Интервью с Ходзи Цутия

Olesya Shchukina
IINE!
Published in
3 min readNov 9, 2023

Ходзи Цутия — аниматор-самоучка, который использует уникальный стиль перекладки, где кусочки бумаги, похожие на мозаику, превращаются из одной картины в абсолютно новую. Это выглядит одновременно ажурно, как красивые и насыщенные деталями обои, и трогательно, потому что чувствуется, что всё сделано руками, и небольшие погрешности добавляют обаяния. В интервью IINE! автор рассказал о своих работах, процессе и технике.

Кадр из анимации Ходзи Цутия “Spring time-old man”

Когда вы начали делать анимацию? Где вы учились? Вам нравилось рисовать, когда вы были ребёнком?

Когда я был подростком, мне нравилось рисовать мангу и сочинять музыку. Вообще я довольно быстро меняю интересы, но когда я учился в младшей школе, то провёл целых 4 года за рисованием многостраничной манги.

Я ходил в арт-школу, но через год бросил.

В 2004 году я познакомился с техникой, в которой видеокамерой снимают очень короткие видео, так что конечный ролик выглядел, как покадровая съемка. Это и подтолкнуло меня к тому, чтобы заниматься анимацией.

Вы смешиваете рисованную анимацию и бумажную перекладку очень особенным образом. Как вы придумали такую технику?

Мне нравится пробовать разные техники. К этой я пришел в процессе экспериментов, и мне кажется, она расширяет звучание работы и пространство для воображения зрителя.

Как вы придумываете истории для ваших фильмов? Вы пишете сценарий? Рисуете раскадровку? Как выглядит ваш процесс?

Зависит от ситуации. Сейчас я их в основном рисую для работ на заказ, но вообще я стал их делать только в последние несколько лет. Например, в “Black long skirt” (2010) раскадровки не было, и над этой анимацией я работал два года. В клипах “Spring time-old man” (2016) и “A Long Dream” (2017) я использую ту же технику, в которой я накладываю картинки друг на друга как в коллаже. Для них я раскадровок не делал, это была скорее импровизация.

Обычно я стараюсь каждую отдельную сцену собрать настолько крепко, насколько это возможно, но при этом общей картины в голове у меня часто нет. Я очень рад, когда в процессе получается что-то неожиданное и интересное.

Над чем вы сейчас работаете?

Сейчас — над проектом “Hoichi”, анимацией, основанной на японских кайданах, рассказах о сверхъестественном. Я работаю над ней вот уже 10 лет, и очень хочу ее закончить!

Как выглядит ваше рабочее место?

Вот уже около 8 лет я использую старый деревянный сундук, который я превратил в съёмочный стол.

Фотография: Hoji Tsuchiya

Я читала, что вы жили в Берлине. Почему вы решили туда переехать? Как это изменило вас и ваши работы?

Я жил в Берлине до 2018 года, сейчас я в Японии. Это был очень хороший опыт, который показал мне, насколько поверхностным и туманным было моё чувство собственной идентичности. Я в очередной раз убедился, что анимация — шире рамок, которые задают язык и национальность, и мне захотелось больше узнать о той стране, откуда я родом.

Вы часто сами пишете музыку. У вас есть отдельные музыкальные проекты, или вы пишете музыку только в дополнение к анимации?

Мне нравится делать музыку для анимации, и раньше я даже играл нойз в группе. Еще мне нравится делать клипы для других музыкантов. Сейчас своего музыкального проекта у меня нет, но я написал песню “Theme of the Planet Family”, которую использовали в образовательной передаче “Shakiin!” на японском телевидении.

Что вам приносит радость?

Мне очень нравится чувствовать, что в процессе работы я — первый свидетель создания чего-то нового.

Вы общаетесь с другими аниматорами?

Недавно я поработал с японским режиссёром Мираи Мидзуэ, мы делали анимацию для клипа “AVIVANONNON”. Я очень давно восхищаюсь Мираи Мидзуэ, и сделать с ним проект стало настоящим событием!

Клип группы Tempalay, на котором работал Ходзи Цутия

Ходзи Цутия на Vimeo: https://vimeo.com/hojitsuchiya

--

--