Любопытство

Valentina Zeldina
Granum Salis
Published in
3 min readOct 23, 2017
Личность

Любопытной Варваре на базаре провели экскурсию, пирогов с пылу с жару насовали, кузнец молодой подкову на счастье подарил, солнце светит, говор замечательных людей ласкает слух.

Любопытство — это то, что помогает начать. Ну, мне, по крайней мере. Когда мне любопытно, я даже не замечаю момент, когда начинаю что-то делать или читать, а потом неожиданно оказывается, что уже далеко продвинулась и не устала. А ещё любопытство помогает узнавать новое — не просто копить знания, а расширять представление о реальности. Если вы читали «Вы, наверное, шутите, мистер Фейнман», то вы, наверное, понимаете, о чём я. Когда пытаешься понять, какого роста был тиранозавр и смог бы он заглянуть в окно третьего этажа, узнанный ответ уже невозможно забыть. Он становится частью твоего мира, а не числом, которое может пригодится, чтобы поразить знакомых.

Любопытство — это клей, на котором держится вся информация в моей голове, и если я знаю, как отклеить жвачку от штанов, в каком томе собрания сочинений найти сквозное оглавление по всем томам, откуда на картинах Ван Гога синий цвет и как делается японская гравюра — это всё потому, что в какой-то момент моей жизни мне это было любопытно. Любопытство — это умение заметить свой искренний интерес к чему-то и не препятствовать ему, когда это уместно (то есть, почти всегда).

Но на одном любопытстве не уедешь далеко, если надо далеко ехать.

Коллектив

Понять, что мешает двигаться дальше, помогает осознанность в самом широком смысле этого слова. Осознавать, что физически происходит с твоим телом, мотивирует вовремя отдыхать. Замечать, что вот здесь пропал интерес и поэтому я теперь делаю не важное, а понятное, мотивирует вовремя менять свои действия. Осознанность помогает не оказаться в ситуации «мне уже многие годы не нравится, что со мной происходит, и я не знаю, что с этим делать». Осознанность — навык, который можно развить, и это очень круто.

А поменять свое поведение — после того, как осознаешь, что что-то плохо (и хочется поменять), или что что-то хорошо (и хочется закрепить) — помогают навыки инструментальной рациональности. Рациональности не в смысле отсутствия эмоций, а в том смысле, который в неё закладывает сообщество Less Wrong. Про эти навыки мы будем подробнее писать потом, потому что там интересно разбираться с деталями.

Любопытство, осознанность, рациональность — звучит как русская тройка, но не совсем, потому что на самом деле слов в этой цепочке должно быть пять. Оставшиеся два — смелость и доверие.

Ничего нового нельзя сделать без смелости, и на этом можно про неё закончить. Разве что добавить, что кто-то из нас смелее в одних вещах, а кто-то — в других, и доверие помогает быть всем вместе смелыми там, где смел хотя бы один или одна.

Доверие — это то, от чего очень зависит скорость, когда идёшь в новое или создаёшь новое. Если рядом с тобой те, кому ты действительно доверяешь, ты можешь делать то, что действительно надо, понимая, что тебе не надо контролировать других и не обязательно участвовать во всём, чтобы без тебя не сделали не так.

Цивилизация

Доверие в команде помогает тратить своё время не на суету и контроль, а на то, что тебе по-настоящему любопытно. И тут, кажется, цепочка замкнулась, а я рассказала про пять наших ценностей — любопытство, осознанность, рациональность, смелость и доверие.

--

--