Милый и уютный Большой Брат
Недавно Google выпустил девайс Google Home. Это стильный настольный микрофон, подключенный к интернету, который всегда готов отозваться на ваше “Ok, Google” и выполнить какие-то инструкции — пока что как Google Now, в будущем — и управлять умным домом.
Статья про то, что это приведет к смерти privacy, мол, девайс может слушать все ваши разговоры в доме, все что вы смотрите по телевизору и так далее. Google, конечно, говорит, что микрофон слушает только начиная с фразы “Ok, Google”. И может быть даже так и есть. Прагматически нет в этом ничего нового — телефон тоже может вас слушать, и с ним вы проводите даже больше времени, чем дома рядом с таким новым микрофоном.
Другое дело, и это интереснее всего, как мы — “прогрессивное либеральное общество” — реагируем на сообщения о том, что ФСБ/АНБ/ФБР (нужное подчеркнуть) хотят читать нашу переписку и слушать наши телефоны а сравнении с тем, как реагируем на сообщения о том, что появился очередной девайс, который может нас слушать в пользу корпорации. Интересно здесь то, что, по-видимому, мы гораздо проще примем “Большого Брата” в виде корпораций, чем в виде государства. Патернализм корпораций даже в массовой культуре закреплен скорее положительно (реклама компаний “мы заботимся о вас” работает), в то время как патернализм государства для многих людей неприятен. Понятна и причина такой разницы — государства за долгую историю “наломали дров” с использованием собранной информации — ведь цель такого сбора — как правило наказание. А представим, что государства бы следили за нами ради помощи — прослушивали бы телефон не “плохого парня”, а “хорошего”, чтобы, например, полиция быстро выехала, если слышит в микрофоне телефона крики о помощи. Фантастика? Пожалуй, но важнее то, что даже если какое-то государство станет такое декларировать, мы ему скорее всего не поверим — кредит доверия исчерпан.
В то же время кредит доверия корпорациям, напротив, растет — мы можем риторически посетовать, что таргетированная реклама слишком таргетированная, но в итоге все равно купим новый домашний микрофон Google.
Пока без вывода, просто размышления.