Ждут ли нас очередные Тёмные века?

Дмитрий Кошелев
Fortunengineering
Published in
7 min readApr 8, 2019
Источник изображения: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:The_new_Dark_Ages_11.jpg

Моя презентация под таким названием состоялась в тюменской «Точке кипения» 4 апреля.

Почему я обратился к этой теме? Не потому, что пугать будущим модно и т.д. Дело в том, что я занимаюсь профориентацией для взрослых. Во-первых, уже само это занятие способствует занятиям футурологией. Ведь кто мои клиенты? Представим, что жил-был в российской провинции человек, работал в банке, достиг определённых карьерных высот. Сейчас ему 35–45 лет, и вроде бы всё хорошо. Затем вдруг что-то происходит:

· или банк лишается лицензии;

· или банк продаётся другому банку, а покупателю дублирующие должности не нужны;

· или банк объединяет филиалы, вследствие чего сокращает несколько сотен позиций.

В общем, столько банков, сколько раньше, в провинции больше не надо. В столице тоже ждут не всех, поэтому наш герой оказывается на бирже труда. А он больше ничего не умеет, кроме как работать в банке. И вот в этот момент человек заново нуждается в профориентации. А я нуждаюсь в практической теории, которая могла бы объяснить, как не вписавшемуся в рынок 45-летнему работнику лучше потратить остающиеся двадцать лет до пенсии. Замените слово «банк» любым другим, а суть не поменяется. Из-за автоматизации и централизации принятия решений многие провинциалы вынуждены снова выбирать профессию в возрасте сильно за 30.

Проблема в том, что годных теорий, эффективно предсказывающих будущее даже на десятилетия, не так чтобы много. Например, попробуем мысленно перенестись в 1960-е. Из книг, фильмов и передовиц тех лет создаётся впечатление, что в начале XXI века должен быть сплошной коммунизм, освоение Марса и тому подобное. Но никак не сползание целых стран в Средневековье и не артисты КВН на президентских выборах. Я не говорю, что это плохо, просто констатирую, что это не было предсказано.

Отдельно надо сказать, что нет теории, эффективно объясняющей рост религиозных настроений. Я сейчас не про духовные поиски высоколобых интеллектуалов вроде моего однокурсника, который стал вдруг проректором семинарии — такое встречалось и сто лет назад. Я сейчас про «глубинный народ». Откроем книгу Владимира Басилова «Избранники духов», изданную в 1984 году. Владимир Николаевич пишет о том, что шаманство потеряло уже прежнюю общественную роль и т.д. Прошло всего 35 лет, и сейчас мы можем наблюдать многочисленные караваны, которые приезжают из России в Туркестанскую область и под Семипалатинск, чтобы получить просветление у захоронений казахских шаманов (я сам там был).

* * *

Во-вторых, самый популярный профориентационный тест в мире — MBTI (или типология Майерс-Бриггс) — опирается в конечном счёте на теорию архетипов Карла Густава Юнга. Поэтому, занимаясь профориентацией, мимо темы архетипов не пройти.

Впервые теория архетипов была применена для прогнозирования в 1936 году самим швейцарским психиатром в статье «Вотан». Публикация являлась попыткой объяснения сути нацизма. С точки зрения Юнга, режим Гитлера это следствие того, что немецкий народ попал под действие архетипа Одина, это такой древний бог войны и магии. Сейчас замечание швейцарца кажется на удивление точным, ведь во время написания статьи не было ещё не только Второй мировой войны, и не только Мюнхенского сговора, но даже и гражданской войны в Испании. Но можно ли применять теорию Юнга на постоянной основе?

Чтобы ответить на этот вопрос, вернёмся к тесту MBTI. У него были две создательницы, мать и дочь. Дочь, которую звали Изабель Бриггс Майерс, в 1975 году основала в Гэйнсвилле (штат Флорида) организацию под названием Center for Application of Psychological Type (САРТ). Этот самый центр призван был развивать тест MBTI. Так вот, дело в том, что начиная с 2007 года, САРТ дополнительно взял на вооружение также Pearson-Marr Archetype Indicator (PMAI). Что это за штука?

А это ещё одна концепция архетипов, которую в 1991 году сформулировала американский филолог Кэрол Пирсон (Carol S. Pearson). Её вдохновлял не столько Юнг, сколько:

· архетипическая психология Джеймса Хиллмана;

· концепция мономифа, которая более всего известна усилиями Джозефа Кэмпбелла;

· наконец, Нью Эйдж.

В результате получилась довольно занятная схема, которая состоит из 12 архетипов, меняющихся в заданном порядке. Вот их названия, именно в том порядке, как это установила создательница: Простодушный, Славный малый, Воин, Опекун, Искатель, Любовник, Бунтарь, Творец, Правитель, Маг, Мудрец, Шут. Идея смены архетипов в этой схеме настолько важна, что сама концепция Пирсон называется архетипом путешествия героя или же архетипами путешествия героя.

На первый взгляд, удивительно, что этот микс произвёл впечатление на САРТ. Ведь главная проблема концепции Пирсон заключалась в том, что американка не смогла показать те пространства, в которых происходит смена архетипов. Однако накопленный опыт и специально проведённые исследования убедили САРТ в том, что опросник Пирсон-Марра можно тоже использовать в целях изучения личности, наряду с типологией Майерс-Бриггс.

И когда я принялся глубоко изучать архетипы Пирсон, я пришёл к неожиданному выводу.

* * *

Источник изображения: https://darwa.livejournal.com/446102.html

Меня не могло покинуть ощущение, что архетип Шут полностью соответствует современной эпохе постмодерна. Что такое архетип Шут? Если обратиться к фильму «Маска», то вы можете вспомнить, какие метаморфозы происходили с героем Джима Керри, когда он надевал маску бога Локи. Именно такой весёлый характер у архетипа Шут. Поклонники античной культуры могут вспомнить также бога Диониса (Вакха), это даже более удачный пример.

Многие черты нашего времени — карнавальность, геймификация, превращение многих явлений в их противоположность — напоминают повадки Шута. Если в этом хорошо покопаться, то можно попробовать найти объяснение многим феноменам. Почему разрушился СССР? Во-первых, потому что он был скучным. И так далее.

Точно так же эпоху модерна я уверенно сопоставил с архетипом Мудрец. Какой такой Мудрец? Когда Лаплас отвечал Бонапарту, что не нуждается в гипотезе о Боге, это устами Лапласа говорил Мудрец. Вера в то, что человек царь природы, а потому больше не нуждается в Боге — это признак Мудреца. Вера в то, что можно безболезненно поворачивать сибирские реки на юг, озеленять пустыни, менять океанские течения — все эти идеи, которые хорошо запомнились по ХХ веку — как раз от Мудреца.

И важно то, что Мудрец и Шут — это соседние архетипы в концепции Пирсон. Сначала идёт Мудрец, затем Шут. Так же и в истории сначала наступил модерн, следом за ним постмодерн. Может, это просто совпадение?

Может, конечно. Но ранее я упоминал о религиозном возрождении. Пока что не настолько сильном, чтобы затмить хипстеров. Но уже достаточно заметном, чтобы не отмахиваться от него. Нью Эйдж — да, победоносный исламский фундаментализм — да, невесть откуда взявшиеся в России родноверы — да, возрождение шаманства — да. Достаточно масштабно, чтобы говорить о глобальном характере явления, а не только о признаках заката отдельных цивилизаций.

И вот сюрприз — рядом с архетипом Шут в концепции Пирсон есть архетип Простодушный. Шут занимает последнее, 12-е место, а Простодушный первое. То есть с Простодушного начинается новый виток путешествия героя после Шута.

И кто же такой Простодушный? Раз мы уже обращались к творчеству Джима Керри, можно вспомнить также фильм «Всегда говори «ДА»». Там показана секта, которой сказали, что есть простой и понятный рецепт, который помогает во всех случаях жизни. Члены секты в это верят, и рецепт им помогает. Возможно, в силу эффекта плацебо, но важна не причина, а ситуация. Есть гуру, которому надо безусловно подчиняться, у него есть волшебный рецепт, есть паства — перед нами религиозное объединение. Это и есть Простодушный.

То есть религиозное возрождение — это воздействие архетипа Простодушный. А если Простодушный находится после Шута… то можно спрогнозировать, каким мир станет через определённое время?

* * *

Было бы странно, если бы я не попытался найти в истории следы и других архетипов. И я их нашёл.

Может сложиться впечатление, что я подгонял решение под ответ. И это самая большая опасность, которой я бы хотел избежать. Поскольку я и так уже отнял у читателя много времени, то не буду приводить здесь выкладки по другим эпохам. Любопытствующие могут заглянуть в такие публикации, как:

Надеюсь, что предложенная гипотеза покажется аудитории интересной, и поступит конструктивная критика. По крайней мере, реакция публики во время презентации в Тюмени была очень живой. Как это обычно бывает, мнения оказались полярными, от полного отрицания до восторженного одобрения и призывов обнаружить архетипы ещё в чём-нибудь. Хотелось бы «золотой середины». Например, начать с того, правда ли имеются признаки архетипа Мудреца в модерне, архетипа Шута в постмодерне, насколько серьёзна волна религиозного ренессанса?

Хочу заранее сказать, что я не считаю свою гипотезу, даже если она вдруг окажется в какой-то мере правильной, ключом к истории. Человек во все эпохи остаётся с двумя руками, двумя ногами и одной головой. Поэтому во все эпохи будут войны, любовь, монархи и шуты. А не только при архетипах Воина, Любовника, Правителя… Важнее то, кто является героем времени — влияние архетипа проявляется прежде всего в этом.

Например, в наше время можно добиться наибольшего успеха, если стать поп-звездой — в самом широком смысле этого слова. В конце концов, кто такие Дональд Трамп и Элон Маск, как не поп-звезды де-факто? А вот в эпоху модерна можно было стать «звездой», будучи учёным, подобно Альберту Эйнштейну, или инженером, как Генри Форд. Чтобы сделать карьеру в XVIII веке, удобнее всего было стать императрицей, как поступила София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская. Чтобы добиться успеха в век Простодушного, который вроде бы не за горами, лучше всего стать пророком.

P.S. Отчёты в СМИ:

P.P.S. Ещё об архетипах во всемирной хронологии:

--

--