“С помощью технологий люди станут приблизительным воплощением бога”

Андрей Смирнов
hightech.plus
Published in
3 min readMay 7, 2018

Культ вечной молодости и доступ к технологиям и финансовым ресурсам сделали Кремниевую долину эпицентром трансгуманизма. Изобретатели, предприниматели и футурологи надеются, что скоро биохакинг станет доступной практикой. Люди научатся продлевать жизнь и преодолевать границы физических возможностей. Сформируется новый вид человека, но, как предупреждают эксперты, стать сверхлюдьми смогут далеко не все.

Человечество постепенно приближается к эре траснгуманизма, пишет в своей колонке редактор отдела науки и технологий Guardian Робин Макки. В ближайшем будущем люди смогут искусственно совершенствовать свои физические и интеллектуальные возможности, а также увеличивать продолжительность жизни. Макки называет человека будущего “приблизительным воплощением бога”.

Он ссылается на писателя Марка О’Коннелла, который в своей книге “Быть машиной” изложил суть движения трансгуманистов. “Они верят, что мы можем и должны искоренить старение как причину смерти; что мы можем и должны использовать технологии для совершенствования нашего тела и разума; что мы можем и должны слиться с машинами и, наконец, воссоздать себя заново в соответствии с высшими идеалами”.

Многие ИТ-лидеры разделяют идеи трансгуманизма. Так, глава Tesla и SpaceX Илон Маск считает, что люди должны подключить свой мозг к компьютеру, чтобы на равных конкурировать с развитым искусственным интеллектом.

Для этого предприниматель основал стартап Neuralink, который разрабатывает “нейронное кружево” — мозговые импланты для интерфейса мозг-компьютер.

Индустрия технологий и в частности Кремниевая долина становятся эпицентрами трансгуманизма. Макки объясняет это культом молодости, страхом перед старением и, в то же время, доступностью денег.

Представители ИТ-сферы могут позволить себе увлекаться даже самыми экстраординарными направлениями трансгуманизма, которые неоднозначно оценивает научное сообщество. Один из таких примеров — криогенная заморозка с использованием жидкого азота. Как минимум три компании в США и одна в России предлагают услуги заморозки тела с его предполагаемой разморозкой и оживлением в будущем. В поддержку этой технологии выступают футуролог Рэй Курцвейл, венчурный инвестор Питер Тиль и “отец нанотехнологий” Эрик Дрекслер.

Впрочем многие из экспертов, например, Курцвейл, надеются, что скоро человек не будет ограничен своей физической оболочкой. Когда люди сольются с искусственным интеллектом, продолжительность жизни человека уже не будет зависеть от телесных факторов.

Однако современные технологии еще не позволяют воплотить сценарий из сериала “Черное зеркало” и переместить сознание в облачную систему. Пока цель трансгуманистов — это совершенствование тела человека и переход от уязвимого и хрупкого формата 1.0 к улучшенной и более выносливой “модели” 2.0.

Трансгуманизм во многом строится на технологиях, созданных для помощи больным или пожилым людям. Один из таких примеров — гормон эритропоэтин, который используют для лечения пациентов с тяжелыми случаями анемии. В то же время препарат принимают спортсмены, так как он помогает кровотоку быстрее доставлять кислород к мышцам.

Специалисты по этике опасаются, что из-за стремления к совершенству люди захотят обзавестись суперспособностями во что бы то ни стало. Однако позволить себе последние достижения трансгуманизма смогут немногие, ведь на данный момент большинство биохакеров базируется все в той же Кремниевой долине, которая питается венчурным капиталом.

Как отмечают биоэтики, трансгуманизм может породить новый класс людей, которые будут уверены в своем превосходстве. Но в отличие от других подобных исторических прецедентов, они действительно будут превосходить по своим способностям обычных людей.

Впрочем сторонники трансгуманизма уверяют, что со временем умные импланты и другие технологии подешевеют, как когда-то подешевели смартфоны, и каждый сможет позволить себе стать биохакером.

“Трансгуманизм заставляет нас задуматься о тех возможностях, которых у нас пока нет, и о тех ограничениях, которые мы могли бы преодолеть”, — говорит профессор биоэтики из Университета Солфорда Энди Майа. “Речь идет о будущем человека как вида”, — подчеркивает исследователь.

С Майа согласен и футуролог Пол Зехр. По его мнению, человечество станет первым в истории видом, который сможет искусственно изменить свою биологию. При этом отличить обладателя сверхспособностей от обычного человека не получится. Зехр признает, что вероятность наступления антиутопии велика, но остановить прогресс уже нельзя.

--

--