Честный обзор ICO NuCypher

Kiku
Golden Borodutch
Published in
14 min readNov 24, 2018

ICO Website | White Paper | ICO Chat | BitcoinTalk | Github

Обзор разработан сообществом “Авокадо Одобряет” при поддержке Телеграм канала Золото Бородача. Для удобства читателей структура обзора поделена на шесть частей: продукт, адвайзоры, команда, партнеры, юридическая часть и заключение. Команду проекта просим публично ответить на вопросы, выделенные жирным шрифтом. Часть вопросов задана нашей командой с точки зрения конечного пользователя, далекого от технологий шифрования. Попросим команду опуститься на уровень их будущих пользователей и ответить на все вопросы. Если окажется, что на какие-то вопросы уже есть ответы в документации, то сообщество будет благодарно, если команда ответит на них языком попроще.

Стоит отметить, что все описанное ниже — это личное мнение автора, которое находится в полном соответствии с законами о Fair Use и Первой Поправкой. Это не торговый совет, а вся информация была собрана только из открытых источников.

Продукт

NuCypher — децентрализованная сеть, в которой будут шифроваться, храниться и передаваться ключи шифрования данных.

Практически все популярные сайты в интернете используют шифровальные сертификаты SSL и TLS, чтобы их не ломали с пол пинка, как это было с сайтами в девяностых. У публичных блокчейнов такой защиты нет, и NuCypher хотят решить эту проблему с помощью шифровальных ключей.

Механизм передачи зашифрованных данных в сети NuCypher можно сравнить с передачей биткоина, только шифроваться будет и сам адрес кошелька. Вот пошаговый пример передачи зашифрованных данных:

  1. Есть владелец данных — Алиса. У Алисы два ключа доступа: публичный и приватный. А ещё она может генерировать уникальные для своих данных симметричные ключи, которые зашифровывают и расшифровывают её данные. Публичный ключ нужен для зашифровки симметричных ключей и запроса чужих данных. Приватный ключ нужен для расшифровки симметричных ключей и создания ключей ре-шифрования. Дальше чуть понятнее.
  2. Алиса шифрует свои данные симметричным ключом. Симметричный ключ шифруется публичным ключом и прикладывается к данным. Данные отправляются в облако.
  3. Есть желающий получить данные Алисы — Боб. У Боба тоже два ключа: публичный и приватный. Чтобы дать доступ к данным, Алиса создаёт ключ ре-шифрования из своего приватного и публичного ключа Боба. Ключ ре-шифрования разделяется на случайное количество частей и отправляется случайным майнерам.
  4. Боб скачивает с облака зашифрованные данные и зашифрованный симметричный ключ Алисы. Далее он отправляет скачанный симметричный ключ майнерам, которые получили части ключа ре-шифрования. Они перешифровывают симметричный ключ с помощью ключей ре-шифрования под приватный ключ Боба.
  5. Майнеры возвращают ре-шифрованный симметричный ключ Бобу. А тот, используя свой приватный ключ, расшифровывает симметричный. И вот, уже этим расшифрованным симметричным ключом, Боб расшифровывает данные Алисы.

Этот пример мы взяли и упростили с обзора NuCypher от сайта Coinremix — там более подробно и наглядно иллюстрирован концепт шифрования и передачи ключей. Весь процесс обмена ключами автоматизируем, но это зависит от реализации самих разработчиков в приложениях.

NuCypher разрабатывают две криптографические технологии:

  1. PRE Umbral — сеть двойного прокси-шифрования, механизм которого описан выше, в примере с Алисой и Бобом.
  2. nuFHE — библиотека на основе Полностью Гомоморфного Шифрования с ускорением её производительности примерно в 100 раз. FHE — такое шифрование, которое позволяет производить сложные вычисления над зашифрованными данными без их расшифровки. И оно очень медленное. Команда NuCypher, помимо ускорения, исследует возможность создания смарт-контрактов на базе FHE, чтобы майнеры не видели данные которые подтверждают.

Мы не нашли в интернете рабочих проектов, которые использовали бы технологии PRE или FHE. Нашли лишь научные исследования по ним, из которых ряд работ от члена команды NuCypher, Дэвида Нуньеса.

NuCypher не делают собственный блокчейн. Их сеть может быть развернута на любом блокчейне. Она управляется смарт-контрактами от Ethereum, а для распределения наград и предотвращения Sybil-атак использует механизм Proof Of Stake. Токены NuCypher (NU) будут мотивировать майнеров на повторное ре-шифрование ключей, послужат залогом от ошибок и нарушений и необходимостью для запуска и работы узлов.

Команда проекта утверждает, что в начале жизни сети требования к оборудованию майнеров будут минимальны. Может даже хватить одноплатного компьютера Raspberry Pi, который стоит примерно $35.

Перейдём к вопросам по продукту.

Техническая Белая Книга NuCypher для чтива рядовым пользователем будет трудной. Воды там практически нет, всё о технологии и по существу. Но шрифт стоило бы увеличить и поменять, глазам больно.

Наш протокол изначально является псевдоанонимным, т.е. не хранит личности участников. Мы постараемся спроектировать полностью анонимный протокол ре-шифрования в будущем.
— Белая Книга NuCypher, 12 страница

  • Уже есть наброски того, как протокол ре-шифрования можно сделать полностью анонимным?
  • Как технически устроен механизм защиты от «атаки 51%», неограниченного доступа майнеров к данным и ложного расшифровывания информации? Где в коде можно посмотреть на принцип работы этих алгоритмов?
  • Какая часть обмена ключами будет доступна для автоматизации разработчиками приложений? Почему это безопасно для децентрализации сети?
  • Майнеры смогут обрабатывать транзакции без поиска блоков?
  • У майнеров для обработки транзакций будет географическая зависимость?
  • Код продуктов NuCypher и смарт-контракта проверен сторонними аудиторами? Если да, то когда и кем именно? Мы можем увидеть аудиторские отчеты?
  • Возможно ли увидеть финансовый план NuCypher? На что пойдут собранные средства?

26 июля 2017 команда проекта выпустила первую версию алгоритма PRE шифрования. В августе 2018 года NuCypher опубликовали код nuFHE. По инсайдерской информации, наработки nuFHE уже используются для смарт-контрактов на хакатонах.

Децентрализованная сеть ещё не запущена, но команда проекта утверждает, что корпорации уже сейчас могут запросить приватный тестнет заполнив заявку, или обратившись напрямую к учредителю. В дальнейшем технология сети PRE будет доступна в централизованном виде для предприятий, без необходимости в блокчейне.

Адвайзоры

Консультативный совет состоит из двух учёных по криптографии. Перед тем как написать им для подтверждения участия в проекте, мы предупредили команду NuCypher.

  • Дэйв Эванс [in|tw] — профессор компьютерных наук в университете Вирджинии. Написали Дэйву на почту и Линкедин, ждём ответа.
  • Джузеппе Атенизе — профессор компьютерных наук в университете Стивенс. Джузеппе в социальных сетях не найден, поэтому мы написали ему только на почту, ждём ответа.

Мы спрашивали команду, планируют ли они привлекать ещё адвайзоров. Нам ответили, что это маловероятно. Адвайзоров по маркетингу заменяют инвестировавшие фонды, а в консультантах по ICO и бизнесу не заинтересованы.

Команда

Три года назад NuCypher назывались ZeroDB и разрабатывали сквозную зашифрованную базу данных для банков и корпораций. Над ZeroDB команда проекта работала с марта 2015 по октябрь 2016 года, а потом отменила свой бизнес-план и наметила новый — NuCypher.

Почему вы решили перестать работать над ZeroDB?

В команде проекта четырнадцать человек: два учредителя, восемь технарей, три специалиста по развитию и один комьюнити менеджер. Также в чатах проекта [en|ru] полно админов, они адекватно и активно отвечают на вопросы.

Подробно рассмотрим опыт работы учредителей и разработчиков.

  • Маклейн Уилкинсон [in|fb|tg] — соучредитель и генеральный директор. Четыре года учился в американском университете по специальности бизнес-администрирования и экономики, где также играл в теннис. Два года работал инвестиционно-банковским аналитиком в крупной финансовой компании Morgan Stanley на Уолл-Стрит, где консультировал компании по финансовым вопросам в сфере технологий, медиа и телекоммуникаций. С 2013 года начал учиться программированию на Python и JS. На гитхабе публиковал собственные простенькие утилиты. С марта 2015 по июнь 2016 года участвовал в разработке сквозной зашифрованной базы данных — ZeroDB, которая переросла в разработку NuCypher.

    На сайте NuCypher написано, что Маклейн имеет сертификаты CFA (финансового аналитика) и CISSP (сертифицированный специалист по информационной безопасности), — мы можем увидеть эти сертификаты?

Какие компании консультировал Маклейн?

Какие проекты, помимо ZeroDB и NuCypher, основал Маклейн?

  • Михаил Егоров [in|fb|tg] — соучредитель и технический директор. Пять лет учился в московском физико-техническом институте на бакалавра в области прикладной математики и физики. Во время учебы десять месяцев работал Python программистом на проекте sportbox.ru. В середине 2008 года переехал из России в Австралию, где на два года поступил в технологический университет Swinburne. В университете Михаил защитил докторскую диссертацию в области экспериментальной физики по теме ультрахолодных атомов и конденсатов Бозе-Эйнштейна. Помимо диссертации, мы нашли ещё пять научных исследований в области физики, в публикации которых участвовал Михаил — [1|2|3|4|5]. Также, Михаил в австралийском университете Monash участвовал в создании экспериментальной машины двухкомпонентного конденсата Бозе-Эйнштейна

    В Австралии Михаил продолжил работать Python программистом: пять месяцев в уже неработающей программной студии Netagi; и год и два месяца в проекте поиска работы — WorkLifeGroup. Михаил в LinkedIn утверждает, что он год и восемь месяцев работал в США старшим разработчиком компании LinkedIn. На гитхабе Михаил активен с 2015 года, много работал над продуктами ZeroDB и NuCypher, публикует собственные инструменты, например вот небольшой скрипт для скачивания текущего списка пользователей со своего канала в Телеграме. В биографии Михаила не указано, но он консультирует четыре блокчейн-проекта: Datum — децентрализованный маркетплейс данных; Bluzelle — децентрализованная база данных; Jobeum — блокчейн-сеть для монетизации информации; и LegalThings One — инструмент для автоматизации бизнес-процессов. Также, ранее Михаил был указан адвайзором ICO Fluence — децентрализованной базы данных.

Где найти доказательства того, что Михаил работал в компании LinkedIn? Какие задачи Михаил там выполнял?

В каких проектах Михаил уже работал техническим директором?

В 2014 году Маклейн и Михаил уже собирались разработать два блокчейн-проекта: Bitsurance — протокол страхования на блокчейне; и LoanCoin — децентрализованный банк. Но дальше расписывания идеи на бумаге дело не зашло. Вместо этого они сделали сквозную шифровальную базу данных для корпораций — ZeroDB.

Почему вы решили не запускать Bitsurance и LoanCoin?

Мы можем увидеть подтверждение опыта работы Евы Эвергрин? Где ещё Ева работала? Участвовала ли она в хакатонах? Если да, то в каких, с каким проектом и каковы результаты?

В основном код пишут на языке Python, а вторично на Golang, JS и Java. За общением разработчиков можно следить в Discord чате NuCypher. Раз в месяц для комьюнити выпускают отчет о проделанной работе.

  • Дерек Пьер [in] — специалист по развитию бизнеса. Дерек указывает в LinkedIn, что он с 2005 года работал программистом в различных крупных IT-компаниях Канады. Сейчас, помимо NuCypher, Дерек работает техническим советником в Nightlight — проекте консультантов того, как обезопасить мероприятия.
  • Арджун Хасард [in] — специалист по развитию продукта и налаживания партнерства. Судя по LinkedIn, Арджун работал пару лет руководителем развития продукта в компаниях SyndicateRoom — посредник между инвесторами и стартапами; и Factmata — ещё не запущенный стартап проверки Fake News с помощью алгоритмов.
  • Джастин Блюменталь [in] — студент по MBA из Гарвардской школы бизнеса, стажирующийся в NuCypher во время перерыва между семестрами.
  • Райан Карузо [in] — комьюнити менеджер.

Мы спрашивали команду, будут ли они нанимать новых сотрудников. И нам ответили, что сейчас ищут только исследователя технологии Полностью Гомоморфного Шифрования.

Партнеры

Партнёров проекта мы разделим по инвестированию, интеграции и исследованиям.

По инвестированию

У NuCypher было три раунда инвестиций.

Первый раунд прошёл 9 августа 2016 года. По словам команды, инвестиции составили $750 000. Это была продажа акций компании четырём венчурным фондам:

Второй раунд прошёл 12 декабря 2017 года. По словам команды и СМИ, инвестиции составили около $4 300 000. Это была продажа около 30% токенов NU от общего количества на тот момент. Всего в сети один миллиард токенов. Как сказал нам учредитель проекта, в августе 2017 года сеть NuCypher оценивалась стоимостью в $14 000 000 и цена токенов отталкивалась от этой цифры. В дальнейшем, перед запуском ICO, стоимость сети и токенов может измениться.

Вы планируете переоценку стоимости сети? Если да, то когда и кто конкретно её проведёт?

Продажа была для 12 крипто и венчурных фондов, названных СМИ:

У большинства перечисленных фондов нет публичных портфолио, поэтому мы просто проверили их существование.

Компания NuCypher после продажи токенов подала форму Regulation D в SEC, с отчетностью о полученных $4 381 000 за продажу ценных бумаг. Сами токены NU не считаются ценными бумагами. Это была продажа ценных бумаг SAFT, которые преобразуются в токены NU, когда запустится децентрализованная сеть. SAFT — это эдакой эскроу покупки токенов у ещё неработающего продукта через ценные бумаги.

Будут ли заблокированы токены фондов с приватной продажи? Если да, то как долго?

В начале 2018 года был раунд для индустриальных майнеров и стейкеров. Об этой продаже официально не объявлялось. Количество проданных токенов и список участников неизвестен. Команда утверждает, что токены этих майнеров были проданы без скидки и будут заблокированы в течении двух лет.

Вы планируете подавать форму Regulation D в SEC о продаже токенов майнерам и стейкерам? Если да, то когда?

По интеграции

Различные инфраструктуры, протоколы и децентрализованные приложения объявили или уже интегрировали технологию NuCypher. Вдаваться в подробности о каждом проекте мы не будем. Поделим проекты на области их работы и найдем подтверждения партнерства.

Управление ключами:

Децентрализованная база данных:

  • Bluzelle. ICO, собравшее $19 500 000. Текущая рыночная капитализация токена проекта составляет $17 700 000. Интеграция подтверждается. Будут использовать децентрализованный контроль доступа к данным.
  • Wolk. ICO, собравшее $11 500 000. Интеграция подтверждается. Используют NuCypher для шифрования базы данных.
  • Fluence. Pre-ICO, собравшее в августе 2017 года $800 000. ICO планируется на декабрь 2018 года. Интеграция подтверждается.
  • Dataeum. Pre-ICO, которое начнется 21 января 2019 года. Интеграция подтверждается. Будут использовать децентрализованное шифрование данных.

Медицина:

Монетизация данных пользователей:

Автоматизация бизнес-процессов:

Автомобильная база данных:

Из двадцати двух проектов мы не нашли подтверждения партнерства только у трёх: Medixain, Doctor Chain и Spherity. Но это скорее вина этих проектов — с виду они сырые и необщительные.

Есть ли доказательства того, что Medixain, Doctor Chain и Spherity интегрируются с NuCypher?

Учитывая то, что децентрализованная сеть технологии ещё не доступна, множество проектов уже хотят использовать NuCypher. А такие проекты как MediBloc, Datum и Wolk уже используют продукт от NuCypher в централизованном виде.

Кто из партнеров, помимо MediBloc, Datum и Wolk, уже используют технологию NuCypher и для чего?

По исследованиям

NuCypher состоят в трёх некоммерческих сообществах по исследованию технологий:

  • EEA — Альянс исследователей Ethereum [пруф];
  • MOBI — Исследователи блокчейна в области транспорта [пруф];
  • Hyperledger — Альянс исследователей блокчейна [пруф]

Можно ещё к разделу партнёров добавить компании, чьим клиентом являются NuCypher, а это:

  • Incentivai — инструмент для тестирования криптоэкономики сетей через смарт-контракты и искусственный интеллект.
  • Perkins Coie — юридическая фирма. Как утверждает учредитель NuCypher, они консультируют по юридической части токена NU.
  • Orrick — юридическая фирма. Консультируют в общем по корпоративной части.

Юридическая часть

NuCypher зарегистрированы в США с 2015 года как частная компания под именем предыдущего проекта — ZeroDB.

В регистре штата Delaware ZeroDB находится под номером 5717725

Компания ZeroDB зарегистрировала три патента в реестре США:

  1. База данных с нулевым разглашением;
  2. Шифрование для распределенного хранения и обработки;
  3. Высокоэффективное управление доступом и защита данных для распределенных приложений обмена сообщениями.

Команда проекта утверждает, что их токены NU имеют характер Utility. Они будут использоваться для поддержания сети, поощрения майнеров и как оплата за шифрование данных пользователями.

В Белой Книге NuCypher не пишут про листинги на биржах, прогнозы цены и спроса на токен. Так же и во всех остальных маркетинговых материалах, видео-интервью и в ответах на вопросы.

Предусмотрена ли возможность возврата инвестиций для публичной продажи?

Белый список инвесторов ещё не ведётся, но считается, что туда попадут участники англоязычного Телеграм чата NuCypher. После этого будет идентификация через KYC. Команда ещё не решила насчёт того, какая компания со стороны проведёт для них KYC. Также ещё не решено, граждане каких стран не смогут участвовать.

Заключение

Продукт для крупных компаний и открытых проектов, обеспокоенных конфиденциальностью своих клиентов. Польза от продукта однозначно есть: защита наших данных от утечки и разграничение прав доступа к данным.

Команда опытна в криптографии, вполне способна выпустить и развивать свой продукт. Единственное “но”: СЕО проекта ещё не запускал продуктов, которые бы успешно развивались и сейчас.

Судя по партнёрам, проект нацелен не на маркетинг токена, а на привлечение майнеров, разработчиков и компаний, которым нужна их технология.

ICO проекта начнётся сразу после получения руководства по проведению токен-сейла от SEC и запуска тестовой сети NuCypher. Точных дат не дают, всё ориентировочно на начало 2019 года.

На вопросы о публичной продаже команда скорее всего не ответит, так как ещё ничего не объявлено и точных планов по токеномике и роадмапу не раскрыть из-за ожидания ответа от SEC.

Добавим комментарий от Никиты Колмогорова:

Наконец-то хороший, открытый проект, который мы будем ставить в пример другим ICO, которые рассматриваем. Команда очень отзывчивая и открытая, в штате достаточно отличных программистов с релевантным опытом. Патенты, о которых говорят, реально зарегистрированы. Работа с SEC’ом на высоте. Продукт интегрирован в существующие продукты. Предыдущие инвестиционные раунды закрыты успешно.

В общем, наконец-то мы можем поставить на какой-то проект свою печать качества. Советуем вам пристально следить за NuCypher в будущем — вероятно, перед нами реально стоящий проект. Спасибо команде!

На этом всё. Спасибо каждому, кто дочитал обзор до конца! Если понравилось — хлопайте в ладоши.

И присоединяйтесь к сообществу Авокадо Одобряет

--

--