл в детстве, и тем, как он будет мыслить в школе: сможет ли он решать математические задачи только по тому решению, которое ему диктует учитель или же он будет искать свои подходы?

Уборка

В вальдорфской педагогике не принято делить группу по возрастам, поэтому дети от трех до семи лет обучаются вместе. И это легко объясняется. Одна из основных сил, которая есть у ребенка до семи лет, — это сила подражания. Он подражает тому, что есть в обществе, в его окружении: он подражает словам, настроению, мыслям. Малыши смотрят, как делают старшие, как они играют, и впитывают это в себя. А старшие всегда могут оказать помощь. Это похоже на большую семью, когда все учатся друг у друга.

Когда после игр наступает время уборки, то старшие дети тут же помогают воспитателям. А маленькие тем временем только к этому привыкают, но уже видят, как нужно делать и с какой радостью этим занимаются воспитатели и дети. Ведь если действия взрослого не пронизаны радостью и вдохновением, то ребенок никогда в это не включится.

Хоровод и сказка

После уборки наступает время внутреннего круга: мы поем, приветствуем друг друга и идем завтракать. Затем начинается музыкально-ритмическая игра, которую мы называем хороводом. В хороводе через подражание ребенок учится чувству собственного движения, умению держать круг и взаимодействовать с другими. Видно, что дети, которые занимаются каким-то видом спорта, менее открыты и относятся с недоверием к тому, что делают взрослые. Видимо, ребенок уже привык к тому, что ему дают определенные команды и настраивают на успех. А здесь мы переживаем процесс, в котором важна отдача, поэтому ребенок не понимает, что от него требуется. Мы можем судить по тому, как ребенок ведет себя здесь, о том, как он будет жить и работать. Если он с радостью входит в процесс игры, то он с такой же радостью и отдачей будет работать.

После хоровода мы идем на улицу и гуляем. Затем у нас обед, а перед сном — сказка. Сказки мы не читаем, а рассказываем. Когда воспитатель рассказывает, он находит контакт с детьми глазами. Мы берем русские народные сказки и сказки Братьев Гримм — простые и ритмичные. Мы рассказываем одну и ту же сказку пять дней. В современное время дети скачут от одних впечатлений к другим , они ни во что глубоко не погружаются и не переживают. А где можно познать эту глубину? Нужно научиться слушать взрослого. И когда воспитатель начинает рассказывать сказку, то дети — как трех, так и семи лет — начинают слушать с замиранием. Они переживает внутренний образ произведения, и оно начинает в них жить. И это тоже может послужить импульсом к игре. Например, после сказки «Крошечка-Хаврошечка» все девочки у нас стали крошечками-хаврошечками и ткали ковры, убирали.

Особенности вальдорфского детского сада: почему не нужно спешить?

В вальдорфской педагогике к каждому семилетию есть изречение: про первое семилетие мы говорим «Мир добр» (когда ребенок может открыться и довериться), для второго семилетия — «Мир красив» (дети наблюдают за цветами, деревьями, небом), для третьего — «Мир истинен». Поэтому жизнь детского сада направлена на то, чтобы ребенок играл и наполнял жизнь доверием.

В обычных детских садах с раннего возраста делается акцент на развитие интеллекта. У ребенка нет достаточного времени для игры. Мне кажется это неправильным. Ведь нам не нравятся генномодифицированные продукты? Мы говорим, что это плохо. Нам стоит об этом помнить, когда мы говорим о ребенке. Раннее развитие не делает ребенка крепче или здоровее. Они получают слишком много впечатлений, из-за чего не могут долго концентрироваться на чем-то одном, у них возникают проблемы с вниманием, нередко они становятся гиперактивными. Помимо психологических проблем, развиваются проблемы со здоровьем — они плохо спят, пропадает аппетит. Ранняя интеллектуализация приводит к болезням, в том числе и на физическом уровне. В вальдорфской педагогике существует принцип, который гласит: «Мы не спешим, мы даем детям созреть в своем детстве».

По нашему мнению, ребенок к окончанию детского сада должен уметь полностью слушать сказку, у него должно быть уважение ко взрослому, он должен сам одеваться (для многих современных детей это трудно), важна концентрация внимания: ребенок к семи годам должен уметь доводить начатое дело до конца. Он должен слышать взрослого и понимать, что этот взрослый от него хочет. Но для того, чтобы понимать и слышать, должно быть доверие к человеку, который это говорит.

Родители в вальдорфской педагогике

Мы объясняем родителям, что вальдорфская педагогика — это не то, что удобно для них. Они должны приходить раз месяц на собрания, участвовать в праздниках и рассказывать нам о том, как ребенок провел выходные, не было ли у него переизбытка впечатлений и не поздно ли он лег спать. Между воспитателями и семьей держится крепкая связь. Мы знаем все, что связано с ребенком. И если мы видим, что у нас с родителями принципиально расходятся позиции, то мы предлагаем выбрать другое место. К счастью, такое бывает довольно редко. Мы приглашаем родителей на лекции, в конце года устраиваем с каждой семьей отдельное собеседование по результатам, даем рекомендации и делимся наблюдениями. С некоторыми родителями мы встречаемся чаще, если замечаем, что ребенок переживает трудный период. Вместе с родителями мы проводим многие праздники: например, осенью мы делали вместе с ними винегрет, варили варенье, пилили дрова и разводили костер.

Без родителей, без их участия воспитание невозможно. И если у мамы с папой возник вопрос и они обратились за помощью к нам, то значит они на правильном пути, значит они смогли понять, что их ребенку чего-то не хватает. Дети стоят в центре, а мы — родители и воспитатели — как теплое окружение, которое помогает этим росточкам быть крепкими и открытыми этому миру, дарить ему тепло и иметь надежные корни.

--

--