Теоретик образования Майкл Стронг — о том, какие навыки понадобятся вашему ребенку в будущем

Кристина Заяц
Family Records
Published in
6 min readJul 29, 2015

--

Идеолог одной из самых амбициозных попыток обновления американского образования, проекта FLOW, Майкл Стронг называет себя человеком, который обожает учиться, но ненавидит университеты. И его биография явное тому подтверждение: он много учился, чтобы поступить в один из престижнейших вузов Америки — Гарвард, но практически сразу его бросил, разочаровавшись в традиционной системе «учитель-ученик», в которой общение на равных оказалось невозможным.

Сейчас Майкл Стронг открывает по всей Америке школы и детские сады новой формации и развивает метод сократических дискуссий, в которых он, как и древнегреческий философ, задает вопросы, на которые и сам не знает ответа, но которые побуждают детей думать и формировать собственные мысли, а не повторять идеи других.

Теоретик образования рассказал блогу Family Records о том, каким должно стать образование, чему важно учить ребенка и какие навыки будут цениться в будущем.

— Какая главная цель образования сегодня?

— Главная цель традиционного образования — вести строем массу учеников через стандартизированную учебную программу, которая, возможно, и отвечала нуждам учащихся, но это было сто лет назад. Сегодня этот путь для большинства нельзя назвать оптимальным.

Успешные люди в условиях глобальной экономики XXI века — это уверенные, четко выражающие свои мысли и творческие личности, которые будут эффективны в артикулировании своих идей и идей других людей. Развитие этих навыков имеет мало общего с существующей во всем мире стандартной образовательной моделью.

— В прошлом году вы выступали с лекцией в Санкт-Петербурге. Тогда вы сказали, что университеты должны отмереть, потому что никому больше не нужен диплом, чтобы преуспеть в жизни. И это не было пустыми словами для вас, поскольку вы сами ушли из Гарварда. В таком случае, что же нужно сделать со школами и в особенности с дошкольным образование, на которое обращается сейчас гораздо меньше внимания?

— В школах, которые я открыл, помимо преподавания таких базовых навыков, как чтение, письмо и арифметика, я фокусируюсь на развитии способности учащихся думать самостоятельно, подходить к решению проблем творчески и эффективно, доносить свои мысли четко, уверенно, ясно и лаконично для разной аудитории и через разные медиа, а также работать вместе с разными людьми.

Педагогика Монтессори — наиболее массово доступная модель для дошкольного и младшего школьного образования. Монтессори побуждает детей быть свободными и самим решать проблемы. Академическое образование интегрировано в Монтессори-педагогику, но неакадемические аспекты этой педагогики — это то, что ставит ее на уровень выше стандартного образования.

Поскольку большинство школ контролируют и направляют внимание ребенка, дети на подсознательном уровне учатся быть пассивными и покорными. Для учителей удобно иметь таких послушных и пассивных детей, но покорные и инертные не станут креативными и предприимчивыми профессионалами, которые будут иметь самые лучшие возможности.

Монтессори дает учащимся выбирать собственное занятие, тем самым позволяя им понимать уже с дошкольных лет, что значит быть независимыми. Я также практикую ведение сократических диалогов с учениками. Таким образом я побуждаю их думать за себя. И в обоих случаях мы позволяем молодым людям производить действия (в случае с Монтессори) и мысли (в случае с сократическими дискуссиями), а не оставаться пассивными слушателями.

Могу добавить, что мой текущий проект Инкубатор Khabele Strong имеет большую предпринимательскую составляющую: здесь студенты должны создать настоящий бизнес-проект, в котором они успешно будут продавать свои продукты клиентам. Учебная программа нашей средней школы также предполагает, что студенты делают презентации по истории и представляют их своим одноклассникам. Мы считаем, пока дети сидят пассивно на уроках, они в действительности ничему не учатся. Но когда тебе требуется провести исследование и представить различные исторические темы своим одноклассникам, ты приобретаешь ключевые жизненные навыки: в данном конкретном случае — это навыки исследования и публичного выступления.

Из выступления Майкла Стронга на TEDxUFM про сократические диалоги:

Я люблю использовать в начале своей сократической практики эссе Канта «Ответ на вопрос: что такое Просвещение?». Он пишет, что мы должны иметь мужество думать самостоятельно. А люди, которые не думают сами, ленивы или трусливы. Мне нравится говорить это перед группой учеников, поскольку никто не хочет быть ленивым или трусливым. Но иногда они говорят: «Почему мы должны этим заниматься, если уже кто-то это сделал за нас? Почему вы просто не скажете нам, что это значит». Я говорю: «Хорошо, я буду счастлив вам рассказать, что имел в виду Кант. Но тогда я также хочу вам рассказать, как вам следует одеваться, какую религию исповедовать и каких политических взглядов придерживаться. Если вы не собираетесь брать на себя ответственность думать самостоятельно, то тогда мне стоит взять эту ответственность на себя и подумать за вас». Конечно, они говорят: «Нет, нет, нет. Я хочу сам решать, как мне одеваться и каких политических взглядов придерживаться».

<…>

У меня были ученики, которые поворачивались ко мне во время дискуссии и спрашивали: «Какой ответ вы хотите получить?». Я не хочу никакого ответа. Я просто хочу, чтобы вы подумали за себя, чтобы восприняли информацию, подумали, что именно вам говорит эта информация, и затем обсудили с другими участниками ваше личное к ней отношение и сравнили с тем, что думают другие.

<…>

Я считаю, что если люди действительно пытаются понять, что происходит, и они действительно вовлечены в беседу с другими людьми, то, по моему опыту, они приблизятся к более точному пониманию реальности.

Иногда люди думают: «Вот тот человек умный, а я тупой. Давайте ему дадим слово». И если я как лидер не говорю ученикам, что означает тот или иной текст, то чаще всего они поворачиваются к наиболее умному, по их мнению, ребенку и спрашивают: «О чем говорит этот умный человек?». Но когда начинается обсуждение, то они понимают, что так называемый «умный человек» тоже ничего не знает. Я пытаюсь снова и снова показать ученикам, что на самом деле неважно, какими якобы умными, сведущими, зрелыми люди ни были, никто не может увидеть целостную картину. Реальность бесконечно сложна, поэтому долг каждого из нас дать точное определение наших отношений с реальностью и рассказать миру об этом.

— Вы говорили в разных интервью, что главная задача учителей и взрослых — помогать детям находить свою собственную страсть и продвигать свои собственные идеи, вместо того чтобы повторять чужие. Но мне кажется, что мы живем в снобском обществе, где умным считается тот человек, который изучал идеи и мысли философов, писателей, политиков и в светском разговоре может красиво вставить какую-то яркую цитату. К тому же взрослые все время говорят детям: «Ты не читал эту книгу? Какой стыд!» Но никто из этих взрослых не объясняет, почему ее нужно прочитать. Не думаете ли вы, что новая модель образования, которая поощряет нас искать и развивать свое увлечение, не впишется в общепринятые нормы?

— В разных обществах разные нормы. В Соединенных Штатах, на Восточном побережье, до сих живет и процветает снобизм, про который вы говорите. Но в местах, где более развито предпринимательство, например, в Кремниевой долине или в Остине, никому нет дела до этих вещей. Внимание на все 100 % устремлено на то, какую ценность ты можешь принести компании.

Недавний ситком «Кремниевая долина» — отличный пример этой новой культуры Соединенных Штатов. Чудаковатые ребята, которые работают вместе, чтобы создать успешную компанию, вообще не обращают внимание на то, кто какое образование получил. Вся суть в том, «на что ты способен».

— Конечно, детские сады, школы не изменятся в мгновение ока, а университеты не исчезнут в одну секунду. И образовательная система будет оставаться такой же еще в течение многих лет. Но что бы вы порекомендовали родителям, которые хотят вырастить действительно умного и счастливого ребенка?

— Я советую, чтобы в первую очередь они поняли, какие существуют глобальные тренды относительно предпринимательской культуры. Марк Андерссен, известный венчурный капиталист в Кремниевой долине, сказал: «Программное обеспечение поглотит весь мир». Он совершенно прав. В каждой области традиционные профессии будут устаревать или резко трансформироваться после того, как программное обеспечение станет выполнять задачи совершенно по-новому. И интересные возможности откроются тем людям, которые будут приносить пользу этому миру.

С раннего возраста развивайте в ребенке привычки читать, думать, слушать и говорить. Поощряйте его любознательность и тягу к изучению окружающего мира. Дайте вашему ребенку интересные познавательные игры и инструменты. Самым важным критерием для вас всегда должен быть ответ на вопрос: «Активен или пассивен мой ребенок в окружающей его среде?». То есть пассивная игра в видеоигры вредна, но создание игр, программирование игр (например, «Майнкрафт») принесет пользу.

Ваша работа как родителя определить особое дарование вашего ребенка, а затем развивать и культивировать его, как только это возможно. В чем природная одаренность ребенка? Может, это социальные навыки или чувство юмора, а не традиционные академические знания? Возможно, он глубоко переживающий человек или эффективный продавец. Возможно, он потрясающе творческий. Что бы это ни было, сфокусируйтесь на том, чтобы помочь ему стать лучшим из лучших в этом мире, и неважно в какой области.

Есть схема, согласно которой счастье находится в точке пересечения четырех окружностей:

  1. Что ты любишь делать.
  2. Что нужно миру.
  3. За что мир заплатит.

Поддержите вашего ребенка в поиске пересечения этих четырех окружностей.

--

--