Игорь Пронин “Свидетели Крысолова”

Гамельнский крысолов. Теперь и в России

Имя Рек
glokayakuzdra
6 min readJun 8, 2020

--

[Боевая фантастика|Россия|Современное (2004г.)]

Москва. Недалекое будущее. В столице нашествие “крыс”. Так называют новую расу мутантов, обитающих в подземных коммуникациях, — полулюдей-полудикарей, способных становиться невидимыми и владеющих навыками телепатии. Единственное их желание — убивать. Полиция не справляется, люди в панике. В это самое время появляется Крысолов, который обещает избавить город от напасти, но за указанную заранее в договоре стоимость.

Начинается повествование более чем бодро, с места в карьер: с расстрела из пулеметов стеклянного небоскреба седьмого отдела полиции. Причина неизвестна. Выживших нет. Кроме одного. Странного человека по прозвищу Живец. Не в том смысле, что его используют, как приманку при ловле на живца, а в том, что он необыкновенно живуч — выходит невредимым из любой передряги. В этом ему помогает его “чутье”, предупреждающее об опасности. Еще некоторое время, пока держится градус экшна и наличествует интрига, — кто и с какой целью уничтожил целый отдел полиции — интерес остается подогретым. Затем любопытство, стараниями писателя, постепенно сходит на нет.

Причина в несоответствии: интересная задумка — слабая реализация. Автор словно взял классную картинку в раскраске, но не смог грамотно добавить цветов, изображение так и осталось блеклым. Как вы наверное поняли, роман — это аллегория на Гамельнского крысолова. Только в современных реалиях.

Будущее, в котором живут герои, выглядит пресным. Тридцатимиллионная Москва, разросшаяся до невероятных пределов, окружена кордоном. Продолжительность жизни высокая, остро стоит проблема рождаемости. Стариков на улице больше, чем молодежи. Все сыты. Чисто, стерильно, скучно. Большинство сидит дома в Сети (аналог интернета) и развлекается в “полезных играх”, умудряясь даже зарабатывать таким образом. Что за “полезные игры”, автор отказывается прояснить. Есть и пиратские Сети, наподобие Даркнета. Из-за демографического упадка введен закон о принудительной рождаемости. Вроде все есть, но подано настолько минималистично, что не за что глазу зацепиться.

Со временем декорации меняются: часть героев оказывается схвачена “крысами” в подземелье. Может тут интереснее? Подземная жизнь дикого племени? Нет. Поймали, избили, кого-то убили, изнасиловали, побили, изнасиловали и еще раз избили.

А вот сюжет “Свидетелей Крысолова” скачет “будь здоров”. Но не в эмоциональном плане, а в фабульном. Начиналось все с противостояния полиции и крыс. Потом мэр, спецслужбы, охота на Живца. Затем появление Крысолова. А закончилось… войной клонов и перемещением героев в параллельный мир. Было бы здорово, если бы автор потрудился и логично связал все части произведения в единое целое. К сожалению, роман выглядит как набор чужеродных кусков, разбросанных тут и там, и повествование от лица то одного (Живец), то другого героя (Наташа Данилова) не спасает и не добавляет стройности сюжету. Более того, иногда автор настолько топорно связывает разные ветки истории, что диву даешься. Ни за что не догадаетесь, как Живец узнал о судьбе оперативника Даниловой (подсказка, выберите самый тупой вариант):

А “спасение” Даниловой из подземелий крыс — это ни что иное, как “Deus ex Machina” в чистом виде.

Персонажи непроработанны. Их немало, отнюдь. Но ни у кого практически нет ни своей истории, ни каких-либо запоминающихся черт. Хотя “закваска” для каждого взята более чем интересная, с потенциалом. Будь то неуловимый киллер с “чутьем” или грубоватая тридцативосьмилетняя женщина-полицейский, не обремененная мужем и детьми, чайлдфри, как сейчас модно говорить.

Второстепенные герои тоже задумывались с изюминкой, но точно также остались “недоделанными”. Тут и старик-оккультист, который нашел контакт то ли с инопланетным разумом, то ли вообще непонятно с чем. Этакий архетип старца. Слегка фанатичный, слегка сумасбродный. Или вот, очень актуально, амбициозный, в меру своих умственных способностей, московский мэр-коррупционер, со своей армией, проворачивающий темные делишки и метящий в президенты. Мог бы получиться очень харизматичный злодей. Но не срослось. Эти персонажи появляются на страницах романа 1–2 раза. Они были бы забыты тут же, если бы не упоминались с навязчивой частотой в диалогах других героев романа.

Кстати, о диалогах. Они тут “на высоте”. Игорь Пронин почему-то очень стремился придать брутальности произведению, поэтому слова “самка”, “самец” встречаются тут не один десяток раз. А вот с именами героев автор демонстрирует чудеса изобретательности и разносторонности: кавказское “вторжение” (Мартиросян, Мехмет, Муса Салиев, Ачоев, Манана Чачава, Бурджули, Тофик Таги-заде), мэр по имени Милош (видимо, чтобы подчеркнуть интернациональность московского населения), исконно-русские Аркаша, Наташа, Раиса, и все это под соусом совсем уж диковинных “Омар” и “Отиль”. Вот где разгул фантазии!

Основной провал, на мой взгляд, заключается в следующем: кто должен быть одним из самых харизматичных героев в романе-аллегории на Гамельнского крысолова? Правильно, Крысолов. Угадайте, кто самый скучный персонаж этой книги? Все верно, Крысолов. Хотя казалось бы, вариантов для его представления уйма. Взять хотя бы стандартный, слегка избитый, но все же беспроигрышный вариант с трикстером. Хитрый шельмец Крысолов, втягивающий в свою игру героев, ловко манипулирующий людьми, циничный и неуловимый. Или могущественный, практически неуязвимый, но со своей философией, принципами и взглядами на жизнь. Ну вот что-то вроде Воланда, например. А может таинственная, загадочная фигура, с налетом мистики и волшебства, оставляющая после себя вопросов больше, чем ответов, но в конце раскрывающая все карты. Нет, Крысолов в романе просто никакой. Единственное, что в Крысолове запоминающегося — его одежда: зеленые штаны, зеленая куртка, широкополая шляпа с остроконечной тульей, тоже зеленая, естественно, сумка и трубка с табаком. Еще он на старорусский манер называет градоначальника не мэром, а “бургомистром”. Хорошо, что йода-стайл не использует в разговоре. Никаких запоминающихся черт характера. Исчез, появился, сказал пару слов, опять исчез. Его разговоры с персонажами соответствующие:

— Кто вы такой?
Слишком долго объяснять даже тем, кто умеет. Я не умею, прости

— Таково решение, таковы мои обязанности. — Крысолов выставил вперед руку, предупреждая дальнейшие вопросы Живца. — Я же сказал, что не могу объяснить. И не хочу: это не входит в мои обязанности.

— Это хорошо. Мне трудно объяснять.

— Но что за работа, откуда вы взялись, почему я… Как вы меня нашли?
Времени мало.

Крысолов придет за новым урожаем еще не скоро. И никто не поймет, зачем ему это нужно. Он и сам не знает.

Вот теперь все понятно. Подробно объяснили и по полочкам разложили, спасибо. Крысолов выглядит не как магическое существо или посланник иных миров, а как безэмоциональный андроид, с минимальными набором слов и желанием вести диалог.

Крысолов. В романе примерно такой же, только “зеленый”

Есть в книге и пара ляпов. В одной из глав Аркадий, что был всю книгу Шацким, внезапно превращается в Тоцкого, но уже на той же странице снова перевоплощается в Шацкого. Фантастика, да и только!

Метаморфозы имени Шацкого-Тоцкого

Присутствуют и более серьезные, и одновременно более забавные ошибки. В середине романа Крысолов спускается в подземелье, чтобы спасти Наташу Данилову:

— Встань. — Он сам нашел ее пальцы. — Идем.
<…>
Но молчала, боясь сильнее ухватиться за холодную руку, за длинные сухие пальцы.

А вот почти в самом конце книги:

Наташа осторожно протянула руку, коснулась рукава гостя и, вскрикнув, подула на пальцы.
Это не ожог. Это нежелание твоего тела касаться чуждой ему материи, — тут же пояснил Крысолов.

Ничоси! То можно было к нему прикасаться, теперь уже нельзя — непонятно.

Подведем итоги.
Игорь Пронин замесил слишком много ингредиентов, очень неплохих и перспективных, надо сказать: подземные мутанты-крысы, бомжи, полиция, спецслужбы, сектанты-мидониты, клоны, ушлый мэр, киллеры. Только из половины этого при должном и кропотливом подходе можно было бы приготовить, если не шедевр, то достойную книгу. Автору, на мой взгляд, не хватило то ли желания, то ли мастерства. Он словно брал интересные, действительно интересные темы, но довести их до кондиций не смог. Или не собирался — просто скинул в кучу. Что получилось — не совсем понятно. Для боевой фантастики слишком мало драйва: два невнятных столкновения с крысами-тильзитами за весь роман. Для антиутопии — мира потребления с демографическими проблемами — мало социального подтекста и отношений между героями. Научная фантастика? Ну да, в романе упоминаются клоны, как средство для борьбы с плохой рождаемостью. Но что, где, как? Ответов на эти вопросы не последует. Назвать это качественной фантастикой тоже нельзя. Кем же все-таки является крысолов, и зачем действительно он появляется, кто его хозяева? Что за компенсацию он возьмет? “Будущее города”. В прямом смысле или в переносном — дети? Так Москва, по сюжету и так вымирает. Рождаемость низкая. Думайте сами. “Вы все равно не поймете, мне трудно объяснять,” — как бы говорит нам автор, повторяя слова Крысолова.
Главные герои произведения подмечают, что даже после плотного общения с Крысоловом лицом к лицу, они не могут запомнить, как он выглядит. Ничего, кроме зеленой одежды. Так и роман, прочитал, отрицательных эмоций и раздражения он не вызвал, но спустя пару недель трудно что-то вспомнить об этой книге. 6/10.

P.S. Игорь Пронин, автор романа, к сожалению, скоропостижно скончался от тяжелой формы рака в 2015 году в возрасте 47 лет.

--

--