С копьями против всех. Пикты
Больше материалов читайте в ВК
Salve! Сегодняшний материал будет выбиваться из нашей серии статей про племена, так или иначе поучаствовавшие в Великом Переселении Народов — в частности, по той простой причине, что это племя не германское. Да и в принципе оно не очень-то большой ущерб нанесло римским владениям. Ну, то есть, как — наполовину уничтоженная римская провинция и бесчисленные набеги на протяжении четырёх веков. Дикие, опасные, и невероятно дерзкие, они отличились тем, что устроили девятому легиону Тевтобург на минималках, а так же — тем, что за всю историю римской Британии их так и не покорили (хотя возможность была). Отбив всякую охоту соваться к ним, они оставались постоянной угрозой романо-бриттам, и, в конечном итоге, они же и стали одной из двух причин их гибели. В сегодняшней статье мы поговорим про пиктов.
Пикты — загадочный народ: учёные до сих пор спорят о том, кем они были и как попали в Британию. Если упрощать, то есть четыре версии их происхождения. Первая: они являются родственниками иберов, то есть, коренных испанских народов — по крайней мере, так считал сам Цезарь. Вторая: они являются кельтами, то есть родственниками галлов и бриттов (вполне вероятная версия). Третья: пикты и их родичи скотты — скифы, переселившиеся в Британию (а вот это уже звучит как вызов!). Четвёртая: они вообще не являлись индоевропейцами. Большинство учёных придерживаются второй версии. И вроде бы можно просто посмотреть на язык, как мы это делали в предыдущих статьях, но нет — письменность пиктов до нас дошла, а вот сам язык — нет. И как он звучал, мы не знаем — только имена и отдельные слова, чего явно недостаточно для определения места происхождения пиктов. Он у них, однозначно, был — об этом упоминает ещё историк и богослов Беда Достопочтенный в «Церковной истории народа англов» — но вот был ли это очередной диалект кельтского или что-то отдельное, мы узнать не можем, да и вряд ли уже узнаем. Одни учёные предполагают, что это был язык родственный языку басков, другие — что это был древнекельтский язык. Скорее всего это был один из кельтских языков: об этом свидетельствуют названия различных мест и поселений на севере Британии (где жили пикты) и имена, которые явно имеют кельтское происхождение. Есть вообще версия, что у пиктов было два языка, из которых один был ритуальным (оригинальный пиктский), а второй — разговорный (пиктская версия кельтского или даже полностью заимствованный язык). Других зацепок нет: даже слово «пикт» вряд ли является самоназванием народа, так как на латыни «пиктии» означает «раскрашенный» или «разрисованный». Это очень подходящее название для этого народа, и позже вы узнаете, почему.
Но сами пикты, даже если они изначально не были кельтами, к тому моменту, как о них узнали римские историки, изрядно стали похожи на них похожи — об этом свидетельствует их культура и религия. Например, у пиктов огромным авторитетом пользовались друиды. К слову о высших силах — мы не знаем ни одного имени из пиктского пантеона богов, но их изображения и описания очень сильно похожи на галльских и бриттских богов. Например, в 1978 году шотландский фермер, живший в деревне Рини, откопал двухметровый камень с резным изображением бородатого мужика с длинным носом, острыми зубами и топором. Камень датируется 700 годом нашей эры и, скорее всего, на нём изображён Езус, хозяин природы в кельтской мифологии. Ещё одним доказательством того, что пикты исповедовали кельтское язычество, является женщина на коне, изображённая на плите в графстве Росс: это сто процентов кельтская богиня скотоводства Эпона (Люблю лингвистику! Эпона — слово, однокоренное с латинским Equus и греческим Ἱππος, т.е., «Лошадь» — прим. редактора)
Пикты были похожи на кельтов своей одеждой и вооружением: так же, как и кельты, пикты использовали топоры и спаты (короткий меч, которые позже у галлов заимствовала римская кавалерия, и который позже превратился в целую кучу других мечей). В то же время, для дальнего боя они предпочитали пращу и дротики, носили одежду в клеточку, браслеты на руках и шее. Но у них были особенные щиты, которыми не пользовались даже их соседи: они были очень маленькими и чаще всего в виде буквы «Н» или квадратными. Особенностью пиктов было то, что они все всегда рождались беловолосыми и с яркими глазами.
У пиктов было достаточно много странных обычаев, которые не наблюдались не только у кельтов, но и вообще у других индоевропейских народов. Например, всё тот же Беда Достопочтенный всё в той же «Церковной истории народа англов» пишет: «Если возникает сомнение, они выбирают короля скорее из наследников по женской линии, чем по мужской». Также у пиктов была распространена некая развратность: и мужчины, и женщины могли изменять друг другу и не скрывать этого, а из соплеменников никто это за измену и не воспринимал. Римский историк Луций Клавдий Кассий Дион Кокцеан (Ну и имя — прим. редактора) в своём дневнике рассказывал историю о том, как Юлия Домна, жена императора Септимия Севера, матом крыла пиктскую девушку за её развратность, но та сказала: «Это вы, римлянки, тайно становитесь любовницами самих жалких мужчин, а наши женщины открыто сходятся с самыми лучшими мужами своего народа по собственному выбору».
Ещё одной очень известной пиктской традицией было раскрашивать тела самыми разными рисунками. На телах рисовались различные узоры и символы, по которым можно было определить статус человека. Они рисовались только синими красками. Другими цветами для красоты в некоторых местах рисовались различные зверюшки, деревья. Пиктские воины в основном ходили в бой голыми: так они показывали своё презрение к смерти, чтобы умилостивить Тевтата, «отца племени» — бога воинов. Такой обычай прослеживался у кельтов и некоторых германцев, которые имели те же, но совершенно другие причины ходить в бой, имея из одежды только шлем (в лучшем случае). Кельты хотели таким образом польстить Тевтату, а германцы просто считали воевать голожопыми особой храбростью, показывая которую они автоматически становились любимчиками Вотана в Вальгалле.
В I веке нашей эры римляне захватили Британию (а ещё до этого туда наведался с визитом вежливости и двумя легионами Цезарь), после чего их земли подвергались бесконечным набегам пиктов. Стоит заметить, что у пиктов было весьма военизированное общество: чаще всего набеги совершали не какие-нибудь знатные вожди во главе профессионального войска, а обыкновенные деревенские бомжи, которые особо масштабных походов конечно же не предпринимали. Чтобы от них защититься, при императоре Адриане было построено оборонительное укрепление длиной 117 км: так называемый Адрианов вал простирался от Ирландского моря до Северного. Но особого результата этого не дало: варвары как совершали многочисленные набеги, так и продолжили этим заниматься. В 60-х годах IV века пикты разграбили Лондиниум! Лондиниум, Карл! Это был набег через всю чёртову Британию! И никакой Адрианов Вал даже не помог (Технически, это событие, так же известное, как «Великий заговор», произошло потому, что нёсшие на валу службу федераты из числа местных кельтов, решили, что им надоело служить римлянам за гроши, которые, до кучи, на тот момент им ещё и не платили, и просто пропустили пиктов вглубь страны. Опять же, справедливости ради, тогда в Британии вообще никому не платили — прим. редактора). Римляне поняли, что пикты не пальцем сделаны (конечно, орда диких варваров разоряет страну!), и начали действовать. В 80-х годах этого же века Феодосий Старший нанёс ряд сокрушительных поражений пиктам, а заодно — и заглянувшим на огонёк саксонским пиратам. Войско Феодосия прошло всю Британию снизу доверху, выгнав всех грабителей, потом вторглось на территорию пиктов, накостыляло всем уже там, добралось до северных берегов, и, по инерции, разгромило саксов на Оркнейских островах — это ещё 16 км на север по морю.
В 410 году, когда на трон Западной Римской Империи уже взошёл Флавий Гонорий Август, он прекратил существование провинции Британия, выведя оттуда то немногое, что осталось от местных легионов. Романо-бритты же не придумали ничего лучше, как пригласить на военную службу германцев. И тут поплыли в Британию многочисленные фризы, англы, саксы и юты (опять же, подробнее о «Великом заговоре», контратаке Феодосия и вторжении германцев — в соответствующей статье). Вскоре в Британии появилось много королевств, как англо-саксонских, так и бриттских. На севере было два королевства: пиктское — Фортриу, и скоттское — Дал Риада.
В начале VIII века королём пиктов становится Нехтон. Он сделал многое для своего народа. С самого начала своего правления он пытался подружиться с Нортумбрией, англо-саксонским королевством. Никак у него этого не получалось сделать, и оставался последний путь — креститься самому и привести ко Христу соплеменников. Это была нетрудная задача, т. к. христианство у пиктов ещё в VI веке активно распространялось: Колумба, святой покровитель Ирландии и Шотландии, доказал всем, что даже среди дикарей-пиктов можно успешно распространять христианство. После крещения у королевства Фортриу появился сильный союзник для борьбы с Дал Риадой и бриттским королевством Стратклайд. Однако победу не могли одержать ни те, ни другие. В 729 году Нехтон проиграл сражение при Монит-Карно другому кандидату на престол, Энгусу. После этого Нехтон постригся в монахи, а Энгус стал королём. Вот ему-то и удалось покорить Дал Риаду, после чего он совершил несколько походов в Ирландию. К сожалению, после его смерти в королевстве началась полная неразбериха: то пиктская знать приходила к власти, то скоттская. Всё это продолжалось больше века: лишь в середине IX века Кеннет мак Альпин («Мак» — значит, «Сын»), знатный скотт, взял власть в Дал Риаде, а потом захватил Фортриу, после чего устроил своеобразную «Ночь длинных ножей», перерезав всю пиктскую (и частично скоттскую) знать. В 843 году, когда Кеннет покорил пиктов, было провозглашено королевство Альба, королевство скотто-пиктского народа.
Появление нового сильного королевства, жители которого, хоть и были христианами, но по-прежнему оставались дикими варварами, означало одно: соседям пора готовиться к бесконечным набегам. На протяжении всего существования Альбы, скотто-пикты совершали набеги в Нортумбрию, Гвинед и Ирландию. Иногда королям Альбы удавалось захватывать власть в королевствах Ирландии, но происходило это нечасто и долго такие королевства не жили.
Походы Кеннета на англосаксов (к этому моменту уже можно писать этот этноним в одно слово), бриттов и ирландцев добром не кончились: в 850 году, пока король со своими воинами воевал в Ирландии, со стороны северного моря внезапно приплыли норманны, которые разграбили все северные и восточные (т.е., наименее защищённые) территории Альбы. В 862 году более крупный поход совершает дан (т.е., датчанин) ярл Олаф. Он хотел создать своё государство на островах, находившихся к северу и северо-западу от Альбы. Но у него ничего не получилось: в 865 году он было побеждён королём Константином мак Кеннетом. Во время правления Дональда мак Константина (889–900 года), викинги совершили крупный поход на Альбу. Они, как и прежде, начали с северной части королевства. Дональду удалось победить их битве при Иннисибсолиане, но норманнов это не остановило: в 900 году они стёрли с лица земли Данноттар, во время обороны которого погиб Дональд. Это был город в центре Альбы, викинги ещё никогда не заходили так далеко. К счастью, поход вглубь страны они решили не продолжать. До нас не дошли сведения, по какой причине северяне экстренно собрали чемоданы и отплыли домой, но, скорее всего, они потеряли слишком много людей при взятии Данноттара. В 903 году викинги вновь совершили крупный поход в Альбу, но в 904 году, в битве при Стратэрне, они были разбиты Константином мак Аэдой. В последний раз они совершают крупный поход в 960 году, но они даже не успели высадиться на берега Британии: их флот был уничтожен у острова Бухана королём Индульфом.
Начиная с XI века, название «Альба» исчезает со страниц истории. Ему на замену приходит английское слово «Шотландия». «Scottland» с английского переводится как «Земля скоттов». Скорее всего это связано с тем, что скотто-пикты постепенно уходили от своих варварских обычаев, перенимая европейскую культуру от Англии (а пикты, соответственно, уходили от своих обычаев, и перенимали скоттские). Уже к концу XI века они становятся совершенно непохожими на своих диких и воинственных предков.
Автор — Лев Котенев
Редактор — Андрей Маров
Больше интересного — Adeptus Historicus | Basilica