«Мне стали сниться радужные горы»

Интервью с Анастасией Мелиховой

Olesya Shchukina
IINE!
8 min readMay 10, 2019

--

Режиссёр-аниматор Анастасия Мелихова живёт в Екатеринбурге и снимает завораживающие мультфильмы, в которых есть место музыке, абстракции, поэзии и чувственным метафорам. В этом году она два месяца провела в Токио, в арт-резиденции Residency Program for Overseas Media Arts Creators.

Ежегодно из полученных заявок жюри выбирает всего три проекта из области медиа-искусств, включая медиа-арт, видеоигры, анимацию, видео, комиксы и др. Программа длится 60 дней. Резиденция покрывает расходы на дорогу, предоставляет жильё и студию в Токио, а также небольшую стипендию.

Анастасия Мелихова поделилась своим опытом жизни в Токио и рассказала о мультфильмах, прошлых и будущих.

Фильм Анастасии Мелиховой «Первый гром» (2017)

Откуда ты родом? Ты же не из Екатеринбурга?

Я из Пыть-Яха. Это на севере, рядом с Сургутом. Очень маленький город. Мы с Юлей Войтовой из одного города.

Она тоже оттуда?

Да, из одной школы искусств. Она постарше училась, но мы знакомы были в Пыть-Яхе.

Анастасия Мелихова (фото: Кристина Морис)

Как ты узнала про отделение анимации в Уральском Архитектурно-художественном университете?

Вот Юля поступила. Потом ещё одна девочка с нашей школы. И я тоже.

Тебе уже тогда нравилась анимация?

Я не помню себя в тот момент… Я всегда любила рисовать и как-то решилась. Видела, может быть, что в этом есть будущее, современность. Не знаю, как так вышло, потому что кино я особо не интересовалась. И мультфильмами… Смотрела, как все дети. Наша семья любит мультфильмы. Но чтобы авторское кино или авторские мультфильмы — вообще не интересовалась.

С Анной Будановой ты уже в Екатеринбурге познакомилась?

Да, она меня позвала работать на «Среди чёрных волн», когда я студентом была. Вроде она видела уже, что я делаю, и она мне написала. Это был большой опыт, хороший для меня. Я училась днём, а вечером работала аниматором.

Фильм Анны Будановой «Среди чёрных волн» (2016), на котором Анастасия работала аниматором

Как ты узнала про резиденцию в Японии?

Я была в другой резиденции как раз, в Дании, и мне прислали приглашение, потому что я выиграла приз на Japan Media Arts Festival. Они, видимо, всем, кто был отобран, во все года, отправили приглашение на ту резиденцию.

У тебя был уже какой-то проект готовый? Или ты придумала специально?

До этого я подала в Министерство культуры проект мультфильма «Начало света». Получается, использовала тот же самый, но я додумала его, сделала больше эскизов.

Он основан на сказке про солнце и луну. Звучит не очень, но я хочу грустную и красивую историю сделать, про брата и сестру близнецов и как они всё время были вместе. Потом они расстались навсегда, потому что один стал Солнцем, другой Луной. Про тигра, у которого была в полосках светотень, про создание света самого.

Эскиз к проекту «Начало света»

Он тоже будет музыкальным?

Я сегодня только разговаривала с композитором. С тем же, у которого попросила музыку для «ETERNITY». Мы договорились, что он мне напишет музыку. «Начало света» не будет полностью музыкальным, как предыдущие, потому что мне сейчас интересно построить свой ритм повествования, не зависящий от музыки. Но музыка будет. Надеюсь, красивая очень, но, наверное, какими-то частями. У меня есть космические вставки — там будут музыкальные части.

Эскиз к проекту «Начало света»

У тебя часто все начинается с чего-то реального, а потом хоп, и уходит в метафоричное.

В этот раз всё постоянно будет так перемешиваться. Реальная жизнь детей, а параллельно в космическом пространстве начинает появляться сотворение света. И эти дети тоже в космическом пространстве. В общем, переплетение. Мне интересно такое делать. Как всегда страшно, но интересно.

Ты обычно пишешь сценарий или сразу начинаешь рисовать раскадровку?

Мне нужно подавать сценарий для Министерства культуры, но, конечно, не очень у меня получается. Я обычно рисую много картинок, которые мне нравятся, придумываю на тему, а потом из них собираю раскадровку.

Анастасия Мелихова, процесс работы над «Первым громом»

В фильме «Первый гром» очень много цвета, а в «ETERNITY» уже практически нет. Как будто ты совсем по-другому с цветом стала работать. Это осознанное решение или само произошло?

Наверное, само. Когда делала «Первый гром», там всё синее, фиолетовое и чуть-чуть совсем жёлтенького, но почти тоже монохромная вещь.

Раньше я очень любила живопись. Мне кажется, на «Первом громе» у меня закончилась эта большая любовь. Мне всегда было интересно думать про цвет, слушать про цвет и, например, когда я делала «Первый гром», я даже ходила во всём синем. Мне нравилась такая палитра цветов. Я подумала, что интересно сделать мультфильм про весну, в котором не будет солнечных зайчиков и всего цветного, яркого. Мне показалось, это может быть хорошим… ну, не контрастом… Может, так стильно будет.

Потом «ETERNITY» делала, и мне показалось, что музыка просит космоса и что для этого проекта подходит тонкая графика и чёрный фон.

Фильм Анастасии Мелиховой «ETERNITY»

Сейчас тоже делаю фильм чёрно-серый-золотой-жёлтый. Когда была в резиденции в Японии, там было всё такое яркое, и мне стали сниться радужные горы, несколько раз подряд, а потом — как я в длинном радужном платье. Я подумала, что это знак, что надо использовать цвет. Я накупила маркеров и стала использовать их в скетчах.

На фильм это как-то повлияло?

Думаю, что я вставлю небольшие радуги, но они не будут так уж сильно бросаться в глаза. То есть космическое пространство будет, какие-то белые и золотые тоненькие штучки. Тоненькие радужные штучки.

Какую часть работы ты делала в Японии?

Черновую анимацию. Мы вместе с моей подругой Верой Поздеевой делали. Она здесь, в России, а я там. Аниматик дальше придумывала, какие-то эскизы.

Анастасия Мелихова за работой на студии «А-фильм», Екатеринбург (фото: Кристина Морис)

Сложно было концентрироваться на работе, когда вокруг Токио? Или ты спокойно сидела в студии и ничего тебя не отвлекало?

(Смеётся) Нам выделили мастерскую, вообще без окон. То есть она была очень классная, большой арт-комплекс, но там не было окон. Выходишь из неё и не понимаешь, где ты, сколько времени. Ты ещё поговорил, например, с аниматором по скайпу, и кажется, что ты в России.

Владелец хостела — мы жили в классном хостеле — поставил нам круглый стол на первом этаже. Там было гигантское окно на три этажа, мы сидели вместе, работали за компьютерами, и было не так грустно.

Кто ещё был с тобой в резиденции?

Были две девушки. Одна из них Ева Мюллер, из Германии, она комиксы рисует. Вторая Роза Менкман, из Нидерландов, но тоже живёт в Германии. Она медиа-художник, учёный, преподаватель в университете. Ещё в хостеле есть резиденция—владелец приглашает художников и предоставляет им жилье, а они должны за это сделать выставку. Там были ребята из Австралии, Пакистана, из Японии парень тоже приехал. Так что была такая атмосфера, весёлая.

Скетч Анастасии Мелиховой

Когда ты успевала делать зарисовки, которые у тебя в инстаграме? Между делом? Или ты специально ходила куда-то?

Нет, бродила по городу, гуляла. Это, кстати, отдушина большая—рисовать просто скетчи, потому что анимация — это всё равно тяжело. Процесс долгий, и ты часто мучаешься. Со скетчами по-другому. Вот у тебя есть какая-то эмоция по поводу того, что ты видишь, и ты рисуешь. Или тебе просто красиво, и ты это нарисовал. В общем, одно большое удовольствие. Иногда скучно бывает рисовать, как всё есть, и ты что-то придумываешь. Оно само придумывается.

Скетч Анастасии Мелиховой

Что для тебя стало самым запоминающимся во время резиденции?

Мы жили рядом с блошиным рынком. В один день мы пошли туда, и я купила очень маленького жёлтого тигра, микро-скульптуру. Было так солнечно, мы ели вкусные пирожки на берегу реки, а вечером я была на классной выставке. Это был Тама университет, выпускная выставка текстильщиков. Одна из лучших выставок, которые я когда-либо видела в жизни!

А до Гэйдая, где преподаёт Кодзи Ямамура, ты доехала?

Доехала, на работы студентов. Потом к Ямамуре на студию приходила. Это тоже, кстати, один из хороших дней. Ямамура всегда меня вдохновляет, но когда ты видишь всё, что он делает, его продуктивность и насколько он увлечён..! То, что у него дома в мастерской так много вещей, но они все в порядке. У него была коробка с лампочками и хлам красивый, но всё в идеальном порядке.

Фильм Кодзи Ямамуры «Сельский врач»

Изменилось ли что либо в твоём подходе к работе после резиденции? Ты чувствуешь, что ты была какой-то одной Настей, а стала другой?

Про это да. Я, как личность, мне кажется, поменялась немного. Не могу сказать, что в Токио я работала продуктивней, чем здесь. В Екатеринбурге ничего не отвлекает, а в Токио хотелось всё смотреть.

Я набралась много впечатлений и добавила детали в фильм, которые видела из жизни там. И эмоции, это самое главное. В Токио я получила те эмоции, которые мне нужны для фильма.

Какое у тебя любимое место в Токио?

Парк рядом с хостелом—надо пройти минут 20 через мост и реку. Напротив была монорельса, и она каталась туда-сюда. А с той стороны было тихо и спокойно, и кошки ходили вокруг. Парк тоже очень нравился— я часто утро там проводила.

Скетч Анастасии Мелиховой

Когда я узнала что прошла в резиденцию, очень боялась, что буду жить снова где-нибудь в центре. Но нас поселили в прекрасном тихом месте, рядом с синтоистским храмом. Там были двухэтажные маленькие здания, и нам дали велосипеды. Я каталась везде, и было очень круто.

Какой это район?

Cинагава. Это юго-восток Токио. Ниже рыбного рынка.

Что бы ты посоветовала тем, кто решит отправить заявку на программу Residency Program for Overseas Media Arts Creators?

Мне кажется, им очень важно, чтобы было расписано, что ты хочешь сделать в резиденции, какие у тебя даты, какие сроки.

Анастасия работает над новым фильмом «Начало света» (фото: Кристина Морис)

Чем отличается арт-сцена Токио от екатеринбургской?

В Екатеринбурге нас не очень много, и мы все друг друга знаем. В Токио было такое же чувство. С моими японскими друзьями мы были в резиденции в Дании, и в Токио нас позвали показывать мультфильмы, которые мы делали в Виборге и наши предыдущие работы. Было открытие, и пришли все местные аниматоры. Потом, когда я ходила ещё на какие-то анимационные мероприятия, всегда встречала одних и тех же людей, поэтому у меня сложилось впечатление, что анимационная сцена тоже маленькая. Именно авторская анимация, которой мы занимаемся.

Cобытий анимационных много в Токио?

Больше, чем в Екатеринбурге. За два месяца я была на четырёх-пяти. Я ещё ходила в галерею, на выставку Тацухиро Ариёси, художника-аниматора, который мне очень нравится. Я как-то давно смотрела диск, как раз с выпускниками Гэйдая, и его фильм «Из камня» (From A Stone) мне сильно запомнился. Я встретилась с ним лично на открытии художественной выставки, он там был с другими ребятами. Потом я ходила на его персональную выставку. Это была премьера его нового мультфильма.

Фильм Тацухиро Ариёси «Из камня»

Получается, это был второй раз в Японии, то есть уже не было шока от всего происходящего?

Да, но у меня был страх, когда я была в первый раз. Я делала вид, что была очень впечатлена, но, на самом деле, мне было тяжело, потому что я совсем ничего не знала про Японию. Поездка была классная, но не могу сказать, что я сильно полюбила всё то, что увидела, и подала заявку второй раз просто потому, что мне прислали приглашение. Я ни на что не рассчитывала и не могу сказать, что глубоко в душе я этого очень хотела.

Когда я узнала, что еду, мне было радостно, но я думала, что буду жить в центре Токио все два месяца, и не была в восторге. Но всё оказалось просто потрясающе. Я сильно прониклась и теперь очень скучаю.

Расскажи, что стало с жёлтым тигром с блошиного рынка.

Он стоит напротив меня и смотрит.

Жёлтый тигр

Ссылки на работы: Инстаграм. Вимео.

Фотографии и рисунки предоставлены Анастасией Мелиховой.

--

--