Ривер / River, 2015

Максим Бодягин
iDiot Daily
Published in
3 min readJun 13, 2016

Английская детективная драма, сочетающая мрачноватые виды современного Лондона с фирменной скандинавской тягучестью, бестящий бенефис шведского актёра Стеллана Скарсгарда, приглашённого на главную роль — полицейского детектива, страдающего от тяжёлой формы шизофрении. Журналистка Вики Пауэр из «Дэйли Экспресс» вспоминает слова Скарсгарда об этой роли:

«Тут не было особого простора для исследования, поскольку его [детектива Ривера] психическое состояние — это сочетание проблем и оно, вообще-то, не существует в том виде, что нам известен. Он не походит на обычных шизофреников, которые слышат голоса и испытывают недостаток эмпатии, но это не делает его образ менее правдивым. Что привлекло меня в сценарии — так это тот факт, что он был не похож ни на один из сценариев, которые я видел раньше».

Сериал «Ривер» — детище Эби Морган, написавшей до этого сценарий для байопика The Iron Lady о жизни Маргарет Тэтчер с Мэрил Стрип и замечательным Джимом Бродбентом. Морган также автор сериала The Hour о британских спецслужбах времён «холодной войны», где отметился Доминик Уэст — главный актёр первого сезона лучшего в мире детективного сериала The Wire. Центральную идею сериала Эби Морган, по своему собственному признанию, позаимствовала в романтической музыкальной драме покойного ныне Энтони Мингеллы «Верно, безумно, глубоко» (Truly Madly Deeply, 1990). Именно там женщина, глубоко переживая смерть своего друга, начинает видеть его в реальной жизни.

Слева — убитая напарница Ривера, справа — психиатр, пытающийся вытащить его из пасти безумия

Идея показать в фильме расщепление личности, постоянно слышащей голоса в собственной голове, пришла Морган, когда дети сказали ей: «Мама, ты постоянно говоришь сама с собой».

«Я поняла, сколько у меня действительно посторонних людей в голове и насколько мне комфортно с ними. Это происходит не так, как у людей с психическими расстройствами. Это голоса из нашего прошлого, нашего будущего или опыта, который мы переживаем, и я надеюсь, что это — нечто такое, с чем может отождествиться зрительская аудитория», — рассказала Морган телеканалу ВВС.

Скарсгард вспоминал, что процесс съёмки оказался достаточно необычным:

«Сначала мы снимали сцену с актёром, что играет призрака, появляющегося перед Ривером, потом снимали в точности ту же сцену, но без никого вокруг. Это выглядело фантастически, потому что ты расхаживаешь вокруг, жестикулируешь, говоришь с кем-то, кого на самом деле нет, и всё это выглядит довольно интересно».

Для Скарсгарда такая манера съёмки стала своего рода вызовом, поскольку он любит достаточно свободно вести себя в кадре. К счастью, он хорошо помнил все действия и реплики актёра в прошлой сцене и мог отвечать «призраку» через правильные временные интервалы.

Сыграл Скарсгард настолько блестяще, что описать эту игру невозможно. Неуловимые движения его мимики, практически незаметное изменение в выражении глаз — и тебя уже пронзает щемящее сочувствие к пожилому человеку, который потерял близкого друга. А через мгновение он становится колючим и неприятным, потным типом, от которого хочется держаться подальше. Впрочем, «Ривер» дарит целую коллекцию отличных актёрских работ. Тут тебе и семейка ирландских гопников, и ватага эмигрантов в местной шаурмячке, и руководство полицейского участка, и мелкий наркодилер в спортивном костюме, словно вынырнувший из соседней подворотни.

Немолодая старший детектив-инспектор Крисси Рид на фоне нетуристического Лондона

Ну и Лондон. Сам город. Без Биг Бена, Вестминстера и прочей культурно-исторической мишуры. Унылые панельные дома, спальные районы, огромные стеклянные офисы, где выживает и сходит с ума куча понаехавших со всего мира несчастных. Бесчеловечные декорации как нельзя лучше иллюстрируют одиночество и холод, в которых живут все герои фильма. Сам развязка окажется непредсказуемой и чудовищной, под стать этой изнанке Лондона. Иногда есть секреты, которые лучше не выволакивать на свет.

Originally published at idiot-daily.ru on June 13, 2016.

--

--

Максим Бодягин
iDiot Daily

Писатель, котовод, собаколюб, домосед. Автор блога iDiot Daily