Колдуны и психология

Дмитрий Кошелев
Fortunengineering
Published in
5 min readAug 23, 2018

Как вы думаете, колдуны в своей работе используют практические пособия? И если да, то какие?

Кадр из фильма “Вий” (1967 год).

Вы наверняка ведь слышали, что в России кризис? Правильно. Но не у всех.

В том районе, где я живу, есть любопытный дом. На первый взгляд, в нём ничего необычного нет. Жилое здание, первый этаж коммерческий. Там есть цветочный магазин, химчистка. Разумеется, аптека. Конечно же, часть помещений ищут арендаторов — понятно, это кризис.

И всё-таки одно помещение там очень необычное. Нет вывески. Несмотря на это обстоятельство, желающие находят его без труда. Это не всё: желающих так много, что они занимают очередь в 7 утра. Хотя помещение открывается в 9. Что же там такое? Поликлиника? Торговля алкоголем? Нет, попробуйте ещё раз угадать.

Там колдуны ведут приём.

Как сказали бы чиновники, колдовство — динамично растущий сегмент малого бизнеса. Поэтому знакомых в этой сфере у меня становится всё больше. Накапливаются наблюдения, которые требуют закрепления и (возможно) последующей систематизации.

Не исключено, что впоследствии они вырастут во что-нибудь большое. Но пока зачем гадать? (И правильно, зачем?) Буду делиться наблюдениями, шаг за шагом. Посмотрим, куда дошагаю.

Итак, напоминаю вопрос:

Как вы думаете, колдуны в своей работе используют практические пособия? И если да, то какие?

Разумеется, используют. Мы же не в каменном веке живём. Безусловно, есть обязательный минимум. Например, книга “Практическая магия: Заговоры, заклинания” доктора исторических наук, ведущего научного сотрудника Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук Валентины Ивановны Харитоновой. А также её клоны. Или Коран.

Но среди колдунов есть и такие, кто стремится к дальнейшему профессиональному росту. Здесь уже выбор литературы зависит от вкусов. Например, кому-то ближе телесно-ориентированная терапия. У таких колдунов можно встретить книги Александра Лоуэна. Кто-то отдаёт предпочтение имагинативным техникам; шаман, склоняющийся к этому направлению, продемонстрировал мне затёртый до дыр сборник Игоря Олеговича Вагина.

Чтобы дважды не вставать: я не различаю колдунов и шаманов. Так же, как их не различает закон, называя то и то “народной медициной”. Разумеется, закон оговаривается, что не относит к медицине оказание услуг оккультно-магического характера. Но давайте спросим тех людей, что ходят к колдунам: вам надо услуги оккультно-магического характера или жизнь свою улучшить? Каждый ответит, что улучшить жизнь. Так же, как ответят пациенты поликлиник. Поэтому попытки провести чёткую грань между народной медициной и… не знаю… анти-народной анти-медициной оставим лучше теоретикам.

Удивлены, что колдуны используют в своей деятельности психологическую литературу? Сейчас я удивлю вас ещё больше: существует наука, которая ставит колдунов на одну доску с официальной медициной. Называется она “медицинская антропология”.

С её точки зрения, официальная медицина — это всего лишь один из подходов к лечению, представители которого не менее достойный наблюдения и изучения объект, чем шаманы в Полинезии. Чтобы окончательно уравнять официальную медицину в правах с полинезийцами, антропологи даже придумали ей специальное название “биомедицина”.

Итак, для науки под названием “медицинская антропология” колдовство — это всего лишь ещё одна сторона медицины. Поэтому для шаманов просвещаться с помощью той же психологической литературы — это вполне логично и разумно. Может, у психологов есть всё-таки отличия от колдунов?

Есть. Хотя и небольшие. В чём они? В представлении об устройстве мира (онтологии).

С точки зрения большинства психологов, человек ведёт своё существование в физическом мире. При этом единого мира психики не существует, психика рассредоточена по индивидуальным черепным коробкам. Работа целителя сводится:

  • либо к изменению физического мира, которое должно повлечь за собой благоприятные перемены в черепной коробке пациента,
  • либо к очистке черепной коробки от негативных прошлых влияний физического мира.

С точки зрения колдунов, помимо физического мира, есть также мир духовных сущностей. И он тоже влияет на человека! Его невозможно воспринимать в обычных условиях человеческими органами чувств. И это печально. Но ведь микробы тоже не воспринимаются в обычных условиях человеческими органами чувств.

Не далее как в 1865 году доктора Игнаца Земмельвейса упекли в сумасшедший дом только за то, что он заставлял врачей мыть руки перед принятием родов. Настолько человечество не верило в существование микробов.

Именно в признании или отрицании существования и влияния на человека отдельного мира духов заключается разница между колдуном и психологией. Казалось бы, эта разница весьма существенна. На самом деле нет.

На самом деле психология давно создала пограничную область, в которой предусмотрено место для проживания духов. Лазейку открыл Карл Густав Юнг. Сперва он назвал пограничную область коллективным бессознательным, а затем время от времени пользовался ещё более дерзким термином “объективная психика”. Вы понимаете, что он хотел сказать тем самым? Что психика живёт не только в черепной коробке. Но и за её пределами. То есть имеются нефизические явления, которые реально существуют, а не являются плодом нашего воображения.

Что же это за объективные нефизические явления? Духи (они же боги, они же ангелы, они же демоны — в общем, вся эта обширная сфера). Юнг назвал их архетипами. Наконец, швейцарцем был придуман метод для коммуникации с нефизическими сущностями, получивший название “активное воображение”.

Неважно, чёрная кошка или белая кошка, если она может ловить мышей — это хорошая кошка.

Процитированный принцип Дэна Сяопина сыграл важнейшую роль в адаптации психологами идей Юнга. Потому что можно было не соглашаться с его попыткой прописать в психологии духов, но… метод активного воображения работает? Работает. Значит, надо применять!

Параллельно возникли ещё несколько аналогичных методик, которые можно объединить термином “имагинативные техники”. Затем пришёл Ханскарл Лёйнер, развивший метод активного воображения до полноценного направления, получившего название “символдрама”. Он же сформулировал принцип, благодаря которому имагинативные техники были приняты психологами: неважно, что там думал Юнг, образы у пациентов вы можете трактовать с позиции любых других теорий. Например, с позиции фрейдизма.

Поэтому на сегодня в психологии существует множество имагинативных техник, само существование которых подразумевает признание той онтологии, в которую верят шаманы. На этой основе и возникла возможность применения данных техник колдунами.

С методами ясно. Неважно, какого цвета кошка, и т.д. Однако можно ли рассчитывать, что в перспективе возникнет более тесная связь между колдовством и психологией? Поверило же человечество в микробов!

На эту тему нельзя пока что выразиться определённо. С одной стороны, какие-то шаги предпринимаются. Исламовед Анри Корбен подсмотрел у персидских суфиев трёхчленную модель мира, которая объединяет привычный мир физический, затем мир образов (mundus imaginalis) и, наконец, собственно искомый мир духовных сущностей.

Данная конструкция удобна по многим причинам. К удовольствию поклонников имагинативных техник, она расселяет духов и образы по различным квартирам. Поэтому есть возможность по-прежнему заниматься любимыми техниками, не задумываясь о том, что (или, что опасней для материалистической логики - кто) стоит за образами.

Далее, эта схема позволяет отделить архетипы от архетипических образов, что не всегда удавалось даже Юнгу. Корбен подчёркивает, что концепция mundus imaginalis возникла из желания придумать онтологию под метод активного воображения. Наконец, она опирается на длительную философскую традицию. В то время как один из важнейших выводов, напрашивающихся из теории архетипов, гласит, что наиболее истинно то, что пришло в голову сразу разным людям независимо от времени и места.

Итак, концепция Корбена всем удобна. Но! Пытается ли кто-то приземлить её в практическую плоскость? Да, это пытался сделать юнгианец Джеймс Хиллман. Созданная им архетипическая психология — это как раз комплекс идей по использованию mundus imaginalis. Но — только комплекс идей.

Пока мы очень далеки от полного понимания мира образов. Мира, с которым взаимодействуют психологи и колдуны. Из каких слоёв он состоит? Какие персонажи в нём живут? Какая между ними иерархия? На эти вопросы нет ответа. О мире образов мы знаем не больше, чем человек знал о микробах во времена Земмельвейса. Эта тема ещё ждёт своих Луи Пастера и Роберта Коха.

В следующей записи расскажу, почему колдуны до сих пор не создали школу Хогвартс.

--

--