Бесконечное не-путешествие

Интервью с Нао Тацуми

Ksenia Kopalova
IINE!
5 min readJul 25, 2018

--

Street View Journey: Baja California. Автор — Нао Тацуми.

Нао Тацуми – художница из Фукусимы, которая сейчас живет и работает в Йокогаме. Она рисует, путешествуя, но не выходя из дома: в основе ее работ – Google street view, с помощью которого она находит интересующие ее виды по всему свету. Это статичные городские пейзажи с непримечательными заправками, магазинчиками у дороги, пустынными пляжами и зданиями складов. Почти всегда светит солнце, почти всегда – лето. Парадокс и интрига работ в том, что зритель (и автор) отчетливо “путешествует”, передвигается в пространстве и совершает за минуту прыжки с одного конца Земли в другой, но при этом так же очевидно стоит на месте. Автор и зритель никуда не движутся, изображение – тоже. Ничего не происходит. При этом изображенные места выглядят так, как будто находятся в одном и том же городе – тем удивительнее то, что по факту они разбросаны по всему миру: такое чувство, что это пейзажи из сна, где любое место, сколько бы правдоподобным оно ни казалось, – всего лишь проекция ума.

Street View Journey : Calama, Chile

Недавно в токийской галерее Ondo прошла персональная выставка художницы Street view journey – впечатляющая хроника ее виртуальных “не-путешествий”.

Я попросила Тацуми-сан рассказать о себе, своих работах и о выставке.

Расскажите немного о своем образовании. Насколько я знаю, вы изучали не только иллюстрацию, но и архитектуру, и дизайн одежды. Что привело вас в итоге к иллюстрации, и что оказалось самым важным из того, что вы вынесли из учебы?

Сначала я изучала в университете архитектурный дизайн (прим.: на факультете искусств в университете Цукуба). Но чем больше видела работы мастеров в этой области, тем больше понимала, что это не моё, и в итоге с архитектурой решила расстаться. Я хотела найти что-то, что было бы “ближе к телу”, что-то, с чем есть тактильная связь, поэтому стала изучать дизайн одежды (прим.: в Bunka Fashion College, где в свое время учился, например, Ёдзи Ямамото). Мои дедушка и бабушка занимались ремонтом одежды, а у родителей свой бизнес — они одежду продают, так что с детства тема моды мне была близка.

Street View Journey : Albuquerque, USA | Street View Journey №117: Laundry. Senegal

После учебы появилась подработка в области веб- и графдизайна, так что на какое-то время это было моей работой.

После одна задуманная мной книга неожиданно выиграла конкурс иллюстрации – Tully’s picture book award, и тогда я уже задумалась о том, чтобы изучать рисование глубже и пошла в учиться (прим.: в школу иллюстрации Аояма). Самым полезным там было получить базу в работе с материалами и научиться думать, как иллюстратор.

Развороты из книги “Белый медведь, который ненавидел белый цвет”, выигравшей конкурс Tully’s picture book award

Когда я стала рисовать свободнее, я почувствовала, что рисование мне в наибольшей степени подходит как выразительное средство, и тогда уже определилась с дальнейшим путем развития.

Почему именно Google street view, и как именно вы выбираете тот или иной город и вид?

Мне нравятся пейзажи и здания (видимо, все же я люблю архитектуру). В Google street view просто найти натуру, поэтому начала им пользоваться. Мне нравится, что там можно найти виды, которые откликаются лично во мне, а не те, что принято считать “достопримечательностями”.

Слева — кадр из Google street view в Канаде, справа — его интерпретация от Нао Тацуми.

Для меня одна из особенностей ваших работ в том, что атмосфера в разных городах выглядит похожей: это почти всегда бесконечный солнечный день, в котором застыли одинаковые заправки и стоянки автомобилей, здания доков, окраинных супермаркетов… Всё это как будто находится в одном городе. Тем более поражает, когда узнаешь, что по факту один пейзаж бразильский, а другой – литовский. Вы добиваетесь этого эффекта намеренно, или это в большей степени происходит неосознанно?

Больше неосознанно.

“Правильные” пейзажи, те, которые у меня в голове “щелкают”, можно найти в любой стране. Но если речь идет о коммерческой иллюстрации, а не об искусстве, то, наверное, важно было бы передавать характерные особенности того или иного места.

Street View Journey №120: Peru

Расскажите немного о том, как началось ваше сотрудничество с галереей Ondo. Чем она отличается от других мест? И, если представить, что недавний выпускник школы иллюстрации хочет выставиться там, то что ему следует сделать?

Я выкладывала свою серию Street view journey в Инстаграме и Твиттере, ее увидели владельцы галереи и предложили устроить персональную выставку. В Ondo дают советы по поводу того, какие работы лучше выставить, чтобы получить больше заказов, и финансовые условия там очень хорошие. Помимо этого в токийском Ondo художникам предоставляют жилье, и вообще, многое делают для того, чтобы создать общее пространство для Токио, регионов и заграницы.

Если художник хочет там выставиться, то, наверное, нужно написать владельцам и показать свои работы. Если найдется взаимопонимание, то и выставка, наверное, сложится.

Работы из серии Street view journey, сделанные за месяц.
Недавняя выставка в токийской галерее Ondo

Кто из художников на вас больше всего повлиял? Кого бы вы посоветовали посмотреть?

Дэвид Хокни и Жан-Филипп Деломм мне очень нравятся, часто смотрю их работы. И многому научили мои преподаватели в школе Аояма –Тацуро Киути и Хироюки Идзуцу.

Есть ли у вас “проект мечты”?

Особенно об этом не думала: меня довольно сильно поглощает то, что я просто рисую изо дня в день. Но, наверное, было бы здорово одновременно сделать что-то вместе с художниками из других стран, которые тоже используют street view.

Street View Journey №115: Unknown dancers. Arizona.

Сайт Нао Тацуми: http://tatsuminao.tumblr.com/

Инстаграм: https://www.instagram.com/nao_tatsumi/

--

--