Ёрико Мидзусири

Интервью с создательницей мультфильмов о неге и тактильности

Olesya Shchukina
IINE!
3 min readJul 9, 2020

--

Ёрико Мидзусири, фотография из архива автора

Ёрико Мидзусири выделяется среди других современных японских режиссёров. У неё аккуратная графика пастельных тонов, а действие в её фильмах никуда не торопится. Анимация тягучая и медленная. Есть время насладиться каждым моментом и прочувствовать его так, как будто прикосновения героев на экране — твои собственные.

Трейлер к фильму «Камакура» (Kamakura, 2013)

Когда вы заинтересовались анимацией? Где вы учились?

В институте я училась на графического дизайнера, но занятий по анимации и видео у нас не было.

Надо было браться за дипломную работу, а я толком не знала, чего хочу, поэтому каждый день рисовала ягодицы. 尻 (читается как «сири» и означает ягодицы, *примечание IINE) — второй иероглиф в моей фамилии, и он мне никогда не нравился, поэтому наперекор самой себе я продолжала рисовать ягодицы.

Чем больше я рисовала ягодицы разными способами, тем больше вовлекалась в процесс, и мне стало интересно, как я могу внедрить эти рисунки в мои работы.

«Почему бы вам не попробовать анимацию?» — посоветовал мой профессор, и с его подачи я в первый раз нарисовала мультфильм.

Shiri Play (2005) (Сири Плей), дипломный фильм Ёрико Мидзусири

Я рисовала анимацию традиционным способом, на кальке, и училась в процессе. Знакомство с анимацией стало для меня поворотным моментом.

Если говорить о вашем фильме «Футон», то что появилось раньше — музыка или анимация?

Не только в «Футоне», но и в других работах тоже я могу придумать только анимацию. Мне сложно увидеть музыку заранее. Мой список пожеланий к звуку обычно короткий, я полностью доверяю композитору.

Трейлер к фильм «Футон» (FUTON, 2012)

У вас очень мягкая цветовая палитра пастельных тонов. Как вы её нашли?

В анимации для меня важнее всего движение линий. Я хочу, чтобы зрители обращали внимание именно на это, поэтому вместо ярких цветов выбираю мягкие, приглушённые.

Где вы ищете идеи для своих мультфильмов?

Я не пытаюсь искать вдохновение в чём-то конкретном. Когда я работаю над мультфильмом, то нахожу идеи и подсматриваю за движениями в моей обычной жизни. Мне нравится рисовать движения, которые мне близки и знакомы, открывать в них что-то новое и восхищаться этим.

В ваших мультфильмах все движения замедленные и очень спокойные. Как будто вы хотите, чтобы зрители смогли всё подробно рассмотреть и насладиться каждым микро-движением. Почему именно такой тайминг?

Я хочу трогать мягкие предметы, а не твёрдые. Я чувствую их доброту. Думаю, здорово, если и мне, и зрителям через эту мягкость и размеренность удастся почувствовать доброту.

Медленная и тихая анимация добавляет напряжённости. Важно, чтобы получилась смесь из ощущения мягкости и напряжения спокойствия.

Когда я что-то рисую, то одновременно представляю, что я по-настоящему прикасаюсь кожей к этому предмету.

Когда я рисую и хочу, чтобы зрители могли рассмотреть определённую часть анимации, я постепенно добавляю дополнительные рисунки (кадры), и движение замедляется.

Вы когда-нибудь делали фильмы с другим ритмом? Или вам всегда была интересна «замедленность»?

Быструю анимацию я тоже рисовала, но каждый раз мне казалось, что что-то не так. Например, если рисуешь анимацию в том же темпе, что и очень ритмичная музыка, то идёшь против тайминга собственной анимации, и всё разваливается. Похоже, медленная анимация мне больше подходит.

Кто ваши любимые режиссёры-аниматоры?

Дэвид О’Рейли, Масанобу Хираока, Ацуси Вада, Рё Хирано, NuQ, SAIGO NO SHUDAN. Мне нравится снимать короткометражные мультфильмы, но смотреть я их не очень люблю.

EVISBEATS — NEW YOKU feat CHAN-MIKA, музыкальный клип от SAIGO NO SHUDAN

Сложно ли быть в Японии независимым режиссёром-аниматором? Можно ли нормально жить, снимая только свои собственные мультфильмы?

Жить только на доходы от короткометражных фильмов сложно. Денег на создание короткометражной анимации практически нет. Я живу на доход от коммерческой работы: делаю рекламные ролики, музыкальные видео, контент для интернета, видео для музеев и т.д.

Не всегда это проекты, нарисованные в моём стиле. Иногда я анимирую рисунки других иллюстраторов, это мне нравится.

Есть много восхитительных режиссёров-аниматоров, но мне кажется, делать короткометражное кино очень тяжело. Например, студент рисует классный дипломный проект, а после учёбы идёт работать в продакшн-компанию, тратя всё своё время на коммерческие проекты. Делать свои собственные фильмы почти не остаётся возможности (то же самое можно сказать про фрилансеров).

Сейчас я делаю короткометражный фильм с компанией NEWDEER. Она специализируется на анимационных проектах. Думаю, что если таких компаний станет больше, то у режиссёров появится гораздо больше возможностей снимать свои собственные фильмы.

Какую вашу работу вы больше всего любите?

Клип на японскую песню 1970 года My Luxury Night (マイラグジュアリーナイト). Я его сделала специально для телепрограммы, которая снимает видео для старых песен, во времена которых музыкальные клипы ещё не были популярны. Я очень люблю эту песню, поэтому была невероятно рада, что могу сама нарисовать для неё клип.

Клип Ёрико Мидзусири на песню My Luxury Night

Ёрико Мидзусири на vimeo и в инстаграме.

--

--