Мы Галены Эрсо, а не Скайуокеры

Почему Империя далекой-далекой Галактики нам должна быть очень близка

Peter Levich
Future Foundation

--

Изгой Один мне понравился. Прежде всего, потому что он продолжил тренд на усложнение логики и приближение фильмов вселенной к реальности .

Помните фильмы 4–6? Империя была монолитом зла, штурмовики — биомассой, нельзя было даже помыслить, что кто-то из них имеет собственное мнение. Мир был черно-белый: только посмотрев на форму героя можно было понять плохой он или хороший. 1–3 фильмы были уже сложнее, но прежняя логика не сильно нарушалась. И вот в 7-ом эпизоде слом парадигмы — штурмовику позволили иметь собственное мнение. Империя (ну, орден) уже не монолит зла, но все равно безоговорочное зло. Далее спойлеры.

Итак, Изгой Один. Что мы узнаем о простом и удобном для восприятия мире добра и зла? Что добро не такое уж доброе, что оно тоже может пользоваться риторикой “все средства хороши”, и у него есть радикальное крыло откровенных террористов. Кстати, у Кирилла Мартынова был замечательный пост про то, что со стороны Империи эта ситуация выглядит как борьба с терроризмом на Ближнем востоке, да еще и религиозным фанатизмом.

Ну ладно, с повстанцами разобрались — они теперь вполне реалистичная сила с внутренними противоречиями и нелицеприятными методами, а не слащавая кучка героев.

Теперь поговорим об Империи. Начнем с того, что со стороны Империи этот фильм должен быть очень близок гражданам России. Это же очевидно история про какой-нибудь мега-проект, например, создание ядерной бомбы. Даже показана система шарашек с расстрелом инженеров.

Империя стала гораздо более реальным местом. Мне очень понравились кадры воспоминаний дочери Галена Эрсо: Кренник, видимо, в гостях у Галена в квартире на Корусанте, они общаются, пьют шампанское. Это выглядит так тепло и по-домашнему. Ведь в реальности не бывает, что вся жизнь состоит из боев и противостояния, всегда есть просто жизнь, где люди — просто люди. Я, может быть, не люблю жанр боевика и космооперы, но мне действительно было бы интересно посмотреть на обычную жизнь Империи, как и почему ее граждане принимали те или иные решения.

И еще хочу отметить важный момент реалистичности Империи: оказалось, что Император Палпатин не такой уж всемогущий — в обсуждениях появился Сенат, который, оказывается, может повлиять на решения Императора. И Звезда Смерти строится как раз чтобы запугать Сенат, а отнюдь не из-за террористов-повстанцев. Причем это выглядело странно с самого начала: как оружие массового поражения может помочь в борьбе с горизонтальной распределенной структурой?. Теперь все логично и понятно.

У меня, кажется, появился любимый персонаж — Гален Эрсо. Потому что наиболее реалистичный, понятный и близкий мне. Он не злодей и не герой (ну, под конец жизни герой, да), он сомневается. Я могу найти свои мысли и противоречия, свои договоры с совестью в нем. Давайте признаем, нам интересно смотреть в кино за судьбами героев вроде Дарта Вейдера, Люка Скайуокера, Магистра Йоды, и каких-то из них, возможно, мы даже готовы записать в свои идеалы, но жизнь наша гораздо ближе к Галену Эрсо. Посмотрим на него: инженер, технический менеджер в госкорпорации. В нашей реальности он бы получал образование в какой-нибудь Бауманке, а может быть в Физтехе или МИФИ.

Как бы мы ни симпатизировали по инерции предыдущих фильмов повстанцам, но мы с вами, друзья, жители Империи, и даже не отдаленного Татуина, а Москвы-Корусанта (большая часть из вас). Да, наша империя вроде как не строит Звезды Смерти, но от того не становится менее сюрреалистичной в некоторых своих действиях. Вот Бродский писал: “Если выпало в империи родиться — лучше жить в глухой провинции у моря”.

И мы, в отличии, кстати, от Галена Эрсо, этим советом поэта как раз не воспользовались. Поэтому мы вполне можем найти себя в один холодный вечер принимающими у себя в гостях какого-нибудь партийного функционера Кренника, который, вообще-то, неплохой парень был в молодости, да вот партийная работа (и квартирный вопрос) его, конечно, испортили…

Статья опубликована по ссылке.

--

--